Друзей Путина отлучат от кормушки
Массовые акции протеста в Будапеште и Праге - это не только "внутренние дела" Венгрии и Чехии. Это часть тренда: по Центральной и Восточной Европе катится волна новых бархатных революций. Начало было положено еще весной прошлого года в Молдове, когда под ощутимым влиянием Брюсселя скандал в правительстве Влада Филата не привел к развалу проевропейской коалиции, а лишь сменил ее лидеров. На протяжении всего года напряженность нарастала во всем регионе, начиная с Боснии и заканчивая Украиной.
Москва среагировала быстро. Беларусь и Казахстан почти насильственно были увлечены в мертворожденный Таможенный союз, оперативно скуплено руководство Армении, в ответ распрощавшейся с мечтой о евроинтеграции в обозримой перспективе. Крупные (но в основном риторические) авансы были выданы обновленному руководству Кыргызстана и старому, надежному руководству Таджикистана. Параллельно агенты Кремля развернули бурную деятельность на Балканах и в Центрально-Восточной Европе, соблазняя элиты выгодами от "Южного потока", серьезными льготными кредитами, привлечением к информационному и культурному сотрудничеству. "Дальний" Запад, все еще лелея память о перестройке, не сразу осознал этот новый вызов. Зато опасность почувствовали в постсоциалистических странах, и сопротивление неуклюжим и навязчивым московским ухаживаниям начало пропорционально нарастать.
Свержение Виктора Януковича стало сигналом к действию для всего огромного региона. Для начала с треском проиграл президентские выборы в Словакии премьер Роберт Фицо, большой друг непрозрачных российских корпораций. Не подкачали балтийцы - лобызавшийся с одиозными российскими правителями "Центр согласия" утратил социал-демократический ореол и в очередной раз был лишен права формировать правительство в Риге. В Болгарии вернулся к власти правоцентрист Бойко Борисов, первым делом принявшийся крушить проекты в сфере энергетики, которые продвигал "московский обком", в обмен на возобновление финансовой поддержки страны из союзного европейского бюджета.
Наконец, избиратели нанесли тяжелый удар по российским интересам в Румынии, где они и так все время вынуждены были маскироваться: не секрет, что именно Бухарест Москва всегда считала перспективным партнером по разделу Республики Молдова и юго-запада Украины. Однако левоцентрист Виктор Понта посрамлен - без пяти минут глава государства проиграл мэру Сибиу Клаусу Йоханнису, этническому немцу и протестанту. А значит, прозападный курс Бухареста не изменится.
Похоже, в ближайшее время стоит ожидать возвращения к власти в Будапеште либерала Гордона Байнаи, в свое время вытащившего Венгрию из-под рисков суверенного дефолта, а в Праге - крупного недруга "советов" князя Карла Шварценберга. Ведь оба популиста - Виктор Орбан и Милош Земан - так и не смогли предложить своим избирателям альтернативы рецессивному прозябанию, а сам институт демократии поставлен ими под вопрос крайне сомнительными политическими шагами.
Смена большинства в законодательном корпусе в Вашингтоне, нынешнее явно временное правительство Польши, консолидация проевропейских сил на Балканах, а Европы - вокруг Украины указывают на долгосрочную тенденцию "бархатного" расширения понятия "Запад" до современной украинско-российской границы. Конечной целью новой волны демократизации, охватившей и те страны, в институциональной стабильности которых еще несколько лет назад не приходилось сомневаться, является как минимум вытеснение агрессивных архаичных элементов за новый железный занавес на административной границе РСФСР, а как максимум - демонтаж московского режима-изгоя, находящегося в самом центре паутины международной коррупции.
Конечно, она не исчезнет. Но без потока шальных денег из Москвы и грызни за газпромовские кормушки потеряет размах. Восточноевропейским элитам в значительной мере придется расстаться с ролью рыб-прилипал и начать связывать свое обогащение с обогащением страны. Это, разумеется, не случится сразу. Но нынешняя волна протестов, имеющих, казалось бы, самую обыденную социально-экономическую подоплеку, может перерасти в масштабную, но "мягкую" чистку элит - в массе своей бывших комсомольцев, превратившихся в посткоммунистов, которые так и не стали демократами независимо от степени своей нынешней левизны или правизны. Это означает демонтаж российской системы подкупа и шантажа иностранной клиентелы, логичное продолжение демонтажа советской системы диктата, отстроченное на четверть века. Говоря образно, сказав тогда Good bye, Lenin, сейчас Центральная и Восточная Европа говорит Russia, good bye. В этом смысл бархатной революции 2.0.