Джонсон в гости заглянул. Станет ли ось Киев-Варшава-Лондон ядром "нового НАТО"
Самое опасное для Украины сегодня – воспринимать роскошные подарки судьбы вроде возможности союза с Британией и Польшей как должные и относиться к ним потребительски
Формирование вокруг украинского дела (о действующем правительстве трудно сказать что-либо определенное, хотя инициатива родилась в недрах нашего МИДа) коалиции с фактическим лидерством Великобритании или, шире, "англосаксов" – это откровенно уникальный исторический шанс для Украины. По сути, такая инициатива может – увы, сегодня пока лишь может – стать ядром "нового НАТО", свободного от беспочвенных амбиций Франции (недавно униженной Кремлем до высылки ее посла из бывшей колонии, Мали, где теперь обосновались россияне) и нездоровых аппетитов мятущейся Германии. Этот в некотором смысле спонтанный проект постепенно обретает конкретные черты. И если бы не коварство коронавируса, из-за которого британскому премьеру пришлось приехать к нам без министра иностранных дел, "тройственный союз" Киева, Лондона и Варшавы, был бы официально оформлен уже вчера.
Путь к альянсу
Путь к такому альянсу с ключевым участием Польши, стоящими за ее спиной США и Канадой, открыл – кроме, собственно, Путина – выход Великобритании из ЕС и избрание премьером амбициозного Бориса Джонсона, которому на этом посту выпала нелегкая судьба править в объективно тяжелое время. Во внутренней политике он может гордиться разве что регулярными выплатами существенных карантинных компенсаций и недавним прекращением режима ограничений (не исключено что с личными политическими целями – его сильно критикуют за вечеринки с нарушением карантина).
Поэтому в приоритете Лондона как раз политика внешняя, и концентрируется она не первый год на Украине и Юго-Восточной Азии. Выгорит этот проект или нет – покажет ближайшее время, как покажет оно и степень зависимости, как тайной, так и явной, украинского истеблишмента от России. При этом следует понимать, что Москва постарается сделать всё, чтобы у британцев, поляков, украинцев (и – потенциально – американцев, скандинавов, румын) ничего не вышло. Ведь РФ борется даже за, казалось бы, уже потерянный Южный Кавказ, привязав к седлу Армению и запугивая Грузию. Что уж говорить о появлении у своего подоконника блока во главе с историческим противником (назначенным таковым хранителями мракобесной традиции)?
Для этого Россия максимально задействует свою пятую колонну, главным образом, в Европе – но есть у нее и помощники с собственной мотивацией.
Так, по США разъезжает Дональд Трамп, рассказывая о том, как вместо Украины надо заниматься Америкой. Увы, внутриполитическому блоку администрации Джо Байдена либо не хватает guts, чтобы отправить вдохновителя путча 6 января в места не столь отдаленные, либо стратеги демократов сознательно ведут Трампа к расколу республиканского избирателя в 2024 году. Ведь он валуном лежит на дороге, причем как у нормальных консерваторов, так и у вынашивающих собственные планы "уверовавших" трампистов вроде Теда Круза, для которого следующие выборы, скорее всего, последние. Так или иначе, то ли выполняя путинские распоряжения, то ли просто имея на Украину зуб, старый коробейник делает всё возможное, чтобы попасть в прайм-тайм RT.
Немного севернее опробованную – и успешно, судя по хронически прогнутой позе Эммануэля Макрона – технологию желтых жилеток, российская агентура, которую никогда всерьез не отлавливали в этой стране по доброте душевной ("полноте, ну какие диверсанты из колбасных иммигрантов?") пытается применить и в Канаде.
Джастин Трюдо, при всей к нему украинской национальной благодарности (хотя в принципе он делает ровно то, что и его предшественник Стивен Харпер) – политик, в общем-то, того же калибра, что и Макрон. Поэтому он не нашел ничего лучшего, как скрыться от антикарантинных протестов дальнобойщиков, сказавшись больным "омикроном". Канадские газеты в мирном, добродушном ключе обсуждают лозунги демонстрантов, стремясь их укорить или урезонить. Ведь для раскачки в Канаде гибридное командование, как и везде, использует реальные основания для общественного недовольства, но главное – продемонстрировать беспомощность власти, посеять хаос и выключить ту или иную страну из внешнеполитического процесса. А это – на некоторое время – возможно, если резидентам удастся отравить идиллические города Канады агрессией питерской подворотни.
