Это так не работает. С чем Зеленский уехал из Вильнюса

Партнеры Украины рекомендовали Владимиру Зеленскому не "похоронить" оптимизм украинцев после Революции Достоинства

Президент Украины Владимир Зеленский и президент Европейского совета Шарль Мишель / Офис президента

6-7 июля президент Украины Владимир Зеленский находился в Вильнюсе, где проходила очередная конференция по вопросам реформ в Украине и где он встретился со своим литовским коллегой Гитанасом Науседой, а также президентом Евросовета Шарлем Мишелем. 

Такого рода конференции, на которых украинские и европейские чиновники обсуждают ход наших реформ, проводятся ежегодно, начиная с 2017 г. Исключением стал 2020-й, когда из-за пандемии Covid-19 мировые коммуникации перебрались в сеть.

Первый саммит состоялся в Лондоне, второй — в 2018 г. в Копенгагене. С приходом Зеленского к власти география конференций сузилась до самых верных, а затем и ближайших среди них партнеров Украины: 2019 г. — Торонто, 2021 г. — Вильнюс.

Его визит на конференцию в Торонто, который президентская пресс-служба ошибочно "назначила" столицей Канады вместо Оттавы, проходил в теплой, дружественной атмосфере.

Канадские друзья Украины были очень расположены к избранному большинством избирателей новому президенту, который декларировал масштабное изменение страны, включая отход от старой системы и борьбу с олигархами.

Однако визит в Вильнюс уже не был теплой ванной. С момента избрания Зеленского президентом прошло два года, но никаких кардинальных изменений не наблюдается.

Напротив, партнеры видели, как на высокие посты возвращаются люди эпохи Виктора Януковича, а внешняя политика Киева становится хаотичной и непоследовательной.

Соответственно, участники конференции, присутствовавшие физические и онлайн, как резонно заметил в комментарии "Еспресо.TV" Виктор Чернишук, ожидали от шестого президента Украины не красивых метафор и обещаний, а вполне конкретного плана действий.

"Я бы не сказал, что есть какие-то преграды на пути Украины к европейской и евроатлантической интеграции. Думаю, что не хватает все же конкретики, конкретных инициатив: Украина сделает то, то и то — этого не услышали от президента Зеленского в Вильнюсе и на этот раз. Мои коллеги и я надеялись, что мы услышим о конкретных шагах, которые Украина обязалась пройти на ускоренном пути в Европейский союз и НАТО. Этого ждали от Зеленского, но он этого шанса не использовал", — сказал Чернишук.

Что ж, с этой оценкой трудно спорить.

Украинский президент на самом деле, говоря о евроатлантических устремлениях Киева, не перешагнул за грань стандартного уже набора призывов к Альянсу: сильная Украина — сильная Европа; решение о вступлении в НАТО — геополитическое. Гарант говорил об этом уже неоднократно и каждый раз союзники указывали на необходимость выполнения домашней работы перед интеграцией. А так-то двери НАТО открыты.

В Вильнюсе Зеленский попытался если не дезавуировать, то хотя бы максимально снизить актуальность вопроса реформ как одного из ключевых для получения ПДЧ.

Во-первых, он утверждал, что "мы очень быстры и минимально бюрократичны" — Украина проводит реформы быстрее, чем любая европейская страна.

При этом в этих самых европейских странах часто спрашивают, почему, например, до сих пор не реформирована та же судебная система или почему украинское правительство игнорирует корпоративное право. Но такие неудобные вопросы Банковая традиционно "перекрикивает" принятием земельной реформы.

Во-вторых, Зеленский на втором году президентства внезапно захотел узнать, а какие же реформы необходимы для перехода к следующему этапу евроатлантической интеграции Украины. Как пояснил глава государства, он имеет в виду "согласованные НАТО критерии или "маркеры", по которым в дальнейшем будет оцениваться успешность реформ в Украине и ее готовность к членству".

Вообще, на подобного рода форумах, тем более "именных" — посвященных конкретной стране, если президент этой страны не Владимир Путин, не принято публично критиковать или проводить ликбез. Обычно это делается кулуарно. Однако невнятность внешней политики ОПУ в целом и этот странный вопрос о реформах в частности вынудили партнеров Украины отойти от правил.

Пять вопросов от Блинкена

Сделал это, причем весьма красноречиво, госсекретарь США Энтони Блинкен, который присоединился к саммиту в формате видеоконференции.

Глава американской дипломатии предельно четко напомнил Зеленскому, каких реформ от него ждут по обе стороны Атлантики, и привел список из пяти пунктов: реформирование Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей; прозрачный выбор руководства НАБУ и САП; прозрачное корпоративное управление; демилитиризация и деполитизация СБУ; привлечение к ответственности коррумпированных чиновников в рамках обещанной Зеленским борьбы с коррупцией, на которой, как подчеркнул Блинкен, теряется свыше $40 млрд (или 30% ВВП страны).

Ликбез, и довольно прямолинейный, провели и в самой Организации Североатлантического договора.

Так, спецпредставитель генсека НАТО Джеймс Аппатурай сказал следующее: "Это так не работает. Нет четкого перечня критериев, после выполнения которых предоставляется ПДЧ или членство — потому что это политические решения, это не чисто технические критерии… Я не говорю, что нет связи между реформами и политическим решением — конечно, они связаны. Но лишь выполнения перечня условий самого по себе недостаточно".

То есть, с одной стороны Аппатурай подтвердил слова Зеленского о том, что это геополитическое решение — но с другой указал на его обусловленность ходом преобразований и, в общем, готовностью страны-претендента к евроатлантической интеграции.

У каждой страны свои проблемы и свое домашнее задание, которое формируется в тесной координации с Альянсом. Это не форма для регистрации на сайте президента Украины для подачи петиций, бессмысленность которых, к слову, Банковая не устает демонстрировать всем украинцам.

О серьезности намерений Киева касаемо интеграции, полагают в Альянсе, детализированная повестка дня и стратегия расскажут куда красноречивее Зеленского.

Вместо этого же партнеры фиксируют откровенное желание Банковой усесться на шпагат, как это делает, например, Сербия, и интенсифицировать отношения с Китаем — ключевым соперником США и НАТО.

Если рассматривать Вильнюсский саммит через призму сближения Киева с Пекином, то все заявления Зеленского больше похожи на попытки убедить Вашингтон в том, что Киев по-прежнему привержен евроатлантической интеграции, но вынужден искать альтернативные механизмы улучшения ситуации в стране.

Это смахивает на скрытый шантаж. Однако есть и позитивная сторона у конференции: партнеры все еще готовы слушать и поддерживать Украину.

Точки соприкосновения имеются, и Украина все так же важна для США и Европы. Особенно после того, как Кремль подмял под себя Беларусь и с помощью режима Александра Лукашенко пытается дестабилизировать ЕС новым миграционным кризисом; а также проводит ИПсО о подготовке Германией, Литвой, Польшей, Штатами и Украиной переворота в Беларуси.

С одной стороны, Украина пребывает в западном политическом пространстве. С другой стороны, Зеленскому и его команде сделали предупреждение.

И не только через Энтони Блинкена, но и через президента Литвы Гитанаса Науседы, который подтверждает, что "Украине предстоит сыграть важную роль в более широком европейском и глобальном контексте"; что "это большая страна, способная дать мощный импульс региональному развитию и экономическому росту".

При это Науседа недвусмысленно заметил: "Было бы катастрофой, если бы оптимизм, вызванный Революцией Достоинства, незаметно угас. Мы не можем позволить себе новых разочарований!".

Это не последнее китайское предупреждение. Но советы, которые Банковой следует принять во внимание.