Деньги российской мафии зависли в Банке Ватикана
Недавняя поездка Владимира Путина в Нью-Йорк была предсказуемо обставлена разного рода версиями в духе теории заговора. Так, к примеру, ряд ресурсов распространял текст, посвященный возможным нюансам отношений российской организованной преступности, доминирующей сегодня в политической жизни РФ, с финансовым миром Ватикана.
Здесь следует сказать, что за Институтом религиозных дел (ИРД), в просторечии именуемым Банком Ватикана, тянется шлейф столь громких скандалов, что подобные предположения не являются чем-то совсем уж фантастическим. В его истории - сотрудничество с нацистами, отмывание денег кокаиновых картелей, тайные оружейные сделки и, наконец, лихо закрученные финансовые аферы. Последняя, к слову, вскрылась в конце минувшего года, когда прокурор Ватикана арестовал счета экс-президента и бывшего гендиректора ИРД по подозрению в мошенничестве при сделках с недвижимостью, принадлежащей Святому Престолу. Под арестом оказались 16 млн евро, хотя сумма украденного могла достигать 57 млн евро. Эта история мало того что заставила мировые СМИ помянуть прежние громкие дела, так еще и обеспечила прекрасную раскрутку вышедшей в феврале новой книге-расследованию журналиста Джеральда Познера "Божьи банкиры", перелопатившего их со всем возможным тщанием. Тем не менее здесь примечательно иное: декабрьский скандал был против обыкновения раскручен не кем-нибудь, а именно ватиканским прокурором - будто по заказу сверху. Впрочем, вполне возможно, что и без "будто". Едва став понтификом, Хорхе Марио Бергольо всерьез взялся за реформирование ИРД, тем более что его предшественнику Бенедикту XVI немало крови попортил скандал с заморозкой счетов института (о чем ниже).
Промежуточные итоги: в 2013 г. Банк Ватикана впервые за свою историю начал выпускать финансовые отчеты; его доходы выросли с $3,9 млн в 2013 г., когда кардинал Бергольо был избран Папой, до $75,5 млн в прошлом году. Согласно SNL Financial и средняя доходность активов банка, и его прибыли по процентным активам с 2012 г. стабильно росли. За эту внезапно наступившую эпоху прозрачности ведущие американские СМИ нахваливали Франциска вплоть до его визита в США и, вероятно, еще долго будут хвалить после.
Как и в случае с ФРС США, не являясь центральным банком папского государства, ИРД со временем приобретает черты такового. Однако до сих пор, несмотря на развитие при действующем понтифике политики финансовой прозрачности, неясно, в чем же состоит "частная" составляющая института. Ведь в наблюдательный совет ИРД входят четыре иерарха церкви, один чиновник курии и один общественник.
На данный момент, это настоятель папской базилики Санта-Мария-Маджоре (председатель), архиепископы Загреба, Торонто и Вены, министр иностранных дел Ватикана и председатель Совета по межрелигиозному диалогу при понтифике. Два последних поста интересны тем, что, во-первых, ИРД в таком случае никак не может действовать за пределами внешней политики Ватикана, а во-вторых, именно через такой орган, как Совет по межрелигиозному диалогу (мимо официоза МИД), с финансовым учреждением способны взаимодействовать самые разные игроки.
Нынешний председатель совета - французский кардинал Жан-Луи Пьер Торан - занял свой пост в 2007 г., при Бенедикте XVI, а это важно с точки зрения, что именно при прошлом понтифике (и до конца 2008 г.) на карте Большой Европы рисовались контуры некоего консервативного интернационала. С участием Москвы, чьи щедрые вливания в экономику ЕС в те времена направляли ход мысли европейского политического истеблишмента в сторону кооптации путинской России в клуб цивилизованных стран. Это также был пик "популярности" на Западе путинского взгляда на вещи, сыграло свою роль и неожиданное решение Владимира Путина поменяться местами с Дмитрием Медведевым (несмотря на аллюзии с примером "царя" Симеона Бекбулатовича). В июне 2013 г. Франциск включил Торана в комиссию, задачей которой стал надзор за реформированием ИРД, теперь он входит и в наблюдательный совет учреждения. Торан осторожен и даже саму функцию совета определяет как диалог не между церквями, а между верующими. Двусмысленным примером такого диалога стала летняя встреча Папы с Владимиром Путиным, которому вручили медальон с ангелом-миротворцем, в силу исторических коннотаций являющийся скорее черной меткой, нежели наградой.
