Доза реализма. Что Кулеба и Ермак обсуждали в Вашингтоне
По мнению министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, и Вашингтон, и Киев могут допустить ошибки, которые поставят крест на евроатлантической интеграции Украины
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и глава Офиса президента Андрей Ермак вернулись в Киев из Вашингтона, где они согласовывали детали долгожданной поездки Владимира Зеленского в столицу Соединенных Штатов.
В США украинские чиновники провели ряд встреч, в частности с госсекретарем Энтони Блинкеном, советником Джо Байдена по вопросам нацбезопасности Джейкобом Салливаном и американскими законодателями.
Обсуждались, ожидаемо, все ключевые вопросы американо-украинской и европейской повестки дня. Однако какая-либо конкретика, помимо традиционных официальных сообщений вроде "продуктивной встречи", не озвучивалась.
Больше подробностей, позволяющих получить представление о том, какими были переговоры, и о том, как будут выстраиваться отношения между странами, глава украинской дипломатии озвучил уже после возвращения в Киев — в эфире телеканала "Украина 24".
Чтобы не затопило
В своем интервью Дмитрий Кулеба дал весьма прагматичную оценку текущим взаимоотношениям между Киевом и Вашингтоном, а также высказал свое видение того, какими им следует быть.
Взять хотя бы План действий по членству в НАТО, гарантий предоставления Украине которого вот уже несколько лет добивается Банковая. Кулеба подчеркнул, что процесс этот "двухсторонний", и он не приемлет позиции, что Украине "кто-то должен, а мы ничего не должны делать". И аналогично глава МИД "отвергает идею", что "та сторона", то есть прежде всего Соединенные Штаты, должны просто наблюдать за тем, как Украина пытается выполнять поставленные условия для евроатлантической интеграции.
По его мнению, процесс этот в большей степени политический, а не технический. Это вполне справедливое замечание, учитывая, что в истории НАТО и ЕС есть примеры предоставления членства при, скажем так, куда меньшем объеме выполненных требований.
В то же время, украинский министр призывает Банковую не выпрашивать у Вашингтона ПДЧ, а Вашингтон — после мировой с Германией по "Северному потоку-2" не сбавлять темпы в поддержке Украины в ее противостоянии с Россией.
"Я думаю, что это дорога с двусторонним движением. Это как копать тоннель под водой: с обеих сторон начинают копать и в определенной точке встречаются", — отметил Кулеба.
И это крайне нетривиальная метафора. Она говорит о том, насколько в принципе важно это "двухстороннее движение" навстречу друг другу, и к каким последствиям — полному краху ("затоплению") партнерства — могут привести ошибки. Причем ошибки, допущенные обеими сторонами.
Нормандия
На этом ликбез по Realpolitik, в котором явно возникла острая необходимость после общения с чиновниками в Вашингтоне, от Дмитрия Кулебы не завершается. Он также высказался относительно давнего украинского штампа — включить Соединенные Штаты в "Нормандский формат".
Данная идея не теряет актуальности ввиду того, что Россия относится к международным институтам и форматам так… В общем, так, как Россия относится к международным институтам и форматам — дестабилизирует, бойкотирует, подрывает их авторитет и оспаривает функционал.
"Нормандский формат" — не исключение. После встречи в Париже прогресса нет — новая встреча не назначена, Москва не демонстрирует ни малейшего желания выполнять достигнутые договоренности, предпочитая использовать "четверку" как инструмент давления на Украину. В то же время Париж и Берлин не особо и усердствуют в вопросах урегулирования конфликта между Киевом и Москвой.
В таких условиях, бесспорно, было бы неплохо изменить баланс сил в "Нормандии" подключением к переговорному процессу более принципиальных союзников Украины — США и Великобритании.
Но. Как заявил Дмитрий Кулеба, включение США в "Нормандский формат" — это лишь одна из опций, на которой не следует "зацикливаться". Есть и другие варианты, включая те, которые еще не рассматривались в экспертной среде, но обсуждались в ходе вашингтонского визита украинских чиновников.
Впрочем, также вполне вероятно, что в ходе переговоров в округе Колумбия украинские и американские чиновники проговорили вариант с предоставлением Украине статуса главного союзника США вне НАТО. Это, естественно, интенсифицирует двухсторонние отношения, в том числе может поспособствовать увеличению американских инвестиций в Украину, но также и наложит на Киев определенные обязательства, прежде всего в сфере оборонных закупок — приоритет будет у продукции американского ВПК.
Кулеба прямым текстом озвучил то, что эксперты обсуждают, комментируя нарративы с Банковой о включении Штатов в "Нормандию": в переговорах участвуют еще трое участников — Германия, Франция и Россия. Россия точно не согласится сидеть за одним столом с представителем США или Британии, которые будут куда жестче в переговорах нежели немцы или французы.
Такие предложения не бессмысленны, конечно. Хотя бы с точки зрения оказания информационного давления на Кремль. Ведь вполне допустим сценарий, где, например, Париж и Берлин меняют свое отношение к расширению формата.
Опять-таки, Байден смог наладить отношения с Ангелой Меркель. Ну, а Париж… Президент Франции Эмманюэль Макрон известен своим умением держать нос по ветру, о чем не раз упоминал в своих мемуарах его предшественник Франсуа Олланд, который привел Макрона в большую политику и пожалел потом об этом.
С другой стороны, если ФРГ и Франция дают добро на включение США в "Нормандский формат", Москва будет точно против.
Следовательно "Нормандию" ожидает, к примеру, судьба Совбеза ООН, парализованного российским правом вето. Таким образом есть риск остаться пусть и без малоэффективной, но все же международной площадки для поиска выхода из украино-российского конфликта, в котором участвуют влиятельные европейские государства.
Да, возможно, что одна из идей, которую обсуждали Кулеба и Ермак в Вашингтоне, в перспективе станет более эффективной альтернативой "Нормандии", но на ее утверждение в любом случае понадобится какое-то время. С помощью "четверки" же можно, как это делает Россия, влиять на ее решения и планы — при необходимости отсрочить или ограничить враждебную деятельность Кремля.