Охота на сохатого. За что Путин позволил смеяться над рогами Сечина
Растиражированная российским желто-пропагандистским изданием "Лайф" новость о разводе Игоря и Ольги Сечиных и романе последней с итальянским гонщиком Франческо Провенцано - вовсе не обычный эпизод эксплуатации светской сплетни, а сигнал о резком ослаблении аппаратных позиций руководителя "Роснефти".
Дело в том, что атака на Сечина - не первого, но второго человека в России - началась далеко не вчера. Стоит обратить внимание на вопиющее противоречие между этой скабрезной новостью в отношении столь влиятельного и мстительного господина - и тотальной управляемостью СМИ в России. Ведь публикация такого материала ставит под вопрос либо первое, либо второе.
Сомневаться в сервильности российских СМИ оснований нет: позавчера о своей отставке заявил редактор условно-оппозиционной "Новой Газеты" Дмитрий Муратов. При этом его коллега (и, как свидетельствовали сливы "Шалтая-Болтая", - "секретный сотрудник" управления внутренней политики АП РФ), редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков в эфире "Эха Москвы" рассказал о списке главредов, которые должны были уйти в этом году. И - сюрприз, сюрприз - они ушли.
Но фактически в тот же день на Сечина, коего шокирующим для представителя новой российской знати образом вызвали в суд по делу экс-министра Улюкаева, якобы вымогавшего взятку у всесильного главы "Роснефти", буквально "наехал" член штаба Собчак - экзотический, но полезно многословный персонаж Антон Красовский. Красовский (в прошлом работавший на миллиардера Михаила Прохорова, а впоследствии сильно испортивший настроение своим друзьям - системным либералам, чуть ли не в эфире провозгласив себя геем), нападающий на Сечина и намекающий на то, что Путин колеблется с выдвижением на следующий срок, - это, по понятиям контролирующей Кремль "братвы", - уже реальное дно. И если - дай Бог ему, конечно, здоровья - Антона Вячеславовича в ближайшее время чем-то не саданут в подъезде, значит, Игорь Иванович окончательно превратился в загонную дичь.
Тут опять одно из двух - либо эта охота санкционирована "монархом" (как минимум он умыл руки), либо это покушение и на самого Владимира Владимировича, от которого супруга тоже в некотором смысле сбежала. Да и вообще, разделить их с Сечиным ранее представлялось невозможным. В какой-то степени статусные проблемы главы таинственного "Роснефтегаза", который, собственно, и контролирует "Роснефть" со стороны государства, отражают и сокращение веса РФ в главной нефтяной корпорации. Ведь все большую ее часть контролирует Пекин. Впрочем, с точки зрения придворной игры, этот момент является скорее второстепенным.
Отношения "настоящего" Игоря Ивановича (по одной из версий, такой эпитет прицепился к Сечину после появления на арене в 2014 г. Гиркина-Стрелкова) с ныне уже бывшей второй супругой Ольгой Рожковой начались в 2011 г. И это типичная история постсоветского (а возможно - и не только) высшего чиновничества, которое меняло супруг вместе со статусом. Тогда юная красавица работала в аппарате правительства РФ, а Сечин - заместителем председателя правительства РФ. В этом же году он достаточно полюбовно, судя по всему, расстался с первой женой, Мариной, - звучала ли на переговорах по разводу сакраментальная фраза "седина в бороду, бес в ребро", неизвестно, но Марина Сечина - как раз типичная бизнес-леди, которая выходила за "солдата", угадав в нем будущего генерала.
В 90-е годы она активно занималась операциями в сфере недвижимости, а после развода в результате раздела имущества получила в собственность особняк бывших супругов в Серебряном Бору. Более того, Марина Владимировна возглавляет энергетический холдинг "Устойчивое развитие", в 2013 г. стала совладелицей 16,25 % компании "РК-Телеком", системного интегратора, занимающегося обслуживанием силовых ведомств и строительством сетей для мобильных операторов. Первая жена сохраняет с Сечиным хорошие деловые отношения - в декабре 2013 г. стала владельцем 51 % EXECT Partners Group и 49 % "О-эйч-эль рус прайвит лимитед". Первая организация занимается кадровым консалтингом, оценкой, обучением и развитием персонала, участвовала в подготовке Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., среди клиентов оказалась и компания "Роснефть".
Нельзя не подумать, что "обучение и развитие персонала" вполне могло касаться и подбора для влиятельного мужа цветущих сотрудниц - тем более что после перехода (по возвращении Путина в президентское кресло) Игоря Сечина из правительства в "Роснефть" Ольга Рожкова получила синекуру в "Газпромбанке" и числилась там еще в 2016 г. Во всяком случае, знакомствами спортсменок с президентом Путиным чуть ли ни прямо занималась жена Алишера Усманова Ирина Винер - трижды чемпионка Узбекистана по художественной гимнастике и многолетний советский тренер.
