Duce vita. Заплатит ли итальянский вице-премьер за скандал с откатами Путину
Американское издание BuzzFeed News опубликовало запись переговоров между представителями партии "Лига Севера" вице-премьера и главы МВД Италии Маттео Сальвини и неустановленными лицами, представлявшими интересы Кремля, в московском отеле "Метрополь" в октябре 2018 г. Итальянцы договаривались о получении "Лигой" $65 млн, естественно, не "в конверте", а за счет игры цен при продаже нефти от "Роснефти" в третьи руки через посредника. Российские участники переговоров требовали откат в свою пользу, что косвенно подтверждает подлинность записи. Впрочем, это не важно.
Ни водки, ни рубля
Скандал не новый, сильно второй свежести. О том, что Сальвини посещал Россию в поисках финансовой поддержки "Лиги" и встречался там с Дмитрием Козаком, писал еще в феврале итальянский еженедельник L'Espresso. "Роснефть" тогда пригрозила L'Espresso судом, но потом все как-то стихло само собой, хотя Сальвини, кажется, все-таки судился и мамой Путина поклялся, что никогда такого не было. И вот опять...
Российские собеседники итальянцев пока не установлены, хотя уже понятно, что это никому не известные клерки, утрясавшие детали с такими же клерками из "Лиги". Тем не менее у расследования скандала в плане его постепенной детализации есть неплохие перспективы.
Сальвини отреагировал немедленно. "Я судился по этому поводу раньше, и я буду делать это сегодня, завтра и послезавтра. Я не брал ни рубля, ни евро, ни одного доллара или литра водки у России", — заявил он. А пресс-служба "Лиги" добавила, что порочащую ее и ее лидера информацию распространяют те, "кто взял деньги у Сороса и хочет заполонить Европу мигрантами".
Таким образом, позиции сторон высказаны совершенно ясно. Сальвини прозрачно намекнули, что смогут, при надобности, сделать ему больно, вытащив из рукава уже бесспорные доказательства российской поддержки "Лиги". На это Сальвини через пресс-службу "Лиги" ответил, что плевать хотел на угрозы, поскольку пользуется поддержкой итальянцев, которые поверят ему, в рамках изложенной "Лигой" версии, и что у него тоже может что-нибудь найтись на его оппонентов. Вероятно, обе стороны отчасти блефуют, но отчасти и говорят правду. Партнер "Лиги" по правящей коалиции, "Движение 5 звезд", тоже обозначило позицию, заявив, что ожидает "прозрачности", но при этом информация Buzzfeed "не должна повлиять на работу правительства". В переводе на общепонятный язык это звучит как "вылизывайтесь как сумеете, но мы в принципе ценим наше сотрудничество".
Подлинность прослушки при этом не имеет никакого значения. Любое судебное разбирательство о незаконном финансировании "Лиги", если бы до него вообще дошло дело, было бы утоплено в бесконечных апелляциях, экспертизах и контрэкспертизах, а приговор, опять же если бы он в какой-то отдаленной временной точке все-таки был вынесен, безнадежно запоздал бы, не оказав влияния на расклад политических сил. Так что даже если история с российским финансированием в какой-то момент и будет брошена в бой против "Лиги" — а пока, повторяю, речь идет только о предупреждении, — битва компроматов развернется в СМИ и будет идти исключительно за голоса избирателей. Это позволяет Сальвини чувствовать себя довольно уверенно, поскольку большая часть его избирателей простит ему маленькую вольность с русскими, даже если их удастся убедить, что финансирование все-таки было.
Из Парижа в Рим через Брюссель и Вашингтон
Причины атаки на Сальвини тоже очевидны. Экономические разногласия между Италией и ЕС в последнее время обострились: Еврокомиссия выступает против намерения итальянского правительства увеличить дефицит бюджета и госдолг ради экономического роста. Больше других обеспокоена Франция, поскольку основными держателями существующего госдолга Италии являются французские банки. Еще большую тревогу, и уже во всем ЕС, вызвала итальянская идея ввести в наличное обращение "параллельную валюту" в виде казначейских облигаций (buono ordinario del tesoro), чреватая обрушением евро.
Следующим по значимости фактором, осложнившим отношения Рима и Парижа, стала проблема мигрантов. В Италию в силу ее географического положения шел основной поток мигрантов из Северной Африки. Но новое правительство Конти с июня 2018 г. жестко ограничило их прием, запретив, в частности, вход в итальянские порты кораблям НПО, перевозящим "спасенных" мигрантов.
Надо сказать, что резон в этом был: "спасение" стало рутинной процедурой обхода запретов. Мигранты выходят в море на лодках, непригодных для пересечения Средиземного моря, именно в расчете на то, что суда НПО их спасут. В итоге поток нелегальных мигрантов в Италию сократился за год на 90%. Но эти 90% не растворились в воздухе, а были доставлены в порты других стран, прежде всего Франции, поскольку тамошнее правительство в силу особенностей своей электоральной ситуации не могло позволить себе действовать столь же решительно.
