Рауль дал порулить. Зачем кубинцев порадовали "молодым" президентом
Брат покойного Фиделя Кастро Рауль получил бразды правления в 2006 г. А в конце 2017-го стало известно о его решении в некотором роде уйти на покой. И в среду, 18 апреля, единственным кандидатом на пост президента Кубы выдвинут вице-президент Мигель Диас-Канель. В среду же состоялось голосование в Национальной ассамблее народной власти Кубы, результаты которого на момент подготовки данного материала еще не оглашались. Согласно процедуре это произойдет на следующий день, то есть сегодня. В Гаване еще ранее утро. Но никакой погоды голосование 604 представителей бутафорского парламента, собирающегося дважды в год, не сделает. Во главу угла ставится среди прочего символизм, а он заключается в том, что новый президент на Кубе появится 19 апреля, то есть в день, когда 57 лет назад кубинцы одержали верх в сражении с американскими силами в заливе Свиней.
Еще один символизм: избрание (какое совпадение) 57-летнего Диаса-Канеля президентом считается знаковым событием, поскольку у руля якобы впервые будет человек, фамилия которого не Кастро. Для начала давайте познакомимся с этой персоной поближе.
Юный Мигель
Без пяти минут президент родом из городка Пласетас в центральной провинции Вилья-Клара. Инженер по образованию, который после выпуска ушел в армию. Участвовал в военных миссиях за рубежом, в частности в Никарагуа. Навоевавшись, ушел в чиновники, став первым секретарем партийного комитета своей родной провинции. А в 2003-м пошел на повышение, перебравшись на ту же должность в провинции Ольгин. В том же году становится членом Политбюро Компартии. А спустя шесть лет — министром образования. В этой должности проработал до 2012 г. и ушел на пост первого вице-президента Госсовета и Совета министров с 2013 г.
Как видим, карьера Диаса-Канеля развивалась весьма стремительно. Такой успех в столь "юном" для кубинской номенклатуры возрасте. Но при этом широкой публике он оставался неизвестен. Государственные СМИ начали раскручивать его лишь несколько лет назад. Хотя, стоит заметить, соседи вице-президента и жители Вильи-Клары отзываются о нем положительно — скромный технократ, который не переехал в особняк, как прочие чиновники его ранга, и даже свой дом не улучшал. Это, конечно, ему на руку, и СМИ уделяли немало внимания таким позитивным качествам.
Власть создала ему образ молодого прогрессивного деятеля, чтобы порадовать и молодое поколение, и старое — из тех, кто своими глазами видел революцию 1959 г. "Ему нравятся Rolling Stones, он любит The Beatles, у него есть iPad. Мы видим, что об этом твердят (в СМИ) снова и снова", -— отмечает в интервью USA Today преподаватель международных отношений и политики в Колумбийском университете, эксперт по Кубе Кристофер Сабатини.
А Джон Маколифф из Фонда примирения и развития (специализируется на укреплении связей с бывшими "оппонентами" США вроде Вьетнама) рассказал Financial Times, что Диас-Канель играет на своей неформальности и открытости. Он также вспомнил, как несколько лет назад на приеме в Гаване видел будущего президента с супругой, наслаждающихся музыкой популярной постреволюционной кубинской группы Los Van Van. Господин Маколифф сравнил избранную Диасом-Канелем модель поведения с тем, как себя преподносят избирателям американские политики.
Такого президента показывали кубинцам. Как верно заметил Сабатини, все это походит на хорошо организованную информационную кампанию. Образ Диаса-Канеля как бы обещает населению обновление элит и осовременивание Кубы, царства "студебекеров" и "бьюиков" 50-х годов прошлого века. При этом он остается верным последователем марксизма-ленинизма и собственно Фиделя Кастро как олицетворения революции.
И если с населением Диаса-Канеля знакомили несколько последних месяцев, то с мировыми лидерами начали несколько лет назад. За относительно короткий срок он успел встретиться на Кубе с руководством Мексики, Испании, Германии, Индии, Пакистана, Сальвадора, ЮАР, Португалии, ОАЭ, Ватикана и губернатором Нью-Йорка Эндрю Куомо. Кроме того, возглавлял правительственные делегации в Россию, Китай, Японию, Северную Корею, Никарагуа, Эквадор, Анголу, Боливию и посещал саммит Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна в 2016 г.
Муй бьен? Но
При этом не стоит тешить себя надеждой на кардинальные изменения на острове, ведь в реальности Диас-Канель не менее жесткий антиимпериалист, нежели братья Кастро и партийные динозавры. Как-то в сеть просочилось видео, где он разглагольствовал о том, что иностранные (США, Норвегия, Испания, Германия и Великобритания) дипмиссии в Гаване являются аванпостами "подрывной деятельности" против Кубы.
Так что имеет место прежде всего косметический "ремонт" кубинской власти. Авось Вашингтон схавает и вернется к вектору Барака Обамы, хотя бы частично. В любом случае эпоха Кастро завершилась лишь формально, поскольку Рауль Кастро остается лидером Компартии по меньшей мере до 2021 г. и сохранит контроль над армией — главным "бизнесменом" острова. То бишь Рауль у руля до своего 90-летия.
И вот что об этом "историческом" событии пишет дочь кубинских эмигрантов, журналист Miami Herald Фабиола Сантьяго: "Я всю жизнь ждала знаменательного дня, когда закончится 60-летнее правление Кастро и демократия буде процветать на моем любимом острове, обеспечивая благоденствие, политический плюрализм и примирение с кубинским народом". Но нет, отмечает автор, передача власти не означает, что момент настал, а, напротив, является еще одной "главой нескончаемого разочарования", поскольку консерваторы выиграли у реформаторов борьбу за власть. Выдвижение Диаса-Канеля — умный шаг, создающий ощущение перемен.
Семья Кастро, по словам Сантьяго, сохранит власть. Во-первых, сын Рауля Кастро Алехандро по-прежнему является ключевой фигурой в министерстве внутренних дел, "где работает репрессивный аппарат, который объясняет долговечность режима". Во-вторых, бывший зять Кастро — генерал Луис Альберто Родригес — руководит военным предприятием Grupo de Administracion Empresarial (GAESA), которое собирает сливки с туризма и прочих сфер бизнеса. В-третьих, Мариэла Кастро (дочь Рауля Кастро) остается членом Национальной ассамблеи, позиционирует себя как защитницу прав сексуальных меньшинств, но на деле во время своих путешествий по миру выступает в роли одного из главных пропагандистов кубинского правительства.
Но. Политическая пенсия Рауля Кастро все же близится. Поэтому нельзя исключать, что он на самом деле готовит постепенную передачу власти, как, возможно, Владимир Путин в 2024 г. Для Диаса-Канеля это своего рода тест. Кастро хочет посмотреть, на что годен молодой карьерист, потому даже позволил ему взять в аппарат своих людей. Кубинцы ожидают, что с уходом, пусть и показным, Кастро на острове начнутся перемены. Рауль Кастро, конечно, с приходом к власти начал что-то делать, но все больше жителей Кубы считают, что реформы заморозились из-за того, что власть топчется на одном месте.
Экономические вызовы
В первую очередь ожидания связаны с экономическим прогрессом. Куба известна слаборазвитым частным сектором, громоздкой, советского стиля, экономикой, низкой средней зарплатой — $31 (в Украине, по официальным данным, больше $300). И одна из проблем — две валюты: обычный и конвертируемый песо. Второй — "туристическая" валюта, эквивалентная $1. Первой кубинцы пользуются в повседневной жизни, а за вторую можно купить дорогие товары. И не только. Двувалютность открывает простор для финансовых манипуляций. Например, неприбыльные госпредприятия получают сумасшедшие льготы от правительства. Причем в конвертируемых песо, но по цене обычного песо.
Правда, частный бизнес также неплохо зарабатывает: покупает обычные и, главное, субсидированные товары вроде воды или платит за электрику обычными песо, а туристам продает товар/услугу уже за конвертируемые. Рауль Кастро грозился отказаться от двойной валюты, вносящей дисбаланс в экономику, но дальше обещаний не зашел. Хотя все же реализовал некоторые послабления для предпринимателей. Например, позволил участвовать в десятках сфер, доселе закрытых. Вроде строительства или аграрного сектора. В 2008 г., в частности, выделил 2 млн га земли для 220 тыс. фермеров, которые принялись выращивать кофе, табак и т. п.
Также Кастро, осознав зависимость острова от беглых соотечественников, позволил им сохранить право собственности и возможность получать соцвыплаты на родине, если будут заезжать домой раз в два года. В результате многие кубинцы зарабатывают деньги в той же Флориде, а затем вкладывают эти средства в экономику Кубы. Это перспективный путь, по которому Диасу-Канелю следовало бы продолжить идти и развивать его. Как и прочие начинания Рауля Кастро. Однако преградой являются нынешние напряженные отношения между Гаваной и Белым домом.
Политика Обамы, проводившаяся два года, вдохнула оптимизм в кубинцев. Количество туристов из США утроилось, доллары потекли рекой в руки частного бизнеса. Администрация Обамы расширила сферу туризма до 12 категорий: посещение родственников, "разведка" для налаживания деловых отношений, культура, академический обмен, спорт. Затем пришел Трамп и произвел откат, хотя и без разрыва дипотношений и запрета тех же морских круизов.
На деле количество туристов из США и других стран продолжало расти. В целом в 2017 г. гости из Европы и Канады, а также американские кубинцы влили в местную экономику $3 млрд. При этом от решений президента США пострадали прежде всего частные предприниматели (их на острове около 600 тыс.) — владельцы ресторанов и отелей, но не правительство, поскольку пассажиры морских круизов развлекались и платили за мероприятия на Кубе, которые как раз организовывает правительство (Олла, GAESA). Следовательно, американцы помогали не простым кубинцам, а непосредственно "репрессивному режиму".
Потому-то на острове пусть и не желают прихода капитализма, ратуя за сохранение нынешних социалистических порядков, но хотят, чтобы новая фигура у власти перенастроила экономику на развитие, что явно предполагает необходимость договориться с Трампом. В таком узком коридоре поначалу и придется лавировать Мигелю Диасу-Канелю — консолидировать власть, не злить старожилов, в первую очередь Рауля Кастро, и осуществить хоть какие-никакие экономические реформы, пусть даже в ущерб себе. Что будет дальше, покажет время.