Нетрудно угадать, что проблемы в новой семье Сечина - а между тем все его дети, о которых известно, рождены в браке с первой женой, Мариной, - начались после публикации "Новой газетой" и Навальным фотографий и геолокационных карт яхты "Святая княгиня Ольга", демонстрировавших маршруты и развлечения жены второго человека в государстве. Но важно отметить, что гонщика Франческо рядом с Ольгой Сечиной стали замечать еще в 2015 г. А посему вполне возможно, что от пожирания конкурентов Игоря Ивановича, страстно добивавшегося опровержений скандальных публикаций и фотографий, отвлекла именно обида - в конце концов, он на этих фотографиях не фигурирует от слова "нигде".
Следует сказать, что в своей борьбе с прессой Сечин крайне методичен: так, недавно был опубликован перечень изданий, касающийся даже далекого Ямала, за которыми "Роснефть" осуществляет самый дотошный мониторинг на предмет публикаций о себе. Но в данном случае Игорь Иванович явно пропустил удар. Похоже, что - а ведь официально супруги развелись еще в июне - яхта все-таки осталась Ольге, и рассекает на ней теперь гонщик Франческо. Однако Сечин вовсе не похож на филантропа или милого дедушку, так что очевидно, что в последнее время Игорю Ивановичу почему-то стало элементарно не до молодой жены и ее увлечений.
Первый ключ к этому "почему-то" лежит на поверхности: Сечин - фактически последний из той группировки, с которой Владимир Путин пришел к власти в 1999-2000 гг. Забавно, что он до сих пор прямо связан с "провинциальным" Санкт-Петербургом, погруженным в сон разума под руководством религиозного губернатора Полтавченко. К примеру, сестра Сечина, Ирина, замужем за Александром Штукиным, начальником отдела таможенного досмотра Пулковского таможенного терминала (еще один симптом "стабильности" - это до какой степени необходимо все контролировать, вплоть до "шмона чемоданов" в родном аэропорту!). Иными словами, недавно отпраздновавший 57-й день рождения гэбэшный филолог-романист Сечин - несколько старомоден. По крайней мере для обновленного путинского двора, состоящего сплошь из "юных технократов".
Сечин даже не сопровождал Путина на саммит АТЭС в Дананге - в лучах внимания рядом с президентом РФ блистал министр экономики Максим Орешкин, перекармливающий подозрительного вождя сказками о росте ВВП. Впрочем, избавиться от Сечина Путину - а ведь вызов всемогущего Игоря Ивановича в суд является, в рамках феодально-бюрократической логики, ясным сигналом, что он об этом задумывается, - не так-то просто. Всю жизнь, словно тень, он следует за своим боссом. Даже на известном видео "бегства" молодого Путина и его ближних людей из Питера в Москву после провала Собчака на выборах Сечин тоже фигурирует.
Причем в свое время Игорь Сечин, будучи на восемь лет моложе Путина, занимал более высокие места в поздней советской иерархии. В частности, что не говори, а разведчик он настоящий - срочную служил в Туркменистане, на базе, где стажировались военные из африканских стран - сателлитов СССР, затем на типичных разведывательных должностях прошел Анголу и Мозамбик. После чего Сечин заслуженно попал на "жирное место" - во внешнеторговое объединение "Техноэкспорт" Государственного комитета по внешним экономическим связям Совета Министров СССР. Это вам не домом культуры при дрезденском консульстве заведовать (и, кстати, похоже, именно в кабминовском комитете Сечин познакомился с Якуниным и Фрадковым)
И лишь оттуда был парашютирован в международный отдел ЛГУ, где судьба свела его с Путиным, причем даже в Ленсовет Сечин пришел раньше - развивать модные тогда побратимские связи с городами мира. В частности с Рио-де-Жанейро (как видим, произведение Ильфа и Петрова мистически действует даже в бытовых карьерных эпизодах постсоветской элиты). Среди других направлений - Милан (в эти дни всходила звезда Сильвио Берлускони, к роли которого мы еще вернемся) и Барселона.
До и после путча Сечин трудился начальником аппарата первого заместителя губернатора Санкт-Петербурга, то есть - Путина. В 1996-1998 гг. Сечин - в руководстве аппарата управления внешних экономических связей Управления делами президента России, затем Главного контрольного управления того же ведомства (российской "Дуси"). В 1998-2000 гг. переход на новый уровень, должности на самом верху администрации президента РФ и в секретариате Кабмина.
