Россия-матушка и немецкий сантехник. Почему современная восточная политика ФРГ не может быть другой
Курс на диалог с Москвой не претерпел изменений с уходом Меркель. Но, прежде чем осуждать немцев за соглашательство, взглянем на ситуацию с позиции Берлина
О том, что Германия – слабое звено в НАТО, играет на российской стороне, потакая Москве и сдавая Украину, а ее политики тотально коррумпированы кремлевскими деньгами, не сказал и не написал в последние дни/ недели/ месяцы/ годы только очень ленивый или промосковский комментатор. И в том, что все перечисленное — чистая правда, тоже нет никаких сомнений.
Но никакой другой, более удобной для Украины Германии, увы, не существует. Протест 73 интеллектуалов – экспертов по Восточной Европе и международной безопасности, с призывом к правительству и Бундестагу прекратить поддерживать Кремль, не был услышан. Впрочем, текст письма содержит ряд спорных положений – похоже, что в германской политике и в побудительных мотивах немецкого общества его авторы разобрались не слишком детально.
Что же до реальной Германии, то она, вне всякого сомнения, будет поддерживать Москву, и зайдет в этом куда дальше, чем уже зашла сегодня. И поскольку Германия существует не в одной только плоскости украино-российских проблем, а занимает важное место в Европе и в мире, она будет обладать большим политическим весом, независимо от числа и размеров промосковских тараканов, живущих в немецких головах и офисах.
Это значит, что возмущаться бесполезно. Немецких тараканов, прикормленных на кремлевской кухне, следует изучать, оценивая степень опасности их суеты, и принимать их во внимание, делая прогнозы и строя планы. Этим мы и займемся.
Историческая преемственность
Германия стала адвокатом России не вчера и не в 2008 году, когда заблокировала вступление в НАТО Грузии и Украины, скормив Грузию Москве. За исключением двух мировых войн, когда сначала связка Франция-Великобритания, а затем связка Великобритания-США, переиграла и Берлин, и Москву, разведя их по разные стороны фронта, Россия и Германия развивались в тесном союзе по меньшей мере 200 лет. Германия использовала Россию как источник сырья и рынок сбыта, Россия Германию — как источник технологий и вменяемых управленческих кадров. Когда эти кадры приживались на российской почве, с них слетала тонкая пленка европейской цивилизации и вылезала вся древнегерманская дичь, отчего они начинали пить и воровать не хуже русских туземцев. Но в этом не было большой беды – дружественная Германия, в любом виде, цельном или разобщенном всегда была готова поставить новую партию менеджеров и наставников. Британцы на российской почве приживались хуже, да и желающих было меньше.
Таким образом, между Россией и Германией уже давно сложился экономический, и, более того, цивилизационный союз. Можно классифицировать его по-разному, к примеру, как случай колониализма, когда колония, в силу большей ресурсности, сохранила самостоятельность от метрополии, и даже может, при стечении обстоятельств, изрядно ей навалять. Вот только от такого конфликта, в конечном итоге, проиграют обе стороны.
Вместе с тем, даже очень большая, очень рогатая и очень бодливая корова все-таки недостаточно разумна, чтобы существовать в современном мире самостоятельно, без владельца-человека, и не быть забитой на мясо. И в Германии, с полным на то основанием, считают, что Россия – это их корова, и они ее доят. И нечего, понимаешь, тут…
Очевидным следствием такого союза является то, что все государства, находящиеся между Германией и Россией, воспринимаются в Берлине и в Москве как практически несуществующие, которые можно не принимать в расчет, и нет смысла даже упоминать. И потому, хотя не менее 90% военных преступлений и разрушений немцы в ходе 2МВ совершили на территориях современной Украины и Белоруссии, а также и Польши, в то время как современная РФ непосредственно войной была затронута слабо, никакой "исторической вины" по отношению к украинцам и белорусам, не говоря уже о поляках, и тем более — о грузинах немцы не испытывали и не испытывают. В немецком массовом сознании никакой Украины и Белоруссии вообще нет, а прочие страны Восточной Европы существуют лишь как память о бывшей Австро-Венгрии, с которыми пускай и разбирается Австрия, еще более промосковская, чем Германия. Конечно, политики, эксперты и прочая интеллигенция, осведомлены, что на этом пространстве есть какие-то там страны, которые чего-то там о себе мнят, но в плане психологическом и они воспринимают их только как помеху, стоящую между ними и Россией. К тому же союз с Россией, помимо прямой выгоды ставит точку на длинной полосе потерь и унижений, вызванных поражениями в двух мировых войнах. Эти войны, по крайней мере, в плане конфликта именно с Россией/ СССР для немецкого сознания были во-первых, противоестественны, а, во-вторых, проиграны Германией: в 1МВ — в значительной степени России, а в 2МВ — почти исключительно СССР. Именно так это видят немцы, и это отличается от рационального, строго по Клаузевицу (немцу на русской службе, предупреждавшему о рисках союза с Францией, кстати!) видения британцев и американцев, которые, с полным на то основанием считают победителями себя. Притом, победителями как Германии, и СССР/России, которую они оба раза успешно использовали как ресурс пушечного мяса, на что, опять таки, оба раза, спасая свою шкуру, легко пошли российские/советские власти.
