Добегались. Как фитнес-приложение напрягло Пентагон
Популярное фитнес-приложение Strava наделало шороху на межнациональном уровне. Это, как оказалось, "янусовское" средство для личного учета спортивных достижений, с одной стороны, имеет удобный интерфейс, отлично цепляется за GPS, а потому "провалов" в маршрутах не наблюдается, в отличие от некоторых аналогичных приложений. С другой — эти же качества явили миру потенциальную угрозу с перспективой перехода в угрозу реальную. Компания выпустила глобальную карту на основании 27 млн маршрутов, полученных благодаря примерно 3 млрд фитнес-браслетов, смартфонов и прочих гаджетов. И весь спортивный мир осветился. Достаточно взглянуть на эту самую карту.
Но при этом на всеобщее обозрение было выставлено то, что правительства ряда государств предпочли бы скрыть, — секретные военные базы за рубежом, к примеру, в США, России, Франции, Турции. Военнослужащие из этих стран также пользуются приложением во время своих тренировок в Сирии, Ираке, Афганистане и т. д. Как отметил австралийский студент и аналитик Объединенного института анализа конфликтов Нейтан Рузер, на карте спортивной соцсети "ясно видно положение на карте и структура американских баз". Другой аналитик, эксперт по Ближнему Востоку Тобиас Шнайдер, также обнаружил французскую базу Мадама в Нигере и аванпосты возле иракского Мосула. Показана база россиян в сирийском Хмеймиме. Больше всех светятся американские, чуть менее — российские и турецкие и почти незаметны иранские — корреляция, очевидно, указывает на распространенность фитнес-гаджетов.
Официальная реакция
Пентагон, конечно, не мог пройти мимо такого события. Представитель Пентагона полковник Роб Мэннинг, комментируя расследования экспертов и журналистов, заметил, что не в курсе, были ли какие-либо угрозы безопасности, и оборонное ведомство якобы не считает карту Strava непосредственной проблемой. Но при этом добавил, что глава Пентагона Джеймс Мэттис уже обратил внимание на "фитнес-слив". В ведомстве говорят, что он распорядился детально проанализировать ситуацию и подготовить план по изменению протоколов безопасности, которые, очевидно, предполагают ограничения или даже запрет на использование такого рода приложений во время несения службы. В минобороны США призвали сотрудников, где бы они ни находились, ограничивать свое публичное присутствие в сети, в особенности это касается военных, например, на Ближнем Востоке.
В Пентагоне, судя по всему, решили пока не нагнетать обстановку и действовать осмотрительно, пока не получат талмуд от аналитиков. Хотя опасаться, безусловно, есть чего. По словам эксперта в области кибернетики в Центре стратегических и международных исследований Джима Льюиса, фитнес-трекеры являются лишь одним из способов, позволяющих при помощи мобильных технологий подорвать основы безопасности и предоставить преимущество противнику. К последним он отнес ту же Россию. "Россияне очень хорошо справляются с этим, и есть способы объединить данные трекеров с профилями социальных сетей", — пояснил он.
В то же время Пентагон не требовал от Strava убрать с карты маршруты со своих военных баз. Почему? Это произойдет уже после заказанного Мэттисом доклада или же не произойдет вовсе? Кстати, минобороны США, может, и не имеет смысла выдвигать претензии к Strava, а стоит спустить все на тормозах, сосредоточившись на "дрессировке" своих войск за рубежом и настоятельных рекомендациях союзникам сделать то же самое. Если в Штатах не будут паниковать, есть шанс, что и противники не отреагируют. А это открывает возможности для использования ресурсов Strava, Endomondo или других соцсетей, чтобы поглядывать на активность тех же россиян.
