Эффект Трампа. Европа готовится усилить расходы на оборону
Результаты президентских выборов в США вызвали тревожную реакцию на мировом фондовом рынке. Японский индекс Nikkei по итогам торговпросел на 5,3%, корейский Kospi — на 2,3%. В США фьючерсы на основные биржевые индикаторы потеряли в цене 3,5–4,5%. Волна распродаж докатилась и до европейского рынка акций. Биржи Парижа, Лондона и Франкфурта упали на 1,5–3,5%.
Кончено, это была только первая реакция. В ней проявились скорее подсознательные страхи, чем обдуманные решения. Но именно этим она интересна. И особенно важно то, что один сектор выбился из общей тенденции и показал рост, в то время как все остальные падали. Речь идет о производстве вооружений.
В США акции крупнейших военных подрядчиков — Northrop Grumman, Lockheed Martin и Raytheon — поднялись на 5,4, 6 и 7,5% соответственно. В Европе на 3–4% выросли акции британских BAE Systems и Cobham и французской компании Thales. BAE производит разнообразнейшую военную технику, от пуль до линкоров, и рассчитывает на США в качестве крупнейшего клиента. Cobham выпускает оборудование военной связи, а Thales входят в тройку мировых лидеров по производству бортовых РЛС и систем радиоэлектронной борьбы.
Американские ожидания
Праздник на улице оборонных компаний США объясняется просто. В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал американским вооруженным силам 90 тыс. дополнительных солдат, 42 новых военных корабля, более 100 современных самолетов-истребителей, а также усиление ядерной и противоракетной мощи. Кандидат от республиканцев обвинил президента Барака Обаму и кандидата от демократов, экс-госсекретаря Хиллари Клинтон в том, что расходы на оборону по отношению к общему объему экономики упали до самого низкого уровня с момента окончания Второй мировой войны. "В настоящее время мы имеем самую маленькую армию за период с 1940 г., военно-морской флот является одним из самых маленьких с 1915 г., а военно-воздушные силы — самые маленькие с 1947 г.", — восклицал Трамп.
Как сообщает CNBC, аналитики подсчитали, что для реализации предложений Трампа ежегодные военные расходы должны будут на $93 млрд превысить предельный уровень, установленный законом о контроле бюджета. А Трамп сказал, что он собирается устранить этот предел и компенсирует дополнительные расходы с помощью бюджетной реформы.
Вызовы для европейцев
Иная причина — у роста акций европейских оборонных компаний. В ходе предвыборной кампании Трамп пригрозил, что Америка отвернется от партнеров по НАТО в Европе, если те не будут тратить достаточно на оборону. Раньше за всю историю НАТО ни один из кандидатов в президенты США ни от республиканцев, ни от демократов не угрожал лишить европейских союзников по НАТО американской защиты.
Тестом на твердость позиции новоизбранного президента может стать следующий год, в течение которого США обязались потратить $3,4 млрд на закупку тяжелых вооружений и бронетехники для размещения их в Центральной и Восточной Европе. Это решение было принято администрацией Обамы в рамках комплекса мер сдерживания России на европейском фланге.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг после сообщения о победе Трампа заявил, что попытается поговорить с ним как можно скорее и будет рад его приезду на саммит альянса в Брюссель в следующем году. Столтенберг — бывший премьер-министр Норвегии (его страна граничит с Россией), а потому у него есть прямой интерес убедить Трампа в недопустимости ставить под сомнение ст. 5 устава НАТО, говорящую о коллективной обороне. Как передает Reuters, Столтенберг намерен напомнить новому американскому президенту, что до сих пор ст. 5 устава НАТО была задействована лишь единожды — после 11 сентября 2001 г., когда нападению террористов подверглись США. То есть коллективная оборона нужна США не меньше, чем европейцам.
Впрочем, Столтенберг надеется не только на этот аргумент, но и на то, что партнеры США по НАТО прислушаются к предупреждению Трампа и увеличат свои военные расходы. Сейчас на США приходится три четверти военных расходов альянса. Среди остальных членов НАТО лишь Великобритания, Польша, Греция и Эстония соблюдают условие отводить на оборону не менее 2% ВВП. Столтенберг подчеркнул, что если все европейские союзники и Канада достигнут двухпроцентного ориентира, то их суммарные военные расходы вырастут на $100 млрд.
Призыв Трампа уже услышали
Гораздо меньше, чем 2% своего ВВП, тратит на оборону, в частности Германия — крупнейшая экономика Европы. Но теперь, после победы Трампа, это может измениться. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, отвечая на вопрос Reuters, будет ли она в настоящее время искать дополнительное финансирование для военных Германии, заявила: "Я должна объяснить это немецким законодателям, что это нам нужно и что это правильный путь".
Во Франции тоже увидели возможность усилить европейскую оборону. "Трамп сказал, что хочет прекратить платить за НАТО. Вместо того чтобы опускать наши головы, мы должны ответить на вызов, — заявил министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро в телеэфире, комментируя победу Трампа. — Мы должны сделать Европу более сплоченной, нам нужно, чтобы Европа была более активной, более наступательной, если потребуется защитить себя".
О том же говорит бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт, возглавляющий в Европарламенте фракцию Альянса либералов и демократов за Европу. По сообщению The New York Times, он назвал победу Трампа "тревожным звонком для европейских лидеров" и добавил: "Мы не можем зависеть больше от США, мы должны взять на себя ответственность за нашу собственную судьбу. Европа должна научиться действовать вместе и отставить свои внутренние разногласия в сторону".
Конечно, прогнозы — дело неблагодарное. Неожиданная победа Трампа это лишний раз подтвердила. Но можно уверенно утверждать, что теперь в повестке дня Евросоюза и европейских членов НАТО на первый план вышел вопрос, который раньше был в тени: как обеспечить свою безопасность. И не важно, будут ли европейцы стремиться выполнить требования Трампа или же они захотят подготовиться на случай отказа США от своих союзнических обязательств. В любом случае ответ один: европейские страны будут укреплять свои вооруженные силы и наращивать оборонные бюджеты.