Для галочки. К чему приведет резолюция Европарламента по Навальному
Совет Евросоюза не обязан выполнять резолюцию ЕП, авторы которой призывают отказаться от "Северного потока—2"
Отравление российского политика Алексея Навального "Новичком", а затем его задержание по прилету на родину после лечения в Германии взбудоражило Европу.
Брюссель сохраняет интерес к этому кейсу. В том числе и Европейский парламент, который еще в сентябре принимал резолюцию с осуждением России и требованием провести полноценное расследование.
Задержание и арест Навального в отделении полиции, а не суде, что называется, не отходя от кассы, вынудили европарламентариев снова отреагировать.
21 января Европарламент 581 голосами "за" поддержал новую резолюцию (против — 50, воздержались — 40).
В ЕП, в частности, подчеркнули, что применение "Новичка" — это нарушении Конвенции о химическом оружии, подписантом которой является Россия.
И Москва в этом деле должна в полной мере сотрудничать с Организацией по запрету химоружия (ОЗХО).
В то же время, авторы документа констатируют, что Москва регулярно нарушает международное право, включая вторжение в Украину и Грузию, а в РФ постоянно умирают неугодные режиму люди.
Т.е. в Европарламенте прекрасно понимают, что ждать от Кремля расследования и справедливых вердиктов смысла не имеет, поэтому и призывают наказать РФ по делу Навального уже в ближайшее время.
Каким образом?
Во-первых, в резолюции содержится призыв к Совету Европейского союза (Совету министров ЕС), активно подумать на своих заседаниях о введении новых санкций в отношении России: тех, кто ответственен за отравление Навального, пропагандистов с активами в странах ЕС, а также в отношении близких к Владимиру Путину олигархов и детей глав ФСБ и Совбеза РФ (их имена намедни озвучил экс-директор ФБК Владимир Ашурков).
Во-вторых, ЕП заявляет, что российскому капиталу сомнительного происхождения не место в Евросоюзе.
В-третьих, авторы призывают ЕС и страны-члены разработать стратегию поддержки гражданского общества в России (трудно сказать, имеется ли оно вообще в РФ); и, что немаловажно, прекратить сотрудничество с Россией в реализации таких проектов как "Северный поток-2".
Пункт о детище "Газпрома" — это камень, в первую очередь, в огород Германии.
Правильный и красивый жест
Какой эффект это может возыметь и какие вообще последствия могут быть в связи с принятием данной резолюции?
Ответ: наиболее вероятно — сугубо медийный. И вот почему.
Начнем с того, что резолюция ЕП сама по себе является лишь деклараций политических позиций и обращением к Совету ЕС, который, в принципе, можно назвать некоторым аналогом верхней палаты общего европейского законодательного органа, т.е. Европарламент + Совет министров.
В Совет ЕС входят представители правительств 27 стран-членов Европейского союза.
Каждые полгода в Совете сменяется председатель. Сейчас в так называемую "тройку" входят: Германия, Португалия, Словения.
Председательство ФРГ завершилось 31 декабря 2020 г. С 1 января первым лицом Совета является премьер-министр Португалии Антониу Кошта.
Социалист Кошта в симпатиях к Кремлю замечен не был. Он широко известен как один из ведущих лоббистов интересов Китая, который вовремя влил в португальскую экономику, пребывавшую в кризисе несколько лет назад, просто колоссальные ресурсы.
Однако в любом случае председатель Совета ЕС — это не президент Франции или США, или даже Украины. Он выполняет сугубо церемониальную роль, хотя и может популяризировать те или иные выгодные ему инициативы.
Больше веса в кулуарной политике Совета ЕС имеют те государства, которые в принципе считаются лидерами Евросоюза. Например, Германия.
Позиция Берлина по "Северному потоку-2" общеизвестна. Ни критика со стороны других стран-членов ЕС (Польши, к примеру), ни американские санкции не заставили правительство Меркель отказаться от российской газовой иглы.
Ввиду того, что Навальный сейчас пребывает в трендах европейской политики, Совету ЕС, вероятно, все же придется реагировать на резолюцию Европарламента.
Полумера
При принятии законодательных актов Европарламент может быть как равнозначен Совету, так и играть второстепенную роль.
В первом случае речь идет о законопроектах, касающихся таких сфер, как экономика, иммиграция, энергетика, транспорт, окружающая среда и защита потребителей.
Во втором — это так называемые законы, принимаемые по специальной процедуре, в таких сферах как внешняя политика и политика безопасности ЕС.
Принятие решений в отношении России — прерогатива Совета ЕС. Европарламент может лишь предоставлять свою "консультацию", которой Совет ЕС должен дождаться до принятия решения, но не обязан ее учитывать.
Иными словами, Совет министров может рассмотреть призыв ЕП и, учитывая масштаб скандала с задержанием Навального, как-то на это отреагировать — ввести санкции, к примеру.
Но вряд ли будут приняты какие-либо новые меры касаемо "Северного потока-2". Берлин будет блокировать любые попытки, перекрыть "трубу". И в этом ему могут подыграть, как минимум, Болгария и Венгрия, получающие российское голубое топливо в обход Украины.
Растущее давление Вашингтона на ЕС, в первую очередь на руководство Германии, пока не принудит Меркель капитулировать.
С другой стороны, давление это работает. Мало-помалу, но Nord Stream все ближе к краху.
Так, 4 января норвежская компания DNV GL, опасаясь попасть под санкции США, отказалась проводить проверку и сертификацию данного проекта.
19 января газета Bild со ссылкой на документы крупного немецкого концерна Bilfinger SE сообщила, что эта компания сворачивает все сотрудничество с Nord Stream AG.
Соединенные Штаты на этом останавливаться не собираются. В администрации Джо Байдена устами Энтони Блинкена, претендента на пост госсекретаря, накануне заявили, что новый президент является противником СП-2.
Следовательно, будут и новые санкции. "Северный поток-2" и в дальнейшем будет оставаться точкой напряжения в отношениях между Вашингтоном и Берлином и при администрации Байдена, который стремится возродить трансатлантическое сотрудничество, изрядно расстроенное в каденцию Дональда Трампа.