В поисках утраченного рейтинга. С чем Джо Байден отправился в европейское турне
Напряженный график поездок президента США должен продемонстрировать его трудоспособность и высокую активность. Но помимо этой демонстрации Байдену нужно хоть что-то, могущее сойти за внешнеполитический успех
Первые девять месяцев президентства Джо Байдена привели к резкому падению его рейтинга. По данным Gallup, в настоящее время деятельность Байдена позитивно оценивают только 42% американцев, против 57% в апреле.
Падение популярности Байдена на 15% с начала каденции стало рекордным за последние 70 лет. У Трампа за такой же период рейтинг снизился всего на 4,4%, с 41,3% до 36,9%, у Барака Обамы – на 10,1%, а рейтинги Бушей в начале каденции даже выросли, на 12% у старшего и 13% у младшего.
Потребность в успехах
Аналитики связывают падение рейтинга Байдена, в первую очередь, с внутренними проблемами США, и, лишь отчасти — с провалами во внешней политике: неудачным с точки зрения PR выводом войск из Афганистана и невнятной политикой по отношению к России. Но внешнеполитическое направление сейчас представляется наиболее перспективным для демонстрации "быстрых" успехов. Это, в свою очередь, должно укрепить позиции Байдена и его администрации в Конгрессе.
И Байден был отправлен в обширное турне, цель которого – демонстрация его внешнеполитической эффективности. Программа включает встречу с Папой Франциском, которая уже состоялась 29-го, далее, вечером того же дня – встречу с Эммануэлем Макроном в посольстве Франции в Риме (она тоже прошла), саммит G20 в Риме 30–31 октября и 26-й саммит ООН по климату в Глазго (COP26), который пройдет 1-2 ноября, и на котором его участники должны будут, по замыслу организаторов, взять на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Между саммитами, либо на полях G20, намечалась также краткая встреча с Байдена с Путиным, но Байдена обломали: как заявил Дмитрий Песков, Путин примет участие в G20 в формате видеоконференции. Относительно COP26 с приездом Путина полной ясности пока нет: на прошлой неделе Кремль подтвердил, что он не поедет также и в Глазго, но затем Песков заявил, что формат выступления Путина в Глазго будет определен позже. Едва ли Путин появится в Глазго лично, но если все-таки появится, то лишь с каким-нибудь сюрпризом. Вероятнее всего, с предложением о немедленной сертификации СП-2, обставленной дополнениями такого рода, чтобы от нее было трудно отказаться. В любом случае, возможности пиара на встрече с Путиным, даже если он внезапно появится в Глазго, для Байдена выглядят сомнительно.
Встреча с Папой, носившая характер частной аудиенции, на которой Байдена сопровождала его супруга Джилл, прошла в библиотеке Апостольского дворца, длилась час с четвертью – дольше, чем с Обамой и Трампом — и была посвящена борьбе с изменением климата и пандемией. Все прошло вполне благопристойно, встречу легко можно трактовать и комментировать как успешную, но особых бонусов из нее не выжать: заявленная сначала трансляция была затем отменена.
Таким образом, прорывные договоренности по сокращению выбросов, достигнутые сначала на G20, а затем закрепленные на COP26, остаются практически единственным шансом для Байдена добиться зримых результатов, которые можно преподнести в США как политический успех. При этом нет никаких гарантий, что такие договоренности будут достигнуты. Вероятно, именно об этом шла речь на встрече с Макроном, тема которой была сформулирована как "соперничество великих держав", но подробностей о результатах пока нет.
Вся эта неопределенность не может не тревожить демократов. Конечно, до выборов 2022 года, которые пройдут в Конгресс, Сенат и в местные органы власти, остается еще довольно много времени. Но если даже потерянные 15% удастся отыграть, сам факт неустойчивости рейтинга Байдена и его (рейтинга, а не Байдена) способности к неожиданному падению, уже создал крайне нежелательный для демократов прецедент, продемонстрировав его неустойчивость.
Что заготовил Путин?
Кремль уже заявил на G20 два выступления Путина в режиме видеоконференции. Темы не сообщаются, но догадаться несложно: Путин попытается по максимуму использовать газовый кризис, продиктовав Европе собственные условия. Вероятно, мы услышим и то, что зеленая энергетика вводилась слишком быстрыми темпами, и что только сотрудничество с Россией позволит придать постепенному сокращению выбросов парниковых газов устойчивое поступательное движение. Задачей же Байдена при этом видится блокирование российских инициатив, и тут-то и скрывается интрига. Ведь, сколько ни говори о необходимости сокращения выбросов, газовую дыру нужно заткнуть здесь и сейчас. Готовы ли США предложить на рынок дополнительные объемы газа, пусть и по более высокой цене, но все-таки диверсифицировав источник поставок? Это противостояние Путин-Байден, неизбежное даже вне формата их прямой встречи, обещает быть интересным, если только у Байдена просчитали действия Путина и озаботились ответными заготовками. Так же многое зависит от договоренностей, достигнутых между Байденом и Макроном.
А каковы ставки в США?
Там все очень сложно и достаточно зыбко. Согласно уже упомянутому исследованию Gallup, основные причины падения рейтинга Джо Байдена – сугубо внутренние: разочарование мерами по борьбы с пандемией COVID-19 и общее падение экономики, вызванное локдаунами. Двухпартийный законопроект об инфраструктуре стоимостью $1 триллион и чуть больший пакет внутренних расходов, который включает, среди прочего, ключевые инвестиции в здравоохранение, явственно зависают в воздухе. По сравнению с этим неудачный вывод войск США из Афганистана — не более, чем фон, но фон это крайне неблагоприятен.
Кроме того, инфраструктурный пакет в его нынешнем виде не вполне отвечает ожиданиям американских избирателей. Только 27% из них считают изношенную инфраструктуру одной из важнейших проблем страны. При этом 35% считают приоритетными именно изменения климата. Определенно, Байден просто не может не привезти на оба саммита какой-нибудь сюрприз, чтобы, оттолкнувшись от него, хотя бы отчасти улучшить в свою пользу внутреннюю повестку.
А значит, выходные и начало недели обещают быть очень интересными.