Ереванские заговорщики заставили нервничать Кремль
В Армении опять неспокойно - как минимум, в третий раз за последние два года, даже если не считать недавнее обострение в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Происходящее уже третьи сутки в Ереване можно, вероятно, назвать острым политическим кризисом. Но в этот раз, несмотря на откровенно слабые перспективы противников действующего президента Сержа Саргсяна и его Республиканской партии на победу - в силу избранных ими методов - дело обстоит гораздо серьезнее.
Прежде всего, бросается в глазах "подмораживание" самой темы захвата заложников и здания части внутренних войск в столичном районе Эребуни вооруженной группой. То ли так устроена система СМИ в республике, испытывающей определенный дефицит демократии, то ли проблема в том, что значительная часть населения Еревана выражает солидарность с группой "Учредительный парламент", требующей от властей освобождения своего лидера Жирайра Сефиляна, с июня находящегося под стражей по обвинению в незаконном приобретении и хранении оружия. С позднего вечера 18 июля заметное количество граждан под флагом оппозиционной инициативы "Нет грабежу" приняло участие в шествии солидарности с вооруженными мятежниками.
Накануне полицейские продолжили задерживать граждан, собирающихся в центре города в знак солидарности с действиями вооруженной группировки, против части из них была применена физическая сила. Полиция Армении выступила с заявлением, в котором призвала не проводить шествий к улице Хоренаци - специально охраняемой зоне. Служба безопасности, в свою очередь, выступает с заявлениями о том, что заявления о начале вооруженного восстания в стране являются дезинформацией. При этом мятежники и в самом деле обращались к силовым структурам с призывом поддержать их действия, а также озвучивали требование отставки президента и правительства.
Между тем полиция Армении взяла под контроль все автомагистрали страны. По сообщениям местных СМИ, севанская трасса в районе города Абовяна закрыта, чтобы в столицу Армении не въехало большое число людей. В Ереван могут проехать только отдельные автомобили. Однако в целом полиция препятствует проникновению людей в город во избежание беспорядков. Закрыты также все дороги, ведущие в район Эребуни.
Ранее правоохранители пытались вести переговоры с вооруженными людьми, захватившими здание полиции, об их сдаче властям. Переговоры, по-видимому, оказались сравнительно безрезультатными. Но удалось выяснить число заложников - 25 человек, среди которых заместитель главы полиции Вардан Егиазарян и заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян, а также порядка восьми полицейских. Вероятно, имела также место попытка малоудачного штурма здания, но по некоторым данным захватчики являются подготовленными с этой точки зрения специалистами - ветеранами Нагорно-Карабахского конфликта.
Позже некоторое число людей было отпущено, а ранее, в ходе захвата здания был убит один и ранено двое полицейских. В конце концов, заложников осталось трое. Похоже, что даже логистически ситуация непростая, судя по визуальным материалам из Еревана - на улицы периодически выходят люди (как было и во время "электромайдана" против повышения тарифов), причем они находятся в физическом контакте с полицейскими кордонами. Скорее всего, кризис не удастся разрешить просто - по словам полицейских, в здании много оружия.
Сама же по себе организация "Учредительный парламент" выступает за включение самопровозглашенной республики в состав Армении и жестко критикует "мягкую" позицию армянских властей по карабахскому вопросу. Это отчаянное выступление может быть связано с недавними прямыми переговорами между Ереваном и Баку по карабахскому вопросу на уровне президентов. Так, 7 июля сторонники Сефиляна - выходца из Ливана и представителя той непримиримой части националистической партии "Дашнакцутюн", которая отвергла путь парламентаризма - провели демонстрацию против задержания своего лидера.
Следует отметить, что лидер радикального оппозиционного Фронта общественного спасения "Новая Армения" 49-летний Жирайр Сефилян попытался объединить небольшие группы ультрапатриотов, однако переход его сторонников к вооруженным действиям спрогнозировать было невозможно. Ведь согласно социологическим данным, лишь 17% опрошенных готовы к силовому варианту для защиты своих прав.
В основе этого инцидента лежит не только явное и плохо канализируемое раздражение затянувшимся правлением нынешнего политического поколения, снижением темпов экономического развития третий год подряд - но и нарастающий флирт между Москвой и Баку. Россия практически никак не отреагировала на продвижение азербайджанской армии в зоне конфликта, и более того, продолжает поставки оружия азербайджанской стороне.
Смысл этих действий вполне прозрачен - это жесткое сохранение Армении в своей скукожившейся зоне влияния с учетом снижения потенциала изолируемого Западом Кремля удерживать в покорности своих союзников, да и собственное население. Циничные игры Путина не берут в расчет армянских настроений: Россия пытается углубить трещины между Азербайджаном и западными странами, и возвращение Баку контроля над Карабахом - одна из карт в этой игре. Заметно, что Москва не опасается недовольства армянских элит: экономика маленькой страны прямо и непрямо скуплена российскими полугосударственными корпорациями, а практически все "системные" политические партии, в том числе оппозиционные - в той или иной степени являются пророссийскими.
