Гибридный дуче. Как призрак Муссолини выгнал из Италии французского посла
Заигрывание итальянских высокопоставленных правопопулистов с членами французского движения "желтых жилетов" привело к тому, что Париж отозвал своего посла в Риме для консультаций. Шаг этот необычен, а потому имеет огромное значение не только из-за того, что последний раз Франция отзывала посла из Италии еще во время Второй мировой войны, но и потому, что в целом в странах ЕС стремятся сохранять уровень дипломатических контактов. Повод для такого решения должен быть серьезным или казаться таковым. Например, три года назад бывший главный возмутитель спокойствия в ЕС - Греция, уступившая эту роль Италии, - отозвала своего посла из Вены, поскольку стороны побили горшки из-за миграционного кризиса. Так вот, ввиду текущего уровня отношений между Парижем и Римом, повод для дипломатического скандала имеется. И немалый.
Диалог ухудшался с момента создания в Италии летом прошлого года и под надзором известного друга Кремля Сильвио Берлускони коалиции "Движения пяти звезд" и "Лиги Севера". За прошедшее время представители этого правительства успели "зацепить" не одну страну, в том числе и Украину (примеры здесь и здесь). Что касается Франции, то особое место в ее противоречиях с Италией занимает вопрос мигрантов, пересекающих Средиземное море. Справедливости ради стоит отметить, что Рим умудрился раздуть этот вопрос до объемов, занимающих всю Западную Европу и даже больше. Остальные члены ЕС, в том числе Франция, критикуют итальянских правопопулистов за категорический отказ принимать мигрантов. Рим в ответ заявил, что те же французы, дескать, сами заворачивают нелегалов. А в январе вице-премьер-министр, глава МВД Италии Маттео Сальвини назвал французского президента Эммануэля Макрона "ужасным президентом", от которого, по его словам, французы якобы смогут избавиться на выборах в Европарламент 26 мая.
Сальвини неспроста упомянул 26 мая. Выборы в ЕП - вот где зарыта собака активизации евроскептиков и провокационных выпадов в адрес Франции. А "желтым жилетам" - этой головной боли Макрона - отводится особая роль в предстоящем электоральном штурме европейских популистов. Как уже писала "ДС", французское движение как символ и таран для единства ЕС привлекает и праворадикалов во главе с еще одной "подругой Кремля" Марин Ле Пен, и итальянских "коллег", рупорами которых стали Сальвини и вице-премьер Луиджи Ди Майо, декларирующий намерение создать союз "антиэлитных" партий Евросоюза. Именно Ди Майо курирует связи с "жилетами". Он, к примеру, обещал поддержку демонстрантам. Соответственно, прямое вмешательство во внутреннюю политику Франции итальянского вице-премьера, ранее, к слову, заявлявшего, что Париж продолжает колонизовать десятки стран в Африке, и стал последней каплей для французов. Ди Майо накануне встретился с неофициальным представителем "желтых жилетов" Кристофом Шаленсоном, призывавшим к военному перевороту, и Ингрид Левавасер, возглавляющей список кандидатов от движения на предстоящих выборах в ЕП. Итальянский чиновник также выложил в Twitter 5 февраля совместное фото и написал, что "ветер перемен пересек Альпы".
Естественно, в Елисейском дворце устали наблюдать за фактическими посягательствами на суверенитет со стороны итальянских правопопулистов, которые используют текущий кризис во Франции для своей предвыборной кампании. Кстати, любопытно, что именно итальянцы стали главным источником проблем для французского правительства, а не та же Ле Пен. С другой стороны, объяснить это можно тем, что лидер бывшего "Национального фронта" потерпела ряд поражений на выборах и ее позиции ослабли даже с поддержкой Кремля. Что касается известных евроскептиков и популистов из других стран ЕС, то австрийцы сильно завязли во внутриполитических и шпионских скандалах, а венгерский премьер Виктор Орбан уже наскучил Брюсселю и впал в немилость в США; польская правящая партия ПиС Ярослава Качиньского же занята войной с Берлином по большей части. Потому и "выстрелили" относительно новые лица из числа итальянских евроскептиков.
На сегодняшний день Италия - фактически самая проблемная страна в костяке блока. Государство - подросток-максималист и бунтарь. Вспомнить хотя бы демарш Рима в венесуэльском вопросе, когда, по сообщениям СМИ, Италия заблокировала заявление ЕС о признании президентом этой латиноамериканской страны Хуана Гуаидо в случае, если там не состоятся досрочные выборы. Правда, здесь может иметь место не только внутриевропейская позиция Италии, но и прямой заказ популистскому правительству из Кремля. Италия - проблемная и политически (крикливые правопопулисты-евроскептики), и экономически (опять же популизм, который тянет из бюджета средства на социальные программы подкупа избирателя).
Остальная Южная Европа, заметим, проблемы экономического характера достаточно спокойно преодолела. Афинам четко сказали: погасите долги - и будет вам счастье. Греки так и сделали. Не сразу, конечно. Правительство левых популистов упиралось, но выполнило то, чего требовали кредиторы, и сейчас Афины уже на хорошем счету и у Брюсселя, и у Вашингтона. Все потому, что Алексис Ципрас, хоть и популист, в первую очередь является прагматиком и искусным манипулятором, а не идиотом. Португалия тоже спокойно преодолела этот период. Хотя там были поползновения с популизмом, но все в итоге заглохло. Да, в Испании ситуация была посложнее, но по крайней мере испанцы не перенесли свои проблемы на весь Евросоюз.
В то же время итальянцы прибегли к совершенно мафиозному подходу: если есть кредитор, нужно не долги возвращать, а избавиться от кредитора. Логика "Лиги" и "Движения пяти звезд" предельно проста: разрушим ЕС - и никто не будет указывать нам, каким должен быть бюджет и какие обязательства нужно выполнять. Потому-то из Рима, например, поступали угрозы покинуть еврозону и вообще Союз, что было откровенной манипуляцией и шантажом, поскольку последствия Italexit для Рима будут куда серьезнее, нежели прогнозируемые и текущие для Лондона от Brexit.
И важно не забывать о еще одной особенности современной Италии, имеющей прямое отношение к стремительному росту популизма и евроскептицизма. У итальянцев и ранее присутствовал, а сейчас в еще больше степени виден сентимент по отношению к Бенито Муссолини. На Севере Италии - в оплоте "Лиги" - многие считают, что Дуче был прекрасным политиком и лидером, но допустил ошибку, связавшись с Адольфом Гитлером и отправив на войну плохо подготовленных итальянских военных. Широко распространено мнение, что при Муссолини страна процветала и система работала. Благодаря нему появился наконец итальянский язык, поскольку Муссолини, грубо говоря, назначил Тосканский диалект основным в стране. А еще свидетельством порядка итальянцы называют железнодорожное расписание и поезда, ему соответствующие. В Италии даже есть поговорка: "Quando c'era Lui (Mussolini), i treni аrrivavano in оrario". В переводе: "Когда он (Муссолини) был у власти, поезда всегда приходили вовремя". И существует еще масса такого рода мелочей из эпохи дуче, обсуждая которые многие итальянцы мечтательно закатывают глаза и прижимают руки к сердцу. Да и дефашизации в Италии как таковой не было.
В совокупности все эти факторы и обусловили ту легкость, с какой популизм завоевывает сердца и умы итальянцев сегодня. Благодаря чему нынешнее правительство может успешно заниматься созданием, с прицелом на лидерство, общеевропейской тусовки евроскептиков к выборам в Европарламенте. И с перспективой, что в ЕП действительно может появиться новое политическое образование, в высшей степени благосклонное, между прочим, к Кремлю.