Возвращение неизгнанных. Зачем в Киеве вспомнили о ПАСЕ

Украинская делегация решила вернуться в ПАСЕ, которую покинула после скандального возвращения россиян

Украинская делегация возвращается в ПАСЕ /real-vin.com

Из Гааги пришли хорошие для Киева новости: на прошлой неделе Международный уголовный суд официально объявил о старте расследований военных преступлений и преступлений против человечности на Донбассе и в Крыму.

Международный суд, среди прочего, займется делом о нападении боевиков (скорее всего, членов российских войсковых и парамилитарных формирований) на съемочную группу "Интера" и журналиста Андрея Цаплиенко в Севастополе в 2014 г. во время вторжения российской армии на территорию Украины.

Да, Россия не ратифицировала Римский статут и ее отношение к решениям международных инстанций хорошо известно. Только суду в Гааге, что показывают дела по Балканам, глубоко безразлично, какое положение занимают лицо или группы лиц, ответственных за военные преступления.

Вода камень точит. Вердикты будут не скоро. Возможно 68-летний бессменный глава России Владимир Путин до их оглашения и не доживет. Но они будут. В работе суда есть определенность.

А вот в работе украинской власти, особенно нынешней, в целом как-то не очень: минимум последовательности и принципиальности; одна рефлексия и суета. Хотя нет: как раз в рефлексии и суетливости она, власть, последовательна, потому регулярно потчует избирателя все новыми скандалами.

Взять хотя бы Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), которая 118 голосами за 25 июня 2019 г. поддержала возвращение шантажировавшей ее неуплатой взносов России и снятие санкций, введенных в 2014 г. в связи с аннексией Крыма и агрессией на Донбассе.

В ответ на это решение делегации Грузии, Литвы, Латвии, Польши, Словакии, Украины и Эстонии демонстративно покинули сессию. Украинская делегация также не участвовала в осенней сессии и отозвала приглашения наблюдателям Ассамблеи на выборы в Раду.

И вот на прошлой неделе стало известно, что делегация все же возвращается в ПАСЕ.

Ее глава, нардеп от "Слуги народа" Елизавета Ясько 17 декабря в Facebook сообщила, что "представители всех фракций" на "экстренном" заседании "единогласно" высказались, что надо ехать на январскую сессию в ПАСЕ".

"Украина нуждается в сильном голосе на международных площадках. Ковид не навсегда, а Украина вечна", — пояснила Ясько.

При чем сама Ясько в прошлом году поддерживала бойкот ПАСЕ. Хотя "бойкот" — слишком сильное слово. Это был скорее "бойкотец" или "бойкотик": мол, один раз пропустим сессию, чтобы все обратили внимание на наш красивый жест, а потом вернемся.

Примечательно, что тогда и бойцы хорошо проявившей себя "старой гвардии" (предыдущей делегации), к примеру Алексей Гончаренко, поддерживали возвращение в ПАСЕ, аналогично объясняя это необходимостью присутствовать и использовать столь значимую международную площадку.

Правда, красивый жест дополнил и жест откровенно странный: официально Украина в сессии не участвовала — новая делегация не поехала. Но в качестве гостей для участия в консультациях отправились несколько членов прежней делегации.

Такое решение в комментарии Deutsche Welle раскритиковал тогда предшественник Ясько — депутат от "ЕС" Владимир Арьев: "Я не очень разделяю политику "ни туда, ни сюда". Хотя бойкот сессии оправдан после позора ассамблеи, которая с нарушением всех принципов и ценностей вернула РФ в ПАСЕ, однако решение о составе новой украинской делегации уже принято, поэтому я не совсем понимаю реальный статус тех, кто поедет на сессию".

Арьева услышали. Менее года тому назад, 16 января (ирония в том, что в этот день в 2014 г. Рада проголосовала за "диктаторские законы"), ВР предприняла попытку вернуться в ПАСЕ — поддержала возобновление участия украинской делегации в работе Ассамблеи.

Правда, на зимнюю сессию все равно не успели, а затем в дело вступил Covid-19. И вот 17 декабря в Раде снова решают попытать счастья в Страсбурге.

Возникает вопрос: парламентарии не забыли, почему, собственно, делегация Украины устроила демарш в ПАСЕ? Ведь не из-за Covid-19, о котором прошлым летом еще никто не слышал, а из-за решения делегатов видеть рядом с собой россиян.

Аргумент, который приводит новая и приводила прежняя делегация, вроде бы логичен: нельзя отказываться от таких платформ, как ПАСЕ, и участия в ее сