Дунайские "ярды". Как Австрия стала гаванью олигархов
После публикации "райских бумаг" стало известно, что австрийский канцлер в 2007-2008 гг. Альфред Гузенбауэр является совладельцем (точнее - директором и юридическим представителем) компании Novia Management Ltd., зарегистрированной в 2014 г. на Мальте, вместе с Гербертом Степичем, до 2013 г. руководившим Райффайзенбанком и ушедшим в отставку после обнародования еще бумаг "панамских".
Канцлер умеет молчать
Что примечательно, так это то, что означенная Novia имеет долю в фирме с похожим названием, акционером которой является скандальный израильский политтехнолог Таль Зильберштейн, бывший организатор кампаний австрийских социал-демократов (а также Виктора Пилипишина и Юлии Тимошенко, кстати), арестованный в Израиле в августе 2017 г. по подозрению в соучастии в отмывании денег вместе с израильским алмазным магнатом Бени Штайнмецем.
Эта Novia Funds Sicav Plc была создана, между прочим, для инвестирования в бизнес, связанный с азартными играми как в самой Австрии, так и в ее странах-соседях. После недавних парламентских выборов в республике отмечалось, что история с Зильберштейном, уволенным после того как выяснилось, что его контора распространяла безосновательные обвинения в адрес будущего канцлера Себастьяна Курца в антисемитизме, еще аукнется эсдекам. Но вопрос можно поставить и несколько шире: что же так привлекает к Австрии разнообразные теневые схемы и прочно увязывает дунайскую республику с тем миром, в котором от фискальных служб множества государств скрывается до $10 трлн?
На самом деле эта австрийская - и не только - история началась довольно давно. По иронии судьбы именно Гузенбауэр запечатлен на открытии саммита ЕС в Брюсселе 15 октября 2008 г. вместе с двумя еще более известными политическими лидерами. Это выглядящий значительно моложе премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер (нынешний президент Еврокомиссии) и тогдашний президент Франции Николя Саркози, чьи теневые операции по финансированию своих избирательных кампаний еще не были известны широкой общественности. Именно на этом саммите девятилетней давности чуть ли не впервые прозвучал призыв "положить конец существованию зон, которые именуют "экономическим раем".
"Черные дыры наподобие офшорных центров более не должны существовать... Они должны прекратить свое существование до начала реформы международной финансовой системы. Сегодня в мире есть около 50 зон с льготной налоговой политикой, полностью выведенных из-под какого-либо контроля", - возмущенно заявил тогдашний французский премьер-министр Франсуа Фийон, в нынешнем году позорно завершивший свою политическую карьеру под градом обвинений в непотизме и коррупции. Тогда же Николя Саркози выдвинул в этом контексте предложение организовать саммит по вопросу реформы международной финансовой системы, а Фийон провозгласил необходимость сочетать управляемый капитализм и социальную политику.
В свою очередь, Альфред Гузенбауэр ничего громкого не провозглашал, но оно и понятно. Практически все страны, лежащие в предгорьях Альп, так или иначе десятилетиями вовлечены в когда-то вовсе и не такое предосудительное занятие по уходу от налогообложения (недавно его стали называть модным, технократическим и обезличенным термином "оптимизация") и манипулирования понятием банковской тайны. До изобретения высоких технологий в отрасли обработки гигантских баз данных и появления такого феномена, как склонные к отстаиванию социальной справедливости глобальные СМИ, требования к прозрачности доходов и расходов публичных политиков и чиновников, а также практик большого бизнеса были гораздо скромнее.
Тень ВВП
Известно, впрочем, что для нашей страны эта проблема является крайне болезненной.
Украина входит в мировую десятку территорий - доноров офшоров. Только за 21 год существования независимого государства из нее было вывезено около $167 млрд. Для сравнения: наш номинальный ВВП в прошлом году недотягивал и до $100 млрд (притом что около половины его находится в так называемой "внутренней тени"). Из этой поражающей воображение суммы украинских денег на офшорных счетах целых $50 млрд, или 29,9% (то есть почти треть!) было выведено в 2011-2012 гг., о чем неосторожно проговорился тогдашний первый заместитель начальника Главного управления налоговой милиции Государственной налоговой службы Украины Юрий Атаманюк, пытаясь публично лоббировать идею 15%-ного сбора с продажи валюты. В среднем из украинской экономики в год выводилось около $8 млрд, лишь часть из которых впоследствии возвращалась в качестве инвестиций и кредитов.
