Украинский бизнес в Крыму: Экспроприаторы с большой дороги
Так называемая "национализация", ставшая основной угрозой для украинского бизнеса на полуострове, затронула не только государственные активы (тот же "Черноморнефтегаз"), но и некоторых бизнесменов, например Игоря Коломойского, у которого за активную политическую позицию на полуострове отобрали все - от санаториев до заправок. Есть еще и "скрытая экспроприация". "Это когда новая власть Крыма не забирает формально активы себе, а просто разрешает местным бизнесменам не платить долги или не передавать активы их украинским контрагентам", - отмечает юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин. Стимулирует такое отношение и игнорирование российскими властями украинских судебных решений по крымским вопросам.
Самым скандальным примером стала кража в марте этого года собственности "Черноморнефтегаза" - крупнейшего государственного предприятия с выручкой 1,5 млрд грн. в 2013 г. Вместе с компанией страна лишилась дорогостоящего оборудования - буровых платформ, стоивших сотни миллионов долларов и купленных буквально за год до этого на деньги НАК "Нафтогаз України". А также перспектив, открывавшихся после начала глубоководного бурения нефти и газа на шельфе Черного моря. Вслед за "Черноморнефтегазом" последовали активы "Укртрансгаза", Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, больше полусотни пансионатов и санаториев, принадлежащих различным украинским госорганам, министерствам и ведомствам, другие компании и объекты недвижимости. Пока Украина продолжает подсчитывать убытки, нанесенные ей Россией вследствие оккупации Крыма, и одновременно готовится к длительной судебной тяжбе. Последний раз точную цифру озвучивал министр юстиции Павел Петренко в начале июня - 1 трлн 180 млрд грн. "Украина подала три иска в Европейский суд по правам человека против РФ, и мы требуем возмещения миллиардных, а точнее, триллионных убытков, нанесенных Россией Украине", - сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в конце ноября.
Вторым пострадавшим с учетом размера понесенного ущерба стал губернатор Днепропетровской области. 4 сентября Государственный совет Республики Крым принял решение о "национализации" имущества Коломойского, в том числе 65 объектов недвижимости, включая отделения Приватбанка и пансионат "Форос". Причиной этого, по словам самопровозглашенного главы полуострова Сергея Аксенова, якобы стал тот факт, что Приватбанк нанес убытки крымским гражданам, и отбор имущества акционера - это их компенсация. Хотя "юридические аргументы" - не более чем филькина грамота, а политический подтекст экономических репрессий зачастую не скрывают и сами экспроприаторы. "Это тоже очень скандальный объект небезызвестного губернатора, который сидит в Мариуполе", - заявил председатель госсовета Владимир Константинов, когда местная власть взялась за национализацию пансионата "Айвазовское" в Партените, имея в виду Сергея Таруту, занимавшего тогда пост губернатора Донецкой области. Также в ноябре госсовет Крыма принял решение о национализации крупнейшего производителя хлеба на полуострове - компании "Крымхлеб", входящей в группу Lauffer донецкого предпринимателя Александра Лещинского.
Несмотря на параллельные увещевания Аксенова и Константинова о том, что частной собственности в Крыму ничего не угрожает, по крайней мере, той, где владельцы не уличены в активной проукраинской позиции, в это уже никто не верит. Расследование, проведенное американским новостным агентством Associated Press и опубликованное 2 декабря, доказывает, что национализация с привкусом экспроприации не редкое исключение из правил, а новая для Крыма действительность. Если некоторые крупные компании, санатории или судоверфи (например, керченский "Залив", принадлежавший Константину Жеваго) были официально национализированы региональным правительством, действовавшим от имени Российской Федерации, то основная масса отчуждений - это банальные захваты без каких-либо юридических обоснований и публичной огласки. К примеру, в июне на агрофирму "Добробут", входящую в агрохолдинг KSG Agro днепропетровского бизнесмена Сергея Касьянова, приехали вооруженные люди. Они показали бумажку, подписанную Аксеновым, в которой указывалось, что земля (14 тыс. га), которая обрабатывалась фирмой на условиях аренды у местной сельской общины, национализирована. Захватчики забрали поля, здания, собранный урожай и оборудование на общую сумму около $1,6 млн. Александр Гарфнер, адвокат компании "Добробут", обратился с иском в крымский суд, являющийся теперь частью российской системы правосудия. 2 сентября иск был отклонен, хотя для такого решения не было никаких оснований.
По предварительной оценке Министерства юстиции Украины, всего за восемь месяцев оккупации полуострова Россией пострадало около 4 тыс. предприятий, организаций и учреждений, имущество которых было экспроприировано. Опрошенные "ДС" юристы говорят, что лучшая защита в сложившихся обстоятельствах - обращение в международные суды, ЕСПЧ и Международный коммерческий арбитраж в Гааге. Коломойский уже пообещал отсудить в международном арбитраже у крымчан $2 млрд за отобранное имущество - аэропорт "Бельбек", сеть Приватбанка, санаторий "Форос" и др. Но официальных исков в международные инстанции от частных инвесторов пока нет.
О том, почему собственники превращают свой бизнес в "законопослушную российскую компанию", читайте здесь