При этом позиция Италии остается предельно жесткой и сегодня. Так, во вторник, 9 июля, отмечая рост потока нелегалов, Маттео Сальвини заявил, что охранять порты Италии от их проникновения должны корабли ВМФ и финансовой гвардии. И буквально на следующий день, 10 июля, был вызван к жизни притихший было скандал, снабженный вновь открывшимся фактом — записью беседы, хотя, конечно, совпадения бывают и случайными.
Свой вклад в неприязненное отношение французов и к "Лиге", и лично к Сальвини внесли также выборы в Европарламент. Заигрывание с французскими "желтыми жилетами" лидеров правых популистов, Сальвини и Ди Майо, декларировавших намерение создать союз "антиэлитных" партий Евросоюза, привело к отзыву из Рима французского посла для консультаций. Что же до самого Сальвини, то он позволил себе личный наезд на Эммануэля Макрона, назвав его "ужасным президентом", от которого, по его словам, французы могли бы избавиться, правильно проголосовав на выборах в Европарламент, а также заявил, что Париж продолжает колонизировать десятки стран в Африке.
Наконец, и результаты европарламентских выборов, в ходе которых группа "Европа наций и свободы", куда входит и "Лига", получила 55 мест против 37 в прошлом парламенте, добавили аргументов в пользу того, что слишком уж разошедшегося популиста пора немного приструнить.
Основания для недовольства Сальвини есть и у Вашингтона. Программный документ правящей коалиции — "Контракт на формирование правительства перемен", содержит положение о необходимости добиваться отмены экономических санкций против России, "которую необходимо рассматривать как все более важного экономического партнера и стратегического посредника при разрешении конфликтов в Ливии, Сирии и Йемене". Правда, это разбавлено констатацией верности принципу евроатлантической солидарности и признанием США основным союзником Италии. Но такой реверанс — лишь фигура речи. Зато проблема сбыта в ЕС своих углеводородов и связанный с ней вопрос блокирования "Северного потока-2" стоит для США очень конкретно и остро. К тому же аналитики в Вашингтоне не могут не понимать, что дальнейшее сидение Европы на российской газовой игле будет неизбежно размывать ту самую евроатлантическую солидарность, в верности которой клянутся итальянские популисты, в связи с чем запуск "Северного потока-2" будет иметь и долговременные последствия. А между тем сохранение антироссийских санкций стало сегодня, по сути, единственным инструментом сдерживания российской экспансии в Европу. Словом, причин послать Сальвини прозрачный намек и у США было более чем достаточно.
Возможные последствия
Вместе с тем было бы неверно считать Сальвини "пророссийским" и "антиукраинским" политиком, а его оппонентов, напротив, "союзниками Украины". Все обстоит куда прагматичнее. Популистская программа требует средств для хотя бы частичной ее реализации. Итальянский же электорат, в силу многих причин, включая исторические, чрезвычайно падок на популистскую риторику. Она, если угодно, заложена в самом национальном характере итальянцев: потомки миллионов эрколе бамбучи, с легкостью купившихся когда-то на посулы дуче, столь же легко повесивших разочаровавшего их кумира, а затем начавших ностальгировать по нему, ничем не отличаются от своих предков.
Италия — прекрасный пример страны, не ставшей единым целым, а сохранившей "федеральное" самосознание. Лучшую почву для популизма трудно придумать — и значит, Италия неизбежно будет пророссийской до тех пор, пока Москва сможет покупать ее симпатии. В этом, впрочем, есть и преимущество: итальянская политика и симпатии всегда будут абсолютно "одноэтажны" и в силу этого абсолютно предсказуемы.
Что касается последствий скандала... то он, собственно, пока и не начался. Сальвини просто получил вежливое предупреждение о том, что избыточное сближение с Москвой вызовет ответные реакции, не то чтобы вот так сразу для него смертельные, но все равно достаточно неприятные. Скорее всего, он примет это к сведению. Вероятно, в ближайшее время в Рим вернется французский посол, с которым можно будет обсуждать детали по всем острым вопросам. Ну а посол США из Рима никуда и не уезжал.
Особых причин для жестких столкновений сегодня нет: основные выборы прошли, новый расклад сил, в общем, ясен. Правительство Конти в целом и партия Сальвини в частности будут выступать рупорами России в ЕС, отрабатывая крайне нужную им финансовую поддержку. Но никаких существенных последствий в ближайшем будущем это не обещает.
В Москве это тоже понимают и вовсе не ждут немедленных результатов. Российский вклад в итальянский популизм, основанный на привычной любви к халяве и к дуче как к ее источнику, — долговременная инвестиция в размывание Европы. Так что игра остается прежней, позиционной.