Между тем в 2013 г. к впервые обнародовавшей примерные цифры находящихся на офшорных счетах активов лондонской TJN присоединился мощный союзник в деле поиска истины - вашингтонский International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ). Основатель консорциума - так называемый Center for Public Integrity (Центр за подотчетность властей общественности). Только в 2011 г. центр выделил на оперативные нужды ICIJ $1 549 050, а сам центр финансируется из 50 фондов, одним из которых является фонд "Открытое общество" Джорджа Сороса. И еще пять близких к нему институтов. Рядом с этим центром присутствует и такая себе Tides Foundation, можно сказать, банк либералов-глобалистов.
Усилия самоорганизованного глобального гражданского общества в период правления Еврокомиссии Баррозу были поддержаны и на высшем межгосударственном уровне - в феврале 2013 г. главы финансовых разведок стран ЕС собрались на специальную встречу своего объединения FIU.net , формально посвященную тематике "акта Магнитского". На самом деле речь шла о содержательной стороне такого вопроса, как отмывание денег постсоветскими криминальными группировками в странах Евросоюза
Так финансовые сыщики из шести стран ЕС объединили свои усилия, чтобы убедиться в том, что миллиарды евро русской мафии отмываются через европейские банки.
Нить подзабытой аферы
Именно тогда Австрия чуть ли не впервые за исторически обозримый период провела зондирование своих банковских учреждений. В том же году в Вене за манипуляции с курсом акций Telekom Austria в пользу менеджмента был осужден брокер Иоганн Вановиц, имевший непосредственное отношение к небезызвестному "Танталиту", официально владевшему комплексом "Межигорье", а также предприятию братьев Клюевых Slav AG. Любопытно, что бежавшие в Австрию от засилья коррупции в своих странах обычные выходцы из СССР на форумах диаспоры хватались за голову, перечисляя странные проекты (например, в транспортной отрасли), через которые в неизвестном направлении уходят деньги налогоплательщиков. Все эти события происходили в эпоху премьерства партийного преемника Альфреда Гузенбауэра социал-демократа Вернера Файмана, который в прошлом году покинул свой пост при довольно загадочных обстоятельствах.
Можно вспомнить, разумеется, не только о бизнесе братьев Клюевых, в том числе и в продвинутой солнечной энергетике, а это случай с попавшей в итоге под волну репрессий со стороны ЕС компанией Aktiv Solar, чьи активы остались на территории оккупированного Крыма. В памяти всплывают также и собственность семьи Азаровых в Вене и другие истории, все теснее связывавшие между собой цепями теневых капиталов Киев и Вену.
Не в последнюю очередь они касаются недавно принудительно возвращенного на родину экс-главы Госинвестпроекта Владислава Каськива. Так, еще 8 сентября 2010 г. Виктор Янукович подписал указ № 895, которым, среди прочего, предусматривалось внести соответствующие изменения в законодательство и найти бюджетные средства для национального проекта под названием "Олимпийская надежда-2022". Прогнозируемый бюджет "Олимпийской надежды" изначально составлял 80 млрд грн (приблизительно $10 млрд). То есть в среднем в год $1,1 млрд. Тендер на подготовку ТЭО был отменен по иску одного из участников, но затем проведен по другой процедуре с тем же победителем - Klenkhart&Partner Consulting ZT Gesellschaft m.b.H. Деньги немаленькие - 425 тыс. евро.
Затем 30 апреля 2012 г. договор с австрийцами был внезапно разорван (выплачено 127 500 евро) и подписан уже с немецкой фирмой PROPROEKT Planungsmanagement&Projektberatung GmbH. И Госинвестпроект выплатил ей те же 127 500 евро. Затем акцепт на разработку ТЭО "Олимпийская надежда-2022" получила некая австрийская компания Globe Complete GmbH - уже за 170 тыс. евро. Эта фирма была зарегистрирована 29 ноября 2007 г. в Вене по адресу Franz-Josefs-Kai 33, и работали в ней всего два человека - управляющий директор Роланд Грюн и его помощница Ольга Швальд. А в размещенных в интернете материалах к одному из бизнес-форумов Дунайского региона был выписан и род деятельности компании: розничная торговля древесиной, сборными деревянными изделиями, окнами и дверями, деталями для сборных домов. Помимо этого, Грюн и Швальд консультировали по вопросам экспорта в Россию, страны Кавказа и в Украину, а также занимались консалтингом в области возобновляемых источников энергии и IT-инфраструктуры. К слову, именно эта компания подыскивала IT-интегратора для реализации проекта создания электронного правительства в Украине. Которое так и не было создано.
