Эхо взрывной волны
Вечером 4 сентября 1999 г. в дагестанском городе Буйнакск рядом с пятиэтажным домом №3 на улице Леваневского (Шихсаидова), в котором проживали семьи военнослужащих 136-й мотострелковой бригады минобороны РФ, взорвался начиненный взрывчаткой грузовик. Были разрушены два подъезда, 64 человека погибли.
8 сентября, за несколько мгновений до полуночи, произошел взрыв на первом этаже девяти-этажного жилого дома №19 по улице Гурьянова на юго-востоке Москвы. Два подъезда здания были полностью уничтожены, погибли 100 человек.
Ранним утром 13 сентября в Москве произошел еще один взрыв - в подвале восьмиэтажного жилого дома №6, корпус 3 на Каширском шоссе. Дом был полностью разрушен, погибли почти все находившиеся в нем жильцы - 124 человека.
Ранним утром 16 сентября в городе Волгодонске Ростовской области рядом с девятиэтажным жилым домом №35 по Октябрьскому шоссе взорвался грузовик со взрывчаткой. Была разрушена фасадная часть здания, из завалов извлечены 18 погибших, один человек умер в больнице.
Согласно официальной версии и приговорам судебных органов РФ теракты были организованы и профинансированы руководителями исламского учебного центра "Кавказ" - вооруженного формирования, действовавшего в Чечне в 1995-1999 гг., Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умаром и осуществлены нанятыми ими группами северокавказских боевиков. В течение нескольких лет почти все организаторы и исполнители терактов были либо осуждены, либо убиты в ходе спецопераций силовых структур.
За месяц до взрывов, 9 августа, директор Федеральной службы безопасности РФ Владимир Путин был назначен первым заместителем и исполняющим обязанности председателя правительства РФ. В тот же день в своем телеобращении президент Борис Ельцин назвал его своим преемником, а 16 августа Госдума утвердила Путина в должности главы правительства. Взрывы сделали борьбу с терроризмом темой номер один в России, а сама эта борьба подняла рейтинги Путина с 10 до 80%. В то же время ширились слухи о том, что взрывы были организованы ФСБ.
Независимо от того, какая версия правдива, эта история показала необходимость общественного контроля над деятельностью спецслужб. Россияне этот урок не извлекли и получили путинскую автократию и деградацию общественного сознания.
Должна быть жесткая схема отчетности спецслужб перед соответствующими комитетами парламента и СМИ. Например, в тех же США парламентского контроля порой бывает недостаточно, но возможностей средств массовой информации хватает для национальных скандалов такого масштаба, что правительству приходится вычищать и ФБР, и ЦРУ, и АНБ, и прочие спецслужбы. Чтобы подобные правила прижились в нашей стране, украинцам следует продолжать показывать, что они не склонны слепо доверять кому бы то ни было.
О других крупнейших терактах в истории читайте здесь