EUobserver: Как русская мафия отмывает деньги в Бельгии и Латвии

Латвия и Бельгия наложила арест на активы лиц, связанных с российской мафией, отмывающей в Европе деньги, украденные у Hermitage Capital

В Бельгии и Латвии россиян обвинили в отмывании денег / Depositphotos

Журналист EUobserver Эндрю Реттман опубликовал расследование, которое проливает еще больше света на махинации российских мафиози в Европе, стоявших за убийством Сергея Магнитского.

Бельгийские и латвийские власти наложили арест на активы россиян в рамках кейса об отмывании денег, который стал причиной убийства Сергея Магнитского.

Следственный судья из Бельгии Бруно де Хаус арестовал около $400 тыс. евро доходов от продажи квартиры в бельгийском городе Антверпен.

Он также обвинил в отмывании денег двух россиян — Сергея Медведева и Ирину Теркину.

Такое решение де Хаус принял еще в прошлом году.

Однако его расследование по-прежнему конфиденциально, и британский хедж-фонд Hermitage Capital (Лондон), чьи средства и были присвоены, узнал об этом лишь на прошлой неделе.

"Hermitage подтверждает, что бельгийские власти конфисковали прибыль от продажи собственности в Антверпене, приобретенной российской супружеской парой [Медведевым и Теркиной]", — сказал в комментарии EUobserver представитель Hermitage.

"Неизвестно, где сейчас находятся россияне", — добавил Карел Де Мистер, юрист, действующий в интересах Hermitage от имени бельгийской юридической фирмы Van Cauter Advocaten.

"Мы попросили судью провести дополнительное расследование. Если в Бельгии обнаружат дополнительные доходы от отмывания денег, мы, конечно, также попросим их арестовать", — сказал Де Мистер.

Речь идет о шикарном дуплексе на улице Черных сестер в старом городе Антверпена.

Россияне купили его в 2008 г. и продали с хорошей прибылью в 2019 г.

Но, по данным Hermitage, эти деньги были лишь частью 4 млн евро, отмытых соратниками российских чиновников и мафиози в банках Бельгии.

И это также лишь часть тех 200 млн евро, которые были отмыты во многих других странах ЕС после того, как преступная группировка украла их у Hermitage в России и убила юриста этой фирмы Магнитского, когда он заявил об этом.

После чего компания Hermitage в 2018 г. спровоцировала крупнейший скандал с отмыванием денег в истории ЕС — это дело Danske Bank, и речь о сумме в 200 млрд евро.

ЕС и США тогда ввели серьезные санкции в отношении нарушителей прав человека в рамках Атка Магнитского.

За прошедшие годы власти Эстонии, Франции, Нидерландов, Швейцарии и США также конфисковали активы на сумму более 40 млн евро.

Квартира в Риге

Латвия, как и Бельгия, присоединилась к ним на прошлой неделе, когда власти конфисковали квартиру стоимостью 230 тыс. евро в модном районе Риги.

"Недвижимость была конфискована, поскольку выяснилось, что она была приобретена за деньги, связанные с делом Магнитского", — сказал EUobserver начальник отдела экономических преступлений полиции Латвии Петерис Бауска.

"Недвижимость приобрел гражданин Российской Федерации в обмен на временный вид на жительство", — пояснил Бауска.

Действия россиян в Латвии схожи с их действиями в Бельгии: использование неизвестных людей для покупки вполне обычных вещей.

В обоих случаях украденные средства поступали через банки на Кипре, в Эстонии и Латвии от фирм—прокладок.

"Деньги на покупку недвижимости [в Риге] поступили из кипрской компании—прокладки, подконтрольной Дмитрию Клюеву — россиянину, связанному с организованной преступной группировкой", — сообщил Бауска.

На расследование отмывания денег могут уйти годы ввиду сложности схем.

"Денежный поток на счетах офшорных компаний был довольно интенсивным и пересекался с другими средства, чтобы его было сложнее отслеживать", — отметил Бауска.

"Это "прачечная", в которой участвуют сотни компаний, деньги со счетов которых поступали как минимум в шесть латвийских банков", — добавил он.

Но рассмотрение дела Магнитского затягивается еще и по той причине, что далеко не все участвуют в этом процессе.

По словам Бауски, в операции латвийской полиции приняли участие "лишь около 10 иностранных правоохранительных органов".

Кипр

И он не сказал, оказывал ли Кипр помощь Латвии.

При этом Кипр, где Клюев, предполагаемый глава российской мафии, владел собственностью и банковскими счетами, не вводил никаких арестов и не выдвигал никаких обвинений.

В то же время, Россия надавила на Кипр, добиваясь от него прекращения контактов с адвокатами Hermitage в Никосии.

А также пыталась дезинформировать власти ЕС. К примеру, утверждала, что владелец Hermitage Билл Браудер был американским шпионом, который сам убил Магнитского, пытаясь причинить ущерб репутации России.

"Пока [на Кипре] никому не были предъявлены обвинение, и никакие активы заморожены тоже не были", — сказал Браудер в комментарии EUobserver.

"Единственное, что сейчас происходит на Кипре, — это то, что тамошние власти пытаются сотрудничать с российской прокуратурой по сфабрикованному россиянами против меня делу", — добавил он.

По словам офицера латвийской полиции Бауски, в ходе расследования не было замечено "никакого давления [на Латвию] со стороны Российской Федерации".

"Впрочем, были некоторые проблемы с исполнением ВПП [запроса о взаимной правовой помощи], а именно с тем, что российская сторона свои субъективные факты и информацию", — подчеркнул он.

"Бессрочное" преступление

И все это в совокупности стало причиной того, что львиная доля украденных 200 млн евро все еще пребывают в финансовой системе ЕС.

Группа Клюева купила квартиру в Антверпене за 260 тыс. евро в 2008 г. и продала ее более чем за 400 тыс. евро примерно 10 лет спустя.

И именно поэтому, согласно бельгийскому законодательству, отмывание денег считается "бессрочным преступлением" — преступлением без срока давности.

"Деньги переходят из рук в руки, приобретаются все больше вещей, и с каждой последующей транзакцией совершается новое преступление", — отметил в комментарии EUobserver представитель бельгийского подразделения по борьбе с финансовыми преступлениями (CTIF-CFI).