Вот эта тоненькая ниточка от уже почти забытой (но беспримерно наглой) украинской аферы времен позднего Януковича, протянутая через австрийские офшорные гавани (а часто это просто некоторые венские улицы) к российскому рынку, появилась отнюдь неспроста.
Понаехавшие из нерезиновой
Еще со времен холодной войны Австрия как нейтральное государство служила площадкой для представительств советских спецслужб, а в годы застоя сюда вывозились украденные чиновничеством высокого ранга средства налогоплательщиков Страны Советов и вкладчиков Сбербанка СССР. Возможно, в этом и состоит причина неутешительной нравственной эволюции австрийского бизнеса за последние 10-15 лет. Не первый год эта страна, равно как и такие "налоговые гавани", как Лихтенштейн и Люксембург (чей бывший лидер стоит сегодня во главе всего Евросоюза), находятся в шаге от попадания в черный список FATF.
Новому общему законодательству ЕС в сфере борьбы с уходом от налогообложения и отмыванием денег упомянутые три страны сопротивлялись дольше всех. В Вене так и вообще днюют и ночуют агенты ФБР и других американских и международных служб, и не один крупный австрийский чиновник уже был изолирован от общества.
Неудивительно ведь, что именно в этот город на Дунае сбежал из Украины Дмитрий Фирташ, связавший свою судьбу с российским газовым бизнесом, а соответственно, и с внешними интересами Москвы, которая никогда не выпускала дунайскую республику из зоны своего особого внимания (в последние годы рассматривая ее как наиболее уязвимое звено Европейского Союза). И, надо сказать, не без оснований.
В 2012 г. выяснилось, что гарантией неприкосновенности супруги московского экс-градоначальника Юрия Лужкова Елены Батуриной в России является вид на жительство в Австрии, предоставляющей легенде постсоветского строительного бизнеса международную правовую защиту.
По информации L'Express, Батурина - хозяйка огромного шале в австрийском Кицбюэле, владелица пятизвездочного отеля Grand Tirolia (куплен в 2009-м за 25 млн евро) и престижного гольф-клуба Eichenheim. Кроме того, Батурина и ее дочери являются соучредителями частного фонда Beneco в Вене. На заграничных счетах Батуриной, по данным журнала Forbes, находится не менее 1 млрд евро. А "дунайский гринкард" Батурина могла получить по квотам земли Тироль, где проживает, или города Вены: дело в том, что Юрий Лужков долгие годы дружен с бургомистром австрийской столицы, влиятельным политиком Михаэлем Хойплем. И даже давно покойного лидера австрийских "свободовцев" Йорга Хайдера обвиняют в продаже налево гражданства сомнительным россиянам "по квоте Каринтии".
Политические современники и в прошлом оппоненты Батуриных-Лужковых продвинулись в деле смены суверенитета с российского на австрийский гораздо дальше. Так, по сообщению австрийского журнала News, дочь первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина Татьяна Юмашева - австрийская гражданка. Валентин Юмашев (глава АП РФ в 1997-1998 гг.) поселился в местечке Винден-ам-Зе, расположенном в 60 км от Вены, еще в 2007 г. Гражданство родственниками "царя Бориса" получено еще в 2009 г. благодаря главе автомобильного концерна Magna Steyer Гюнтеру Апфальтеру. Он напомнил о заслугах Юмашевой в развитии австрийской автомобильной промышленности, обратившись прямо к министру экономики. Как говорится, чего уж проще. Вряд ли следует дополнительно уточнять, что все перечисленные персонажи придерживаются общей точки зрения на "крымский вопрос" и неизбежно служат инструментами влияния Кремля на австрийские и европейские политические процессы.
К счастью, проукраинскую позицию по Крыму и вопросу продолжения антироссийских санкций демонстрирует победитель выборов, юный лидер австрийских народников Себастьян Курц. О чем он уже успел официально заявить, реагируя на посещение Крыма депутатами от "Австрийской партии свободы", с которой Народная партия ведет непростые переговоры о коалиции. Но пока нельзя предсказать, сможет Курц противостоять тайной силе теневых капиталов, спрятанных в Австрии поколениями постсоветской организованности, во главе которой откровенно встал российский лидер Владимир Путин. Как и многих в ЕС, австрийских избирателей преимущественно волнуют вопросы миграции и роботизации производства, в то время как скользкие адвокаты постсоветских ОПГ и агенты российской разведки пытаются нарисовать для неискушенных жителей этих стран картины процветания за счет инвестиций с Востока. Лишь бы они никогда не интересовались их грязным и кровавым происхождением.