Скоросшиватель Байден. Что будет делать 46-й президент США
Новый президент США намерен сшить страну, справиться с пандемией, а также продолжить "воевать" с Китаем и Россией
В день инаугурации Джозефа Байдена в Вашингтоне как на январь стояла чудесная погода. Впервые за 30 лет, с инаугурации Рональда Рейгана, было солнечно.
Многие обозреватели, в том числе ведущие трансляции, которую вел Инаугурационный комитет Байдена, увидели в этом добрый знак.
Некоторые же были не столь оптимистичны и озвучивали более мрачные аллюзии. Например, отмечали тот факт, что Байден — второй в истории США президент-католик. Первым был Джон Кеннеди.
С учетом обстоятельств — царящего в Соединенных Штатах раскола и недавнего штурма Капитолия — намек более чем понятен.
Впрочем, хотя в ФБР опасались массовых беспорядков и повторения событий 6 января, церемония прошла тихо-мирно.
Отчасти виной тому пандемия, из-за которой людей на Национальной алее не было, их заменили 200 тыс. звездно-полосатых флагов — по примерному числу собирающихся там зрителей церемонии.
А отчасти благодаря 20 тыс. бойцов Нацгвардии, которых развернули в столице после атаки сторонников Дональда Трампа на Капитолий.
Сам Трамп, как и обещал, не явился на инаугурацию визави, которого и всех, кого только можно, обвинял в краже его победы. И более того — он нарушил обычай, не отправив президентский самолет за преемником, из-за чего чете Байденов пришлось добираться до Вашингтона чартерным рейсом.
Хотя в некотором роде ритуал соблюдения преемственности власти был соблюден, поскольку на инаугурации вместе с супругой присутствовал Майк Пенс, отказавший 6 января Трампу в просьбе произвести неконституционный откат результатов выборов.
Опять-таки, если принять во внимание неординарность текущей политической ситуации в США, передача власти из рук Пенса — еще сносная альтернатива. И — вполне возможный пролог к его участию в следующей президентской гонке.
Что до Трампа, то с Байденом он все же напоследок пересекся. Не лично, а посредством относительно молодой традиции оставлять письмо с напутствием своему преемнику.
В СМИ сейчас гуляет информация и якобы скриншот этого письма. Мол, Трамп написал одну фразу: "Джо, ты знаешь, что выиграл я".
Однако правда ли это, неизвестно. Ни Джен Псаки (новая-старая спикер Белого дома), ни сам Байден содержание письма не разглашают. Байден просто сказал, что письмо было generous (благородное, щедрое).
В любом случае в команде Байдена очень торопятся завершить главу 45-го президента. И начали с такого мощного эмоционального инструмента как инаугурация — церемонии со своими таинствами и традициями, но также шоу, позволяющего в доступной и развлекательной форме наряду с более скучными выступлениями политиков передать ключевые послания американцам.
Развлекали же американцев Леди Гага, которая исполнила гимн США; Дженнифер Лопес исполнила песню фолк-исполнителя Вуди Гатри This Land Is Your Land, актуализирующую сегодня призыв к американцам любить свою страну.
Не мене символичной была и композиция Fireworks, исполненная Кэти Перри в завершение инаугурации под салют. Перри спела о "разрушенном карточном домике", о "желании начать все с нуля", для чего, мол, и потребуется "искра", из которой нужно разжечь пламя "в ночь вроде как 4 июля" (День независимости США).
Текст песни перекликается с общими нарративами демократов о том, что темная ночь в Штатах завершится, если все смогут объединиться.
Об этом же многократно в своей инаугурационной речи заявлял Джо Байден.
Перед 46-м президентом сейчас стоит задача преодолеть раскол между американцами: остановить войну между "красными и синими, селянами и горожанами, консерваторами и либералами".
Своими приоритетами Байден обозначил борьбу с пандемией коронавируса (к слову, пока это единственный пункт в одноименном разделе на обновленном сайте Белого дома); последствиями экономического кризиса, вызванного Covid-19; расизмом и изменением климата.
Говоря об этих вызовах, Байден раз за разом подчеркивал, что они сами по себе не новы: вирус раз в столетие опустошает страну, экономические кризисы тоже случаются, расизм и нативизм — неприходящие явления.
Но со всеми проблемами, по его словам, американцам удавалось справиться, когда они объединялись.
Вот и сейчас он просит сограждан объединиться, обещая стать президентом для всех американцев и констатируя, что раскол есть, но несогласие с его политикой — не повод для насильственных акций.
La Casa Blanca
Мигранты, нелегально проживающие в США (при этом исправно платящие налоги), которых президентство Трампа, мягко говоря, пугало, воодушевлены тем фактом, что в Белый дом пришел Джо Байден.
Но не спешат уж слишком радоваться. Некоторые жалуются на то, что новый президент ни словом не обмолвился о них во время своего 23-минутного выступления на сцене перед Капитолием.
Да, не упомянул. Байден много говорил о расизме и необходимости объединиться, но не затронул миграционную проблематику.