Сегодня в полной мере проявляются последствия того, что в 2013 году президент Саргсян уступил давлению Москвы и прекратил переговоры об Ассоциации с ЕС - к примеру, вопрос о безвизовом режиме для граждан Армении в 2016 году был снят с повестки дня. В то же время, "голубей мира" долго ждать не пришлось - Кремль выразил обеспокоенность "турбулентностью" в Турции, Армении и Казахстане. При этом - в том числе и из Москвы, судя по экспертным мероприятиям, которые проводятся в столице РФ - педалируется тема признания Арменией Арцаха (Карабаха) в качестве независимого государства.
Казалось бы, это некоторая формальность, но так кажется издалека. Интенсивность конфликта неизбежно повысится (хотя и не так, как в случае официального присоединения территории к Армении), регион будет превращен в перманентное поле боя. Только того и надо России, чтобы продавать свои вооружения в обе злосчастные страны, причем Армении - в долг, постепенно скупая таким образом все, что осталось. Поэтому всплески армянского патриотизма, подобные нынешнему, не могут не волновать Кремль.
Согласно официальным сообщениям, 19-22 июля в Армении находится делегация Главного оперативного и стратегического управления Вооруженных сил России. Российские гости прибыли для участия в двусторонних переговорах, а также окончательного обсуждения и подготовки к подписанию соглашения об объединенной группировке войск ВС Армении и России. Отметим, что в случае с Азербайджаном рекламируемое РФ "партнерство" вряд ли может достигнуть уровня лишения каспийского государства военно-политического суверенитета, о чем явно идет речь в вышеупомянутом случае.
Стоит здесь упомянуть и недавний визит в Баку Петра Порошенко. На пресс-конференции в Баку он заявил, что Украина как член Совета безопасности ООН гарантирует поддержку Азербайджану в 2016-2017 годах и благодарна за непризнание официальным Баку незаконной аннексии Крыма. Порошенко считает, что одним из наиболее перспективных проектов является поставка в Азербайджан украинских транспортных самолетов Ан-178, а в будущем - совместное производство этих самолетов, в том числе на территории Азербайджанской Республики. В ходе встречи главы государств, кстати, выступали на своих официальных языках.
В то же время, если судить по комментариям армянских официальных лиц, в Евразийском союзе их все устраивает, более того российские ведомства прямо открывают на территории республики свои филиалы, к примеру двусторонний центр гуманитарного реагирования, созданный МЧС России. Конечно, полностью угодить Москве Ереван не может, в конце концов это никогда было реально на протяжении столетий предшествующей истории. Так, недавно Ереван с апостольским визитом посетил Папа Римский Франциск, и хотя его позиция в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе является очевидной, даже примирительные речи (в этом смысле направленные в сторону Баку речи понтифика) не могли не вызвать раздражения в Москве - тем более, что он посетил все три столицы Южного Кавказа. Некоторые российские ресурсы охарактеризовали визит как ползучую попытку "подчинения" армянской церкви путем унии, а выступления Франциска - как неслыханные реверансы, в то же время уровень встречи римского архиепископа был назван расточительным.
Нынешние же события в Ереване, хотя и могли быть теоретически - в силу новой практики российских спецслужб по установлению контроля над ультраправыми группировками в других странах - быть на руку Москве, но не в этом случае. Вечный изматывающий конфликт, в условиях, когда оба участника удерживаются в тупиковой логике, сегодня является фирменным знаком Кремля. Цель такой политики, кроме обычного извлечения прибыли и создания источников раздражения для развитых государств, довольно очевидна.
Планы по включению Армении в состав России на правах некой автономии обсуждаются в российских политических кулуарах примерно с 2013 года. В августе прошлого года эти дискуссии опять возобновились, в том числе на уровне влиятельных представителей армянской диаспоры в Москве. Некоторое брожение в республике, вызванное долгосрочным курсом Кремля на возможную выгодную сделку с конкурентом на на рынке энергоносителей и вывод своих военных баз на сухопутную границу с Турцией - вполне понятно. В то же время, трудно рассчитывать на то, что местное население внезапно проявит волю к отстаиванию собственного суверенитета и возвращения на европейский путь развития.
С начала 2010-х годов контролирующий Россию конгломерат гансгстерских группировок и спецслужб весьма плотно занялся Арменией, и ее поглощение вступает в завершающую стадию - как известно, Украину могла ждать та же судьба. Западные государства в армянском случае давно практикуют отстраненность от происходящих в республике процессов - исходя из итогов периодических выборов, политических решений руководства Армении и результатов деятельности протестных движений в ней - предполагается, что происходящее является отчетливым выбором большинства.