Если взглянуть на российско-украинские проблемы под таким углом, вся политика Германии предстает в ином свете. Нет никакой коррупции при помощи газовых денег, а есть обоюдная кооптация и диффузия элит, которые срослись так плотно, что разрубить их не представляется возможным. Тут не поможет даже международный трибунал над Россией, по образцу Нюрнбергского, если его когда-нибудь удастся организовать, сломав хребет Кремлю. Немецкие друзья своих российских друзей прикроют, обогреют и, по большей части, спасут.
Не было с немецкой точки зрения ничего предосудительного и в пакте Молотова-Риббентропа. Это был лишь очередной подход к реализации прекрасного плана Mitteleuropa, и нет ничего плохого в том, чтобы предпринять еще одну попытку такого рода. А то ведь поляки германцам в ЕС уже на голову сели!
Конечно, немцы будут повторять, что они стоят за нерушимость границ. Вот только по факту (нет-нет, ни в коем случае на уровне общественно-политического дискурса) Берлин стоит за нерушимость границ старого и уютного Второго Рейха, по состоянию на 1913 год – и таких же границ Российской Империи. Конечно, отреставрировать этот Золотой век в полном объеме уже невозможно. Но надо стремиться, и немецкие политики стремятся, поскольку такие устремления соответствуют ожиданиям немецких граждан. При этом, скорее всего, это безотчетные и вряд ли осознаваемые устремления.
Да, есть, конечно, в Германии и черные овцы – те же 73 подписанта, зараженные тлетворным британским влиянием. Гитлер таких гнал прямиком в печь и, с точки зрения тогдашнего германского обывателя, совершенно правильно делал. Обыватель нынешний не признается, что он многое делал правильно, но укажет на безусловную ошибку: Гитлер не сумел избежать войны с Россией. Неважно, каким способом, но он не должен был ее допустить. Или, если уж допустил, то делать ставку на мягкую политику на захваченных территориях, на привлечение симпатий населения, для чего в 1941 были все возможности, и на установление в России прогерманской власти. Сумей он это сделать – и Европа была бы другой, уютной и милой германскому сердцу. И поляки не смели бы рта раскрыть. А украинцы? Нет, о таких не слышали. Но, поскольку Гитлер и его команда не сумели вырулить, и привели Германию к поражению, то именно и только поэтому они навеки прокляты и преступны.
А сейчас, по прошествии времени, страница почти перевернута, наступает эпоха российско-германского возрождения. Вот она, видна на горизонте, совсем чуть-чуть ostалось.
Современная реальность
Не надо думать, что это началось только после распада СССР. Германия шла к тесному союзу с Россией очень давно и очень последовательно. По сути, она начала это движение сразу после поражения в 1945-м. И посадка на российский газ, и Neue Ostpolitik Вилли Брандта, федерального канцлера ФРГ в 1969—1974 от СДПГ (как и нынешний Олаф Шольц, кстати), причем, ни разу не нациста, напротив, последовательного противника Гитлера, были шагами в этом направлении.
Конечно, гуманные немцы не одобряют крайностей гитлеризма. Они также могут выразить и некоторое, впрочем, весьма умеренное, сожаление по поводу преступлений российских отморозков на Донбассе — в тех случаях, когда их тычут в них носом, и притвориться, что им ничего не видно, уже невозможно. Но и тогда они переводят разговор на "обстрелы ВСУ", и на то, что информацию о каждом распятом правосеками мальчике необходимо тщательно проверить. И важно понимать, что немцы, в массе своей, вовсе не циничные негодяи. Они действительно так думают. Всегда. И потому иной раз искренне проговариваются – как это случилось с адмиралом Шёнбахом, по-матросски прямодушным. Дружба с Россией дает немцам целый букет преимуществ: самостоятельность во внешней политике, экономическая выгода, последняя точка, поставленная в истории двух глобальных военных поражений и игра почти на равных с США, по крайней мере на региональном уровне.
Остальная Европа, соседствующая с Германией, достаточно неоднородна. Страны, зажатые между Германией и Россией, понимают, что они – следующие на очереди после Украины. И либо выражают готовность крепить общую с Украиной оборону, либо пытаются пропетлять, либо колеблются между первым и вторым. Наиболее решительно настроена Польша, еще не позабывшая ни российско-советских, ни германских объятий. Решительно настроены и страны Балтии, по той же причине. Плюс Великобритания, энергично поддерживающая Украину и желающая сдерживать Россию. Плюс США, более осторожные, и более компромиссные, чем Великобритания, но одновременно и более ресурсные. Все это очень похоже на расклад сил 85-летней давности, причем, нижнюю точку 1938 года мы уже прошли и вступаем в год 1939. Вступаем, правда, на месте Польши, хотя, конечно, наша ситуация повторяет польскую только в общих чертах. Во всяком случае, одновременного удара и с Востока, и с Запада мы можем не опасаться, а, значит, у нас есть шанс выстоять.