С другой стороны, команда нового президента в первый же день вернула испаноязычную версию сайта Белого дома, которую убрали практически сразу после прихода Трампа.
Во-вторых, первые указы Байдена касались именно миграционной политики.
После инаугурации Байден отменил ряд указов своего предшественника: вернул США из ВОЗ и Парижское климатическое соглашение; снял запрет на въезд жителям 13 мусульманских стран; остановил строительство стены на границе с Мексикой.
Кроме того, новый президент подписал документ, обязывающий Министерство внутренней безопасности и генпрокурора сохранить программу DACA, которая защищала от депортации мигрантов, попавших в Штаты нелегально еще детьми. Эту программу Трамп хотел отменить.
Еще одно решение Байдена — ввести 100-дневный мораторий на депортации.
А вишенка на торте — это направленный в Конгресс проект закона, который позволит мигрантам, нелегально проживающим в США, в перспективе получить гражданство: через пять лет — гринкарту, а еще через три — заветный американский паспорт.
Параллельно Байден забраковал рекомендации созданной Трампом неправительственной комиссии, куда не вошел ни один историк, по возвращению патриотического воспитания в школы.
Рекомендации позволили бы Трампу цементировать архаичные американские традиции среди своих сторонников, потенциально новообращенных адептов Партии патриотов, которую, как писал 20 января The Wall Street Journal, подумывает создать Трамп.
Чуточку Трамп
Байден с первых минут на практике начал реализацию отказа от трамповской политики изоляционизма и эгоцентризма, об этом должны сигнализировать возвращение в ВОЗ и Парижское климатическое соглашение.
Но он дал понять, что это лишь начало. Подходы США к внешней политике меняются глобально.
В своей инаугурационной речи, обращаясь к тем, кто "находится за пределами наших границ", Байден недвусмысленно подчеркнул преодоление Америкой новых испытаний, сделавших ее сильнее.
"Мы возродим наши союзы и снова будем сотрудничать с миром, но не для решения вчерашних проблем, а для решения сегодняшних и завтрашних проблем", — отметил Байден.
Однако не со всем наследием Трампа Байден намерен порвать. Так, с тем, что современный Китай представляет собой угрозу для Соединенных Штатов, согласны и демократы, и республиканцы. И жесткое заявление уже бывшего госсекретаря Майка Помпео перед инаугурацией о геноциде уйгуров в Китае, за которое он и еще ряд чиновников правительства Трампа попали под санкции Пекина, является мостиком между двумя администрации, обеспечивающим преемственность в китайской политике Вашингтона. Тем более что избирательный штаб Байдена еще в августе политику Китая в отношении уйгуров аналогично называл геноцидом.
А присутствие на инаугурации представителя Тайваня Сяо Мэйцинь впервые с 1977 г. — четкий сигнал Пекину: Вашингтон при Байдене продолжит политику Трампа в отношении Поднебесной, но действовать будет не столь грубо. В большей степени, перенимая многоуровневую политику Джимми Картера, с которым Байдена связывает многолетняя дружба.
Что предложите?
Неизменным при Байдене останется и отношение Вашингтона к России и ее агрессивному поведению.
Даже больше: политика США в этом направлении станет жестче после того, как вскрылся факт многомесячной кибератаки российских хакеров на компьютерные системы различных ведомств.
Естественно, противодействие Кремлю со стороны администрации Байдена будет включать в себя и поддержку тех государств или организаций, которые в наибольшей мере страдают от российской агрессии. В том числе, Украины. Тем не менее Банковой и "слугам" не следует этому радоваться. Ведь намерения и планы Байдена относительно РФ и Украины не означают, что между Киевом и Вашингтоном автоматически установятся прекрасные отношения и сотрудничество.
Нет. Все прегрешения офиса Зеленского были учтены и задокументированы: попытки помочь Трампу в поиске компромата, охота Руди Джулиани на этот компромат в Украине, скандальные решения и назначения, и т.п.
Помнят в Вашингтоне, причем на уровне истеблишмента, а не той или иной партии, и о вмешательстве в американские выборы отдельных украинских политиков. Среди которых, как известно, есть и нардеп от "Слуги народа" Александр Дубинский, летом получивший пост лидера партии в Киевской области.
Под занавес каденции Трампа Минфин США ввел санкции в отношении Дубинского, а также Александра Онищенко, Константина Кулика, Андрея Телиженко, Дмитрия Ковальчука, Антона Симоненко и Петра Журавля.
В общем, Банковой и Белому дому еще будет о чем поговорить.
Но уже сейчас Киеву действительно необходима предельно четкая и эффективная американская политика.
О чем, собственно, после инаугурации в Twitter сообщил глава украинской дипломатии — Дмитрий Кулеба, по словам которого, в МИДе уже начали обсуждать шаги по выведению "стратегического партнерства на качественно новый уровень доверия и взаимодействия".
Главное, чтобы рефлексивно-хаотичная администрация Зеленского не вмешивалась в данный процесс и не мешала настоящим дипломатам. Что, к сожалению, маловероятно.