Важно и то, что член "кабинета курии", входящий в состав совета, госсекретарь папского государства Пьетро Паролин - креатура самого Франциска, он прошел нунциатуру в таких странах, как Нигерия и Мексика. Вообще, на частном примере наблюдательного совета папского финучреждения заметно, как быстро Франциск - всего за два года - сумел перекроить обширную бюрократию Ватикана. И здесь следует вспомнить о двух вещах. Прежде всего это действенный социал-консерватизм Папы, его искренняя симпатия к глобальной страте нуждающихся, неприятие роскоши и ориентиров потребительского общества, прохладная отстраненность от концепции свободной инициативы транснациональных корпораций. Отсюда и возникает впечатление, что именно Франциск впервые решил навести порядок в делах ИРД. История проблем с прозрачностью в этой сфере жизнедеятельности Святого Престола началась довольно давно. Так, в 1968 г. Ватикан попал в неприятную историю с собственным финансовым советником Микеле Синдона, оказавшимся приятелем итальянской мафии. В 1982 г. ИРД пережил множество тяжелых моментов, связанных с фиктивным банкротством банка "Амброзиано", чей директор Роберто Кальви не только входил в запрещенную в Италии псевдомасонскую организацию, но и сбежал от уголовного преследования в Лондон, где был найден мертвым под мостом. Ватикан признал моральную ответственность за проблемы вкладчиков банка и выплатил его кредиторам 224 млн евро. ИРД не раз обвиняли в финансировании антикоммунистических движений в Латинской Америке и Восточной Европе, однако со временем подобные инвективы утратили политическую актуальность. Серьезные стимулы к реформированию финансовой системы Ватикана появились в 2010 г., когда итальянские приставы арестовали активы, принадлежащие ИРД, на основании обвинений в отмывании денег. Руководителю ИРД Этторе Готти Тедеши пришлось уволиться, расследование длилось многие месяцы, но, что характерно, примерно год назад судебные разбирательства против Тедеши закончились ничем, с него были сняты все обвинения.
"Убийство в Ватикане. Заговор"
Популярный английский таблоид Daily Star опубликовал 16 октября статью, рекламирующую документальный фильм, уже продемонстрированный на канале Channel 5, - "Убийство в Ватикане. Заговор". В нем утверждается, что Ватикан может быть причастен к убийству в 1982 г. председателя банка Ambrosiano Роберто Кальви. Предполагается, что этот банк был для Ватикана связующим звеном с итальянской мафией.
Однако драма расследований деятельности ИРД все время расширялась и углублялась. И лишь недавно, как представляется, ситуация стабилизировалась. Иными словами, Франциск может быть доволен положением вещей. В частности, дело пошло на поправку благодаря созданию еще Папой Бенедиктом вышеупомянутого ведомства финансовой информации. Три года назад его руководителем был назначен известный швейцарский прокурор по делам, связанным с отмыванием денег, Рене Брюльгарт, причастный также к созданию общей европейской финансовой разведки FIU.NET. С тех пор ИРД бьет рекорды по ускоренному прогрессу в аспекте достижения международных стандартов прозрачности, активно взаимодействуя с профильными структурами таких заинтересованных государств, как Лихтенштейн, Швейцария и Люксембург. А также с американским OFAC. Поэтому если Владимир Путин и пытался "порешать" какие-то личные или корпоративные проблемы такого плана в ходе своих визитов в Рим и Нью-Йорк, то вряд ли ему это удалось. Кроме того, не следует забывать о принадлежности "Папы бедных" к ордену иезуитов, всегда подчинявшему финансовые возможности церкви ее идеологическим целям. А это может значить и то, что если у российской верхушки и зависли какие-то средства в банковской инфраструктуре Святого Престола, то они отправятся на удовлетворение подлинно глобальных нужд и не будут израсходованы на организацию убийств украинцев и сирийцев либо на строительство очередного шубохранилища в России.
Лучший офшор мира
Функция Института религиозных дел состоит в том, чтобы взимать плату и управлять ресурсами, принадлежащими разным религиозным агентствам. Его активы оцениваются в $6 млрд, а число клиентов составляет около 15 тыс., из которых примерно 11 тыс. - физлица. При этом персонал учреждения насчитывает всего 112 человек. ИРД предоставляет возможность корпорациям, созданным для религиозных целей, инвестировать средства, привлеченные на их вклады, конфиденциально и, что характерно, без уплаты налогов. Данные о деятельности и финансовом положении этой структуры до недавнего времени практически не разглашались. Считается - и не более того, - что ИРД относится к числу банков, осуществляющих крупные инвестиции в банковское дело и в торговлю в Италии и во всем мире. Тем не менее с этой организацией все же существует коллизия, напоминающая двойственность в прочтении статуса американской ФРС. Так, ИРД называют структурой, находящейся в частной собственности, а кроме того, он не контролирует собственно имущество и активы Святого Престола (этим занимается соответствующее министерство). Между тем ИРД все же регулируется ведомством финансовой информации Ватикана. Прибылями учреждения при этом распоряжается папское государство.
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за ноябрь 2015 г. (№11/436)