После победы Путина на президентских выборах Сечин - первый замглавы АП (причем фактически с 1999 по 2008 г., это настоящий рекорд). Попутно Игорь Иванович обрастал назначениями в правления создаваемых российских государственных корпораций, именно на нем лежит основная ответственность за разгром "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Между прочим, уже во второй половине 2000-х курируемая им "Роснефть" начала влезать в долги перед китайскими банками. С временным возвращением Путина на премьерскую должность Игорь Сечин становится при нем бессменным вице-премьером, а после драматического похода на "третий срок" - окончательно уходит в корпоративный бизнес.
С формальной точки зрения он как бы не является чиновником, и "вычищать" его, как других старых сановников разного уровня, не за что. Но за последнее время Сечин допустил несколько обидных промахов, которые прямо ударили по президенту с точки зрения внутренних балансов в Кремле и вокруг него.
Во-первых, болезненными оказались поглощения пакетов крупных нефтяных компаний, находившихся в ведении этнократий - Татарстана и Башкорстостана, а также АФК "Система" влиятельного еще с начала 90-х "москвича" Владимира Евтушенкова, которого Сечин ободрал два раза кряду. Это был первый момент конфликта Игоря Ивановича со всеми прочими российскими олигархами (включая даже руководство "Газпрома", которое стало предпринимать действия, чтобы защититься от аппетитов главного на данный момент путинского друга).
Во-вторых, связанное с вышесказанным дело экс-министра экономики Улюкаева, которому Сечин решил показательно отомстить за некоторую неуступчивость в процессе оформления отъема этой собственности и подготовке сомнительной приватизации "Роснефти". Сечин лично влез в эту историю с совершенно неправдоподобной фабулой. Причем пришлось прятать своего оруженосца, члена правления "Роснефти" и генерала ФСБ Олега Феоктистова, сегодня катапультированного в многострадальный банк "Пересвет", входящий в сферу интересов патриарха Кирилла.
Наконец, в-третьих, сама приватизация части акций "Роснефти" - из обнародованных в суде переговоров Сечина с Улюкаевым (а это крупно подставило руководителя "Роснефти") стало ясно, что, кроме китайцев, никто не собирается связываться с этой непрозрачной и попавшей под санкции во всех смыслах "конторой". И к вьетнамскому саммиту АТЭС китайцы подставляют откровенную подножку Сечину, Путину и РФ с их наполеоновскими планами в мировой энергетике. Ведь строить огромный завод по сжижению газа Китай намерен на американской Аляске, а в аналогичных предприятиях на российском Дальнем Востоке, который Москва подвергла беспощадному бюджетному ограблению, расширять свою долю не собираются. Так что разъяренный Путин намерен наказать не только тех, кто якобы "провалил" его встречу с Трампом, но и тех, кто обещал ему выход из стягивающейся финансово-экономической изоляции.
А тут под руку подворачивается Сечин. Который, по словам Красовского, почему-то позабыл, что в КГБ-ФСБ вопросы "решаются" по горизонтали, а не как в корпорациях, по вертикали.
Известно, что через вторые-третьи руки "Лайф", распространивший скандальную новость об экс-супруге Сечина, находится в сфере интересов путинского банка "Россия" и вряд ли позволил бы себе подобную скабрезность в отношении "настоящего" Игоря Ивановича, не получив разрешения сверху. В системе mafia state, в той ее форме, которая распространилась на постсоветском пространстве, это узнаваемый элемент травли и "опускания", тем более что никакой мгновенной жесткой реакции со стороны Сечина на скандал не последовало.
И ладно бы "Святая княгиня" плавала где-нибудь по Волге, а беглая жена каялась, посещая храмы по пути следования. Или хотя бы вела себя тихо, как Людмила Путина, еще недавно пытавшаяся поселиться с молодым мужем на французской Ривьере (правда, как и у других близких родственников Путина - Шамаловых, сообщают, что приобретавшаяся собственность заброшена). А здесь - путешествия по тлетворному Западу в компании иностранного кавалера, и вовсе не северного корейца (или, на худой конец, серба)...
Другое дело, что глава "Роснефти" упустил шанс навечно пришвартовать Ольгу - как яхту, так и бывшую жену - вместе с ее Франческо у берегов Сицилии, где неделей ранее на региональных выборах победили соратники его общего с Путиным друга Сильвио Берлускони. И это, конечно, обидно, ведь Сильвио знает толк в подобных делах еще со времен карьеры в качестве миланского застройщика...
В любом случае переизбрания Путина на новый срок - этого сеанса очистительного огня, из которого должен выйти обновленный сакральный вождь россиян, - Игорь Иванович теперь может и не пережить. А побег "Княгини Ольги" в итальянские воды стал днем отмщения всех номенклатурных жен "первого срока".