Конечно, если склонная к паранойе Москва не введет табу для своих "ихтамнетов". Спикер Кремля Дмитрий Песков по этому поводу сказал: "Мы не знаем про наших военных, мы читали сообщения СМИ про американских военных. Про наших не знаем, потому что особо не вчитывались — достаточно напряженная повестка дня. Но то, что использование облачных технологий в различных приложениях, связанных с повседневной жизнью, здоровьем, фитнесом и т. д., безусловно, делает действия любого человека максимально прозрачными, это очевидно. И, конечно, это принимается во внимание". Говоря о российских военных, Песков явно лукавит, но точно правдив, когда заявляет, что максимальная прозрачность любого человека "принимается во внимание". Допустим, что у Сергея Шойгу забанят трекеры, но эпикфейлы россиян в соцсетях, в частности на Донбассе, не дают 100%-ной гарантии, что запрет на фитнес-приложения сработает.
И об "ихтамнетах" на Донбассе. К сожалению, Strava вряд ли поможет в деле вычисления российских сил на территории Украины. Да, Донбасс не так светится, как Нидерланды, Великобритания или Бельгия, и подозрительных маршрутов автору найти пока не удалось. То есть боевики и наемники либо не используют фитнес-браслеты и смартфоны, либо не применяют данное приложение или его аналоги, либо просто не бегают. Плюс ко всему обилие населенных пунктов и сел сбивает с толку. Ведь круги на местных стадионах и вокруг озер могут наматывать и местные жители.
Ближневосточное раздолье
Другое дело пустынные местности Сирии, Ирака, Афганистана. Там при помощи карты Strava легко найти не только военные базы, но и другие объекты, где проживают и работают жители США и стран Европы. Некоторые из таких объектов можно обнаружить и в том же Google Maps, однако Strava значительно упрощает поиск, персонализируя его. Например, заходим в Strava и в меню "Новинок" выбираем "Поиск участков". В появившейся строке поиска пишем Iraq и вуаля — огромное количество маршрутов, особенно в окрестностях крупного портового города Басра. Среди тренирующихся немало пользователей с иностранными именами. Изучаем маршруты некоторых из них. Фамилии и имена называть не будем, пусть это будут Д. Н., К. К. и П. Л. Эта троица в разные годы бегала или крутила педали в одном месте к западу от Басры на пересечении двух небольших дорог. Там видим два объекта с квадратными периметрами. На том, что справа, некие круглые резервуары. Интересно? Интересно. А потенциальным террористам еще интереснее: что это за европейцы мельтешат?
Далее все так же просто. Учитывая, что у Strava приближение на спутнике похуже будет, чем у Google Maps, открываем второй сервис. И даже "зумить" не приходится, поскольку Google сразу сообщает, что там находится мобильный городок (что ясно из фото Д. Н.) работников нефтекомпании Rumaila Operating Organization. Она создана британской BP, китайской CNPC (China National Petroleum Corporation) и иракской South Oil Company для освоения крупнейшего нефтяного месторождения в Ираке — Румайлы (немного юго-западнее от городка). А объект с круглыми резервуарами — Зубаирское нефтехранилище (Zubair 2 Oil Depot Station). И все это удалось выяснить путем нехитрых манипуляций с доступными веб-ресурсами минут за 10–15. Следовательно, даже с минимальным доступом к интернету и, скажем, без руководства "мозгов" группировки, несколько игиловцев могут сообразить какой-нибудь теракт или похищение конкретного гяура.
Немного спасительной паранойи
На самом деле фитнес-эксгибиционизм представляет угрозу не только для военных, но и для гражданских из зарубежья, которые находятся в горячих точках и могут быть выбраны мишенями обиженными и разрозненными группами Исламского государства или оживившегося в последнее время "Талибана". Да и в целом сам по себе скандал с военными базами на карте Strava привлек внимание к возможностям фитнес-приложений для незаконных действий. Так, с использованием соцсетей становится все проще вести слежку, осуществить убийство или похищение. И не только на Ближнем Востоке. Что ж поделать, такова цена прогресса и оцифровывания жизни человека. Но это не значит, что нужно отказаться от всех инноваций. При всем уважении к творчеству и самому Максу Кавалере как-то изменить мир можно без скатывания в примитивизм (Back to the primitive). Вовремя вооружившись набором правил: использовать GPS только на прием и не публиковать в соцсетях результаты тренировок.