Того же Макрона, который не проявил к Путину должного уважения (да еще и отправил в Румынию пополнение) Кремль намерен вышелушивать из Елисейского дворца тремя-пятью колоннами. Это и должница Марин Ле Пен, и прямо-таки карикатурный путинист Эрик Земмур, и вроде как любительница русской культуры Валери Пекресс, и старые леваки вроде "непокоренного" Жана-Люка Меланшона. Весна будет жаркой. Чем при этом занят сам Макрон в направлении выборов, в том смысле, чтобы их выиграть – сказать трудно, а организовать маленькую победоносную войну в Мали или ЦАР он явно не способен. Хоть бы Украиной занялся что ли, терять-то особо нечего. Возможно, конечно, что в правом центре не всё так плохо, но риск оставить Францию в руках новых вишистов слишком велик. И вряд ли Макрон захочет остаться в истории политиком, сбежавшим из избирательной урны.
Коллективный "Фантомас"
Пока готовятся к выступлению тайные и явные носители путинской ладанки на груди в Греции, Италии, Австрии, на Кипре (заявление изолированного хорватского президента было явным фальстартом). Это и перелицованные греческие ультраправые фундаменталисты ("Золотую зарю" запретили – на ее месте тут же появилось более осторожное "Греческое решение"), и съехавшаяся на Кипр постсоветская мафия, и Дмитрий Фирташ, главный беженец Австрии, держащий в каждом кармане по премьеру, и даже решивший, подобно Ле Пен, косить под нормального политика Маттео Сальвини. Но главной ударной силой российского контрнаступления послужит, к сожалению, Венгрия.
С возвращением к власти Демпартии и в особенности Джо Байдена в Белый Дом в личной политической жизни Виктора Орбана наступили нелёгкие времена. То, что он объединил против себя всю оппозицию и потерял мэрию Будапешта – это еще полбеды. В конце концов, можно из нынешнего протоавторитарного бульона продвинуться на следующий уровень (к фальсификациям). Дело в том, что рано или поздно руки Байдена дотянутся и до Орбана, к которому не может не возникнуть вопросов у Минфина США, поскольку ранее они многократно возникали к его однопартийцам. Не забывают Орбану и "спасения" македонского премьера Николы Груевского (особенно на фоне остановки Францией процесса евроинтеграции Северной Македонии и Албании). А главное – его нежной дружбы с Трампом и преследования Джорджа Сороса. Поэтому Орбан, судя по всему, решил предвосхитить события и без причуд лечь под Путина и в ходе свежего визита в Москву разве что не просил расцеловать советские танки, давившие венгров в 1956 году.
Возможности вредить Украине у Венгрии Орбана имеются немалые – это и труба, и право участия в решениях ЕС, НАТО, ВТО, ОЭСР, а также пограничный регион. В котором, как отмечается, с недавних пор провенгерские элементы снюхались с пророссийскими.
В такой непростой обстановке украинскому руководству необходимо проявить чудеса выдержки и ума, а также драйва на ускорение создания нового оборонного соглашения с подлинными союзниками (какими бы ни были их собственные цели – тот же Джонсон пытается вернуть Британии утерянный в середине прошлого века статус и т.д.). Очевидно, впрочем, что, как и ранее, брать на себя эти функции придётся украинскому "коллективному Фантомасу", поскольку вразумлять те или иные элементы в Киеве – не основная работа, а факультатив для американских дипломатов и британских разведчиков. Да и само вытирание соплей и попытки в зрелом возрасте обучить поведению за столом – занятие не из приятных.
В вышедшем из-под пера Бернарда Шоу "Пигмалионе" Элиза Дуллитл, к ее чести, хотела стать настоящей леди – а это, увы, не наш случай. Да и нельзя переиграть Путина с помощью тех, у кого "Путин в душе" вместе с бережно хранящейся на Лубянке подпиской о сотрудничестве.
Тем не менее, с этого года украинцам станет грешно жаловаться на "историю". Изначально героизм продвинутого слоя общества активизировал внешние факторы сложившейся ситуации, а теперь – восемь лет спустя – эти стихии усилились до планетарного масштаба и работают на Украину сами по себе. Вот кто в эти недели говорит о Китае? Разве что в контексте экзотического совмещения олимпиады с эпидемией…
Поэтому самое опасное для Украины сегодня – это воспринимать такие роскошные подарки судьбы как должные и относиться к ним потребительски. Теперь за линией поведения Киева будут пристально следить не только в Вашингтоне и Москве, но и в Лондоне с Варшавой. Куда пойдет Украина с этой развилки? Дорогой мощного проектора центрового Запада на пришедшее под давлением ислама и Китая в нервное движение постсоветского пространства, то есть дорогой лидерства? Или потянется в болото российской провинции, в лучшем случае, превратится в некого политического кадавра вроде Боснии-и-Герцеговины? Скоро это станет понятно.