Двойная игра Франции в Ливии. Когда Трамп отомстит Макрону
Силы международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) Ливии во главе с Фаизом Сарраджем, поддерживаемого ООН, сделали подарок президенту США Дональду Трампу, когда 26 июня захватили ставку фельдмаршала Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара в городе Гериан, расположенном к югу от Триполи. Там некогда друг, а затем и враг покойного Муаммара Каддафи руководит наступлением на Триполи с целью окончательно подмять под себя власть в Ливии. И, похоже, в этом ему помогают не только россияне с арабами, но и французы.
Дело в том, что при захвате штаб-квартиры Хафтара силами ПНС были обнаружены четыре американские противотанковые ракеты Javelin ($170 тыс. каждая). Возник вопрос: а как собственно "дротики" оказались в распоряжении "правительства в Тобруке" и чьи они? The New York Times 9 июля сообщила, что эти ракеты были в свое время проданы Франции, которая использовала их в Ливии для защиты собственных сил. Проблема в том, что место дислокации французского спецназа находится далеко к востоку от Гериана.
В то же время ранее в СМИ также широко разошлась информация о том, что обнаруженные ракеты прибыли из Объединенных Арабских Эмиратов, которые, как известно, поддерживают ЛНА. В частности, спикер сил ПНС Мухаммед Кунуну заявил, что на транспортных контейнерах ракет указывается, что они принадлежат "Вооруженным силам Объединенных Арабских Эмиратов". Естественно, разгорелся серьезный скандал. Американский сенатор Боб Менендес даже написал письмо госсекретарю Майку Помпео с призывом расследовать вероятность поставок, в нарушение оружейного эмбарго, Javelin Эмиратами. Министерство иностранных дел ОАЭ, как пишет Al Jazeera, в свою очередь, поспешило опровергнуть сообщения о том, что американские ракеты ранее принадлежали Эмиратам.
МИД ОАЭ вполне может говорить правду, несмотря на слова Кунуну. Да, и Франция, и ОАЭ в свое время покупали американские противотанковые комплексы. Французы - 260 ракет в 2010 г., а Эмираты столько же - в 2011-м. Плюс 24 мая этого года Госдеп одобрил запрос ОАЭ на покупку еще 331 ракеты. Хотя после скандала со ставкой Хафтара сделка, очевидно, будет отсрочена, пусть Javelin на самом деле поставлены и не Эмиратами. Факт снабжения оружием ЛНА из ОАЭ зафиксирован: в Госдепе уже установили, что речь идет не о Javelin из ОАЭ, а об артиллерийских боеприпасах.
И не только. Больше ясности, как ни странно, внес вьетнамский сайт Baomoi.com. Авторы материала смогли составить более четкую картину. На опубликованных фото из штаб-квартиры Хафтара действительно можно увидеть четыре контейнера для продукции американской Lockheed Martin, однако если взглянуть на снимок ниже, то в правом углу виднеется ящик с неким боеприпасом, отличным от Javelin.
Следует отметить, что 19 июня авторитетная британская информационная группа Jane's 360 сообщила, что ОАЭ поставляют силам Хафтара российские зенитно-ракетные комплексы "Панцирь-С1", и до кучи - китайские беспилотники. Так что в ящике по соседству могут находиться боеприпасы для "Панциря" с маркировкой ВС ОАЭ, а ракеты американского производства - действительно принадлежат Франции.
Подкрепляет эту версию и реакция Парижа. Советник министра обороны Франции подтвердил, что ракеты, найденные в Гериане, действительно принадлежали французским силам, но они якобы были повреждены (судя по фото выше, это правда) и уже списаны - хранятся на складе до утилизации. Он также уверяет, что местным силам они не передавались. И опять тот же вопрос: так как они оказались в штаб-квартире Хафтара? Не лгут ли в Париже? Тем более что ранее министр внутренних дел ПНС Фати Башаги подчеркивал, что наряду с ОАЭ, а также Саудовской Аравией, Франция тайно оказывает поддержку бойцам Халифы Хафтара.
Трамп будет рад
Пора вернуться к началу и пояснить, почему же силы ПНС сделали подарок Трампу.
Официальный Вашингтон не торопится выдвигать обвинения ни к Франции, ни к ОАЭ. Хотя им, бесспорно, придется несладко, ведь это нарушение международного законодательства - причем, очевидно, не санкционированное США.
Пока же американские ведомства заняты расследованием. Как сообщили два источника NYT, в понедельник, 8 июля, Госдепартамент провел секретный брифинг для представителей комитетов по международным отношениям Палаты представителей и Сената касательно проданных Франции противотанковых ракет. Определенно обсуждалось и то, каким именно образом эти ракеты могли перекочевать с французского склада в Гериан. Действительно, для любой армии, даже в странах Европы, характерна ситуация, когда списанное имущество хранится куда более небрежно, нежели рабочее. Не исключено и то, что в рядах ВС Франции мог оказаться офицер или несколько, которым мало жалования. Также нужно понимать, что одной поставкой "дротиков" дело не обошлось. Ведь ЛНА еще нужно было бы научить ими пользоваться. И в Штатах могут также попытаться выяснить, не посещали ли Хафтара французские инструкторы. Кстати, не обязательно действующие военнослужащие.
В любом случае вероятную халатность Парижу все равно придется еще доказать, поскольку последствия в этом случае будут не столь серьезными, чем если "джавелины" оказались в руках Хафтара благодаря целенаправленной поставке. Что нельзя исключать, помня о заявлении ливийского министра. В таком случае, к слову, вырисовывается любопытный ситуативный альянс между Францией, Россией и ОАЭ. К тому же получается, что один из фронтменов Евросоюза, действуя исподтишка, идет, по сути, против ООН, поддерживающей правительство Фаиза Сарраджа.
Но так или иначе, у Дональда Трампа теперь есть повод сильно поссориться с Эммануэлем Макроном. Независимо от того, как будут оправдываться французы, такой конфликт Белому дому на руку. Он дает возможность с лихвой отплатить Макрону за унизительные (с точки зрения Трампа) встречи, саммиты (НАТО, G7) и критику со стороны президента Пятой республики.
Что касается Ливии, то там наматывается внушительный геополитический клубок из интересов сразу нескольких стран: США, Франции, ОАЭ, Саудовской Аравии, России. И каждая сторона пытается урвать кусок побольше перед предстоящими выборами ливийского президента. Россияне, к примеру, ранее поддерживавшие только Хафтара, теперь "работают" еще и с сыном Муаммара Каддафи Саифом аль-Исламом. Помощь ему из Кремля имеет гибридный характер. Такую же в последнее время Россия оказывает многим странам Африки, засылая туда "экспертов-политтехнологов" из структур "повара Путина" Евгения Пригожина, курирующего ЧВК "Вагнер". Буквально в мае, как сообщало агентство Bloomberg, в Ливии были задержаны двое россиян, планировавших вмешательство в выборы посредством организации мероприятий для аль-Ислама. Российский "Интерфакс", в свою очередь, уверяет, что это невинные социологи из Фонда защиты национальных ценностей, один из которых - это глава полевой группы фонда Максим Шугалей.
Франция, если информация об оружии подтвердится, да и ОАЭ, судя по всему, делают ставку как раз на Халифу Хафтара, которому в пику поддерживаемому ООН правительству удалось взять под контроль большую часть территории и промышленных мощностей. Расчет в принципе ясен: теперь, на фоне продолжающихся внутриевропейских баталий из-за беженцев и попыток Вашингтона подсадить ЕС на свои энергоносители, Европе нужна стабильность в Ливии. Хоть бы и поддержкой более сильной, пусть и не признанной стороны.