Евгений Платон: Путин, Эрдоган и Трамп - адский коктейль для человечества
Первый ингредиент коктейля, Путин, в представлении не нуждается. Президент Российской Федерации Владимир Путин о самом себе: "Какой инструментарий есть у офицера КГБ? Подкуп, шантаж и провокация".
Это высказывание самого Путина как нельзя лучше характеризует как его самого, так и внутреннюю и внешнюю политику России под путинским правлением.
Читаю новости из Турции, а в голове крутятся две "сладкие парочки": Гитлер-Сталин и Путин-Эрдоган.
Первая парочка вошла в преступный сговор и напала на Польшу, разделив ее, и, в итоге, мир очутился втянутым во Вторую мировую войну.
Во что втянет мир вторая "сладкая парочка" - нам еще предстоит убедиться, но ничего хорошего не просматривается.
Пока же, предпринимаемые Эрдоганом шаги упорно ведут Турцию к диктатуре. Президент Реджеп Эрдоган ввел режим ЧП на три месяца и уведомил Совет Европы о намерении временно приостановить действие Европейской конвенции о защите прав человека. Режим ЧП позволяет президенту и правительству принимать новые законы в обход парламента и ограничивать по мере необходимости права и свободы граждан. Эрдоган попросту вывел Турцию из европейского правового поля. Реакция Эрдогана на попытку переворота фактически стала контр-переворотом.
Неделю назад тысячи людей вышли на улицы протестовать против попытки военного переворота. Но сейчас, после того как правительство временно отменило действия Европейской конвенции по правам человека и объявило о чрезвычайном положении, при котором президент Реджеп Тайип Эрдоган может править без консультаций с парламентом, многие в Турции и за ее пределами задаются вопросом: стоило ли оно того?
Сторонники Эрдогана указывают на Францию, которая тоже объявила чрезвычайное положение, и утверждают, что это не угроза демократии. Но то, что происходит в Турции, принципиально отличается от мер, предложенных президентом Франции Франсуа Олландом.
"Президент Эрдоган явно убежден, что только радикальная демонстрация силы может укрепить пошатнувшуюся систему власти", - сегодняшняя британская The Guardian.
Заявив о необходимости очистить государственные структуры от "вируса" заговорщиков, власти в Турции арестовали и/или уволили многие тысячи людей, в том числе двоих членов Конституционного суда и других судей, губернаторов провинций, учителей и университетских преподавателей. Уволены и/или арестованы сотни тысяч людей по всей стране.
Можно ли считать эти аресты результатом паранойи Эрдогана и его твердого намерения стать сильным лидером, или же это попытка контр-переворота?
На данный момент Эрдоган использует попытку военного переворота для того, чтобы продвинуть свои давние планы внести поправки в конституцию страны для усиления собственной власти. Все указывает на то, что он твердо намерен подавить всех, кого можно посчитать неблагонадежными, и что попытка переворота дала ему для этого хороший предлог.
Насколько эффективными окажутся эти репрессивные меры? Подобная политика в начале 80-х годов, в конце концов, привела к обратному результату - новому перевороту. В стране, в которой гражданское общество много раз демонстрировало свою устойчивость, президенту не мешало бы изучить уроки прошлого. Гражданам Турции необходима не политика мести и диктатура, а восстановление правопорядка. На это надеется и весь остальной мир.
Сегодняшняя Financial Times в своей редакционной статье многозначительно формулирует, что пока неясно, воспользуется ли президент Эрдоган объявленным чрезвычайным положением для того, чтобы создать новый национальный консенсус и восстановить ослабевшие государственные структуры, или же усилит репрессии и создаст полноценное автократическое государство.
"Президент Эрдоган лишь усугубит ситуацию, если он, например, призовет своих исламистских сторонников продолжать демонстрации. Это опасный шаг в стране, чья иммунная система уже ослабла из-за джихадизма", - FT.
Экономика Турции несомненно пострадает от политической нестабильности. Это увеличивает риск раскола в обществе и коллапса государственных институтов. События прошлой недели в Турции наглядно продемонстрировали, сколь важна свободная пресса, которая сыграла критическую роль в борьбе с путчистами.
Этот кризис предоставил Эрдогану шанс вернуться к умеренному стилю правления его первых годов пребывания на посту премьер-министра, когда экономика и общество Турции процветали в атмосфере толерантности.
Однако, судя по всему, Эрдоган идет по путинскому пути.
Добавьте к этой "сладкой парочке" - Путин-Эрдоган - третий ингредиент - Трампа - и вы получите смертоносный коктейль для всего человечества.
Дональд Трамп "опустил" союзников США по НАТО, дав понять, что под его руководством Америка может отказаться прийти на помощь своим союзникам, что означает по сути - роспуск НАТО или, по крайней мере, выход США из Альянса.
Эти слова не должны никого удивлять, так как Трамп уже не раз отрицательно высказывался о НАТО, называя эту организацию "устаревшей" и "очень дорогой".
Самыми удивительными были его слова о том, что США не должны приходить на помощь тем союзникам, кто недостаточно тратит на оборону. Трамп подходит к этому вопросу даже не как бизнесмен, которого интересуют расходы и доходы, а как барыга.
Более того, Трамп и его помощники вычистили из программы Республиканской партии все антипутинские заявления.
Республиканцы хотели включить в программу обещания продолжить, или даже усилить, наложенные на Россию санкции и финансировать армию Украины. Советники Трампа этого не допустили, и это не удивительно - менеджер кампании Трампа Пол Манафорт в прошлом лоббировал интересы лишенного президентского звания Виктора Януковича.
Трамп также занимался бизнесом в России. По его словам, у него будут "очень хорошие отношения" с Путиным, если им когда-либо придется встретиться. Кто бы сомневался, но только не я.
Это можно называть изоляционизмом США или реализмом, но стоит помнить, что во время своей кампании Трамп обещал установить в стране "порядок", и в его понимании Путин как раз тот "кадр", который необходим всему миру как пример "сильного лидера".
И Эрдогангу, который идет "верной путинской" дорогой, и Трампу импонирует Путин и его политика террора как вверенного ему населения, так и соседних стран.
Что может натворить на планете этот "коктейль" - мы увидим в ближайшем будущем, если доживем, разумеется.
Люди пировали, женились, торгашествовали, а Ной уже строил свой ковчег.