Крымские Мистралычи. Зачем Путину и его друзьям понадобились вертолетоносцы
Что общего между французским "Мистралем" и советскими генералами? Помноженные друг на друга, они дают два технических убожества и новый проект Роспила
Поразительных успехов достигает российская мысль. Всего лишь пять лет прошло с тех пор, как глава минпромторга РФ Денис Мантуров гневно опровергал клеветнические слухи о том, что Москва получила от Парижа технологии, необходимые для строительства вертолетоносцев типа "Мистраль", как Путин уже принял участие в закладке двух "российских Мистралей" на заводе "Залив" в оккупированной Керчи. Конечно, закладка – не постройка, и два десантных корыта существуют пока только в виде закладных досок, но, согласитесь, путь за пять лет все-таки проделан довольно большой.
Не все, конечно, шло гладко. Как известно, сами, без посторонней помощи, россияне современных кораблей строить не могут, по причине, лапидарно сформулированной в известном фильме Михалкова. И потому освоение ими современного кораблестроения иной раз и пробуксовывало. Вот и с закладными досками вышла заминка, отчего закладку пришлось перенести с воскресенья на понедельник. Однако, как известно, дорогу осилит плывущий. При том даже, что корабли по морю "ходят", а "плавает" в нем известная субстанция из пяти букв.
Впрочем, известно ведь, что как вы это назовете – так оно и поплывет. Так вот, головного Мистралыча зовут "Иван Рогов", в честь генерал-полковника береговой службы, занимавшегося во время оно, 2МВ/ВОВ, "вопросами партийно-политической работы и укрепления дисциплины на флоте". Его систер-шип, Мистралыч-2 назван "Митрофаном Москаленко" — именем генерал-майора, тоже береговой службы, но уже по строительно-хозяйственной части. Москаленко отвечал за строительство военно-морской базы на отжатом в 1940-м у финнов Ханко, организовывал вывоз имущества при эвакуации из Таллинна в 1941-м, а также заведовал прокладкой и эксплуатацией т.н "Дороги жизни" через Ладожское озеро. Правда, сами ленинградцы прозвали ее "Дорогой смерти", это пропагандисты потом подправили – но то уже другая тема.
В общем, славно поплывут по Черному морю, слегка покачиваясь на мелкой волне, политрук на пару с завхозом, которых Путин в своей речи назвал "прославленными военачальниками". Ну, тут уж какие есть начальники – других подходящих под рукой пока не имеется. Для постройки корыта под названием "Евгений Пригожин-Вагнер" время еще не настало.
Зато сами все строят. Своими силами. Отнятых граждан на отжатом заводе и на оккупированной территории. Своими, да.
Правда, и тоже пять лет назад, другой российский чиновник, директор департамента военно-технического сотрудничества ОСК Алексей Дикий признавал, что часть технологий строительства "Мистралей", включая рабочие чертежи кормовой части, россияне от французов все-таки получили. И даже макет корабля типа "Прибой", того самого, что не хуже, российские военные демонстрировали на форуме "Армия-2015" в подмосковной Кубинке. В общем, история с технологиями вышла темная.
Зато сами технологии – новейшие. Французскому проекту лишь чуть-чуть больше 20 лет, и из трех построенных для себя кораблей этого класса французы списали только два, а третий, как огурчик, стоит на консервации и даже может быть ещё возвращен в строй. Конечно, пока политрука с завхозом достроят – тоже пройдет какое-то время. Лет 10, а то и 15. Но что такое 30-35 для развития техники в России? Вообще не срок. Никакой разницы никто и не заметит.
Удастся ли добиться от "Прибоев" характеристик, близких к "Мистралям"? По ходовым качествам – наверняка нет, и тут сколько чертежей ни укради, ничего не поменяется. Нет в России мощностей и рабочих способных такие чертежи воспроизвести в металле – вот нет, и все. И двигатели построить не могут — раньше Украина выручала, а теперь на Китай вся надежда. По остальным характеристикам…ну, как бы это покороче объяснить? Вы "Адмирала Кузнецова" видели? О его успехах читали? Впечатлило? Ну вот.
И потом, достройка – не самое важное. Самое важное – это сам процесс строительства, как в плане энтузиазного движения вперед, что мог бы подтвердить Рогов, так и в плане правильной усушки и утруски, в чем был сведущ Москаленко.
Для начала на строительство выделено чуть более 80 млрд руб., что, к слову, выходит примерно на 15-20% дешевле стоимости "Мистралей". Но это – для начала. Но, как известно, ничто в России не растет так хорошо, как стоимость амбициозных проектов. И, если стоимость Мистралычей в условно-достроенном виде, когда они уже смогут плавать, как "Адмирал Кузнецов" и упомянутая субстанция, но еще не смогут "ходить", возрастет всего раз в 5-6, то это будет еще немного.
Естественно, что большая часть денег при этом будет попилена и разворована, и все спишут на неизбежные потери, связанные с освоением новейших, "аналоговнетных" супертехнологий. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что контракт на строительство Мистралычей получит керченский завод "Залив", не имеющий опыта строительства даже близких по размерам и классу кораблей. Зато патриотическая символика совершаемого действия, мол, "мы в российском Крыму, своими силами, строим корабли нехужефранцузских" – она при таком размещении заказа, конечно, зашкаливает. Товарищ Рогов, определенно, одобрил бы эту затею. Ну, и, товарищ Москаленко тоже, конечно, одобрил бы – по своей, хозяйственной части.
Тем временем, правительство России намерено жестко сократить бюджетные расходы, о чем свидетельствует опубликованная минфином методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на 2021-2023 гг.. Суммарно срезано 10%, как за счет полного отказа от реализации ряда программ, так и путем их переноса на более поздние сроки. В 2021 г. бюджет сократят на 1,4 трлн руб., в 2022-м — на 1,8 трлн, в 2023-м — на 1,3 трлн. Формальным поводом для его пересмотра стали пандемия коронавируса и снижение нефтегазовых доходов бюджета из-за резкого падения цен на нефть.
Но, Мистралычи, понятно, это святое, и никакие сокращения их не коснутся. Кормушку для друзей Путина не прикроют ни при каких обстоятельствах, до самого конца того, что московская пропаганда называет "Россией". Ведь, если разобраться, то сеть таких кормушек и есть Россия, и никакой другой России давно уже нет.