Еще раз: ни возмущаться, ни негодовать на поведение Германии нет ни малейших оснований. Немцы такие, какие они есть, и не могут вести себя иначе. И Германию, и остальные страны, так или иначе вовлеченные в российско-украинское по форме, и западно-ордынское по содержанию противостояние, нужно не критиковать, а изучать, используя их качества с максимальной пользой для Украины.
Британский полицейский и немецкий сантехник
Как это выглядит для нас в практическом плане? Да не так уж плохо все и выглядит! Британские самолеты с оружием для Украины успешно облетают Германию. Запрет на поставку оружия германского производства даже теми странами НАТО, которые готовы были его поставить из своих запасов, лишь поднимает градус внутреннего противостояния в НАТО, и мы на волне противодействия немецкому оппортунизму получим в итоге военной помощи и больше, и лучше, чем получили бы без него.
Чтобы не выглядеть уже совсем откровенными предателями, немцам придется сосредоточиться на экономическом и гуманитарном воздействии на Россию. То есть, хотя СП-2 и был задуман для того, чтобы немецкие телезрители могли наблюдать за российским наступлением на Киев не испытывая перебоев с газом, в случае начала войны, в нынешнем раскладе, его все-таки прикроют. Такая перспектива уже подвигает остальную Европу, а следом и Германию на создание альтернативной инфраструктуры, для снабжения газом помимо Газпрома.
Тем временем глава МИД Великобритании Элизабет Трасс объявила о планах создания трехстороннего оборонительного союза с Польшей и Украиной. Такой союз, созданный членом НАТО, хотя и вне Альянса, успешно заменит Украине вступление в сам Альянс — по крайней мере сейчас и на первое время.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению, Украину не принимают в НАТО прежде всего потому, что она не готова к вступлению в Альянс, из-за насыщенности российской пятой колонной. И, назначив Евгения Мураева кандидатом в наместники оккупированной Россией Малороссии, британцы прозрачно намекнули нестойкой украинской власти, все ветви которой изрядно засижены российской агентурой, что "просто перестать стрелять" уже не получится.
"Мы не потерпим заговора Кремля с целью установить пророссийское руководство в Украине", — открытым текстом написала в своем Twitter Элизабет Трасс. Ее поддержал госсекретарь США Энтони Блинкен, заявивший в интервью CNN, что инструментарий Кремля разнообразен, и что возможны не только вторжения, но и попытки привести к власти пророссийское правительство. "И важно, чтобы люди были в курсе такой возможности", — подчеркнул госсекретарь в интервью CNN, прозрачно намекнув на то, что в Украине есть традиция экстренной пересдачи политической колоды.
Тем временем Берлин в рамках обсуждения возможных санкций против РФ предсказуемо снял c рассмотрения вопрос об отключении России от SWIFT. Но одновременно с этим власти Германии объявили о намерении сделать безвизовым въезд для россиян младше 25 лет, а, согласно данным Левада-центра, среди российской молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет эмигрировать из России хочет примерно половина. Это очень болезненный гуманитарный удар по человеческому ресурсу России – ясно ведь, что поедут в Германию самые образованные и мобильные, и что многие из них там устроятся – и останутся. Причем они будут работать а не сидеть на пособии, как беженцы из Африки. Никакие "Джавелины" не произвели бы такого опустошающего эффекта в России – при том, что "Джавелины", и прочие оружейные поставки Украине тоже жизненно необходимы.
Тем временем ЕС, не желающий воевать и надеющийся решить все проблемы деньгами, объявил о намерении выделить Украине 1,2 млрд. евро в качестве макрофинансовой помощи на фоне угрозы вторжения России. Что тоже очень своевременно и совсем неплохо.
Словом, все для нас пока складывается довольно удачно, хотя расслабляться и нет оснований. Германия, жаждущая дружить с Россией и перевоспитывать ее на европейский манер, тоже может иной раз быть полезна в укрощении Путина. А Путин, в свою очередь, подстраховывается дружбой с немцами — так немецкая домохозяйка из фильмов для взрослых решает свои проблемы в рамках визита доброго и безотказного сантехника. И пусть себе подстраховывается! В конце концов, Путин, которому есть что терять, или назначенный им преемник — еще далеко не худшие варианты российской власти. Из укрощенного Путина, с урезанными в обмен на гарантии безопасности амбициями, получится совсем неплохой российский гауляйтер. Говорят, аналогичные планы были у Гитлера относительно Сталина – но в тот раз не получилось. А в этот, возможно, получится.