Дискуссия на раздевание. Как "правильный" русский националист разоблачит "неправильного"
Заявленные дебаты полевого командира и международного террориста Игоря Гиркина (сценический псевдоним - Стрелков) с предводителем уличных протестов Алексеем Навальным (Гиркин робко вызвал, а Навальный согласился) немедленно стали темой обсуждения в соцсетях. Вызов, к слову, тоже был направлен через соцсеть ВКонтакте.
Интерес вызывает сам факт такой дуэли и, возможно, форма дискуссии, но вовсе не ее возможное содержание. Содержание, как признает большинство комментаторов, обещает быть довольно убогим. Действительно, сразу ведь и не скажешь, о чем могут поспорить Навальный со Стрелковым. Утверждения "Путин - зло", "Россия, восстань" и "Крым наш" определенно не вызовут споров, поскольку здесь взгляды оппонентов совпадут.
Формально Стрелков вызвал Навального на дебаты от имени российских националистов - притом что сам Навальный тоже утверждает, что он - "нормальный российский националист" и "национал-демократ". Правда, его официальный толкователь и биограф Константин Воронков утверждает, что Навальный "отделяет национальность от нации" и "делает акцент на общественной, а не этнической составляющей этого понятия". Но сам Навальный таких заявлений не делал.
И вот Гиркин - уже крайний - безо всяких оговорок об отделении общественной составляющей от этнической - русский националист вызывает Навального на дуэль, с целью доказать, что тот националист неправильный, подставной. В окончательном виде вызов Гиркина и планируемые темы дискуссий изложены в видеообращении Гиркина, выпущенном на "Рой ТВ". Очень рекомендую его посмотреть - многое станет яснее.
Есть ли элемент непредсказуемости в дальнейшем развитии событий? Есть.
Уязвимость Навального
Безусловно, и Навальный и Гиркин - вполне себе кремлевские проекты. Приближаются выборы 2018 г., и в Кремле, во-первых, очень хотели бы, чтобы их результаты были признаны не только в России. А для этого необходима хоть какая-никакая оппозиция. Конечно, совсем отпустить вожжи в Кремле не решатся, да и не смогут этого сделать технически: волна протестов тут же выйдет из-под всякого контроля. Но организовать более или менее убедительную демо-версию оппозиции Кремль в состоянии. Такой версией и является Навальный.
Но Кремль неоднороден. И если одна башня хочет сменить фронтмена, заменив "коллективного Путина" "коллективным Навальным", то другая выступает за сохранение проекта "Путин". Возможно - в полном объеме, а возможно, только частично, пожертвовав несколькими второстепенными фигурами, среди которых первый кандидат - Дмитрий Медведев.
Любой их перечисленных вариантов связан с риском для всей системы, менять которую кардинально никто из тех, чье мнение значимо, не собирается. В область рисков в первую очередь попадает сдача на расправу или даже просто увод со сцены любой из крупных фигур. Увод - в любой его форме - порождает проблемы ее утилизации и риски утечки информации. Нужно либо давать гарантии безопасности уходящему и одновременно держать его под полным контролем, как это было с Ельциным, а в СССР - с Хрущевым, либо организовывать скоропостижную смерть, по возможности, от естественных причин.
Кроме того, при любом исходе выборов 2018 г. произойдет некоторое перераспределение доступа к ресурсам, в котором какая-то из группировок неизбежно проиграет. Иными словами, вокруг близящихся выборов идет реальная борьба. Правда, не на уровне гражданского общества, которого в России нет, а на уровне политтехнологических и аппаратных игр - но от этого она еще жестче. В частности, одни силы стягивают "под Навального" всю протестную массу, блокируя появление иных, не управляемых Кремлем фигур, другие же полагают, что излишнее усиление Навального тоже чревато риском потери управляемости и что зиц-кандидатов должно быть несколько. Кроме того, их беспокоит вероятный рост популярности Навального на Западе, что даст тому возможности выйти в какой-то момент из-под влияния российских кураторов. Сторонникам же сохранения Путина необходимо продемонстрировать, что по сравнению с его оппонентами действующий президент - наименьшее зло, возможное в условиях России.
Это немедленно превращает имидж Навального в мишень. А имидж у него достаточно уязвимый, непрочный и шаткий.
Навальный - симулякр протеста. Фигура, которую поставили на протестное поле, чтобы там не возникло реального протестного лидера. Он, по сути, выступает в роли ассенизатора всея Руси, стягивая под себя всех недовольных и канализируя их возмущение в безобидные для власти уличные перформансы. Именно необходимостью работать со всеми сразу и обусловлена его невнятность: он, с одной стороны, вроде бы и патриот, с другой - умеренный демократ, с третьей - чуть ли не прозападник, но тоже умеренный. Весь его образ построен на недоговоренностях, которые каждый желающий может домыслить - и домысливает - на свой вкус. Любая конкретика для него смертельна.
Гиркин же как раз и намерен вытащить Навального на конкретный разговор: как именно тот намерен сломать, придя к власти, коррупционную систему; чей Крым; что делать с Донбассом? При этом сам Гиркин действует из безопасного укрытия: он заявляет, что вероятный кандидат в президенты - только Навальный, а он, Стрелков, - лишь вопрошающий его русский патриот, усомнившийся в его патриотичности. К тому же Гиркин - фигура нишевая, он может претендовать только на роль "голоса Новороссии" и совершенно отмороженной части сторонников "окончательного решения украинского вопроса". В плане репутации терять Гиркину на Западе нечего. Это позволяет ему выступать с заявлениями любой степени радикальности.
А вот Навальному пока есть что терять на Западе. И отвечая на прямые вопросы Гиркина, он будет вынужден пожертвовать либо симпатиями самой радикальной части "патриотической" аудитории, либо симпатиями Запада. И то и другое, впрочем, довольно аморфно, но Навальный, тоже будучи весьма неопределенным в своих политических взглядах - не говоря уже о программе, которой у него вообще нет, - вполне мог бы усидеть на двух этих стульях одновременно. Но тут пришел Гиркин и все испортил.
Игра Гиркина
Независимо от того, как ответит Навальный на вопросы Гиркина, он в любом случае будет подставлен. Вариантов ответов у него всего два - и оба проигрышные. В итоге в одном случае Гиркин уйдет с дебатов, громко заявляя, что Навальный никакой не патриот России, а напротив - агент Запада. Он это заявляет и сейчас, но если Навальный не поддержит радикально-патриотических лозунгов, чреватых прекращением его отношений с Западом, а возможно, и внесением в санкционный список, то Гиркин сможет заявлять это, уже цитируя Навального. Следующим шагом станет решение Гиркина выдвигаться на президентских выборах: мол, я не хотел и не планировал этого, но раз уж других патриотов нет, то придется мне взвалить это бремя на себя. Такой вариант представляется самым вероятным.
Ослабленного Навального с клеймом "агента Запада" и "либерала" можно будет даже допустить к президентским выборам. Тут уместно напомнить, что при желании его можно к ним и не допускать. Дело в том, что на Навальном висят несколько условных приговоров, и формально он баллотироваться не может. Но в том, к примеру, случае, если за Навального попросят с Запада, его могут и помиловать президентским указом, сняв с него судимости и вернув право выдвигаться. Это, во-первых, станет демонстрацией Путиным уверенности в своих силах, а во-вторых, будет подано как уступка "западным коллегам". Что в России, накачиваемой антизападной пропагандой, скажется на рейтингах Навального крайне отрицательно.
Если же Навальный рискнет разыграть патриотическую карту: мол, Крым - российский, и вообще не бутерброд, чтобы его, надкусив, возвращать; в Украине - фашисты; Новороссию надо защитить - ну, и прочее в том же духе, словом, поддакнет Гиркину, это будет означать конец его поддержки Западом. Впрочем, сам факт того, что он выходит на открытые дебаты с военным преступником, уже наносит удар по его имиджу.
Игра Кремля
В Кремле, как уже было сказано, много башен, и одна из этих башен видит Навального роли президента "обновленной России". Такой план вовсе не лишен прагматичного смысла: в обмен на снижение градуса противостояния и ради защиты новой "демократической" и "прозападной", хотя, разумеется, и патриотической - до некоторой степени - власти, Запад может задвинуть в тень украинский вопрос. Между тем именно сохранение влияния на Украину является важнейшим приоритетом России. Захват Украины как важнейшего экономического и демографического ресурса необходим ей для выживания. Так вот, в обмен на уход из Сирии, на прекращение раскачки ЕС, идущей уже в режиме постоянной цепочки спецопераций, на приостановку импорта ядерных технологий в КНДР, злостного хакерства, поддержки радикально-террористических организаций, выступающих под знаменем исламизма, - в обмен на все это Запад, пожалуй, простит России агрессию против Украины. Во всяком случае, именно так видят ситуацию к Кремле.
Для того чтобы разыграть Навального таким образом, его необходимо дистанцировать от радикального российского патриотизма новоросско-стрелковского образца. И дебаты могут служить именно этой цели.
Другой вариант - демонизация Навального перед Западом и сведение его к чисто технической роли. Создав под ковром ситуацию, когда Навальный по тем или иным причинам не рискнет ссориться с ура-патриотами (а создать такую ситуацию - раз плюнуть), одна из башен Кремля сможет продемонстрировать Западу Навального как образчик российского прозападного демократа. Ну да - вот такие они в России, нет других. Ну а что, вон Стрелков-то еще хуже. Навальный хоть в Украине никого не расстреливал - по российским меркам это ого-го какой уже демократ. Нравится? Вы все еще хотите смены команды у власти? Уверены, что эти наши оппоненты, придя к власти, причинят вам меньше головной боли? Может, стоит договориться с нами?
А после выборов - уже в качестве вишенки на торте - русский суперпатриот, герой и реконструктор российской воинской славы Игорь Стрелков возьмет и, разочаровавшись во всем, уедет в Израиль. На что он имеет полное законное право и израильский паспорт в придачу. От такого нокаута сплотившиеся к выборам вокруг Гиркина "патриоты" будут отходить несколько лет, отчаянно грызясь друг с другом на темы "кто виноват" и "кому теперь быть вождем, чтобы уж точно не сбежал".
Между нами говоря, кого они ни выберут в итоге, все равно он рано или поздно сбежит. Не в Израиль - так в США или в ЕС, но финал будет один.
Подведем итоги
Дебаты Гиркин - Навальный, несомненно, - тщательно просчитанная операция. Это никоим образом не экспромт Гиркина и не дурость Навального. Оба они находятся под жестким внешним управлением. Причем, что тоже уже очевидно, это не шахматная партия и не встречный бой, а именно операция, спланированная одной командой политтехнологов. Иными словами, Гиркин и Навальный на российской шахматной доске выступают как фигуры разного цвета, хотя и одного назначения. Как белый и черный слоны. Ну, а что именно задумали авторы операции, мы увидим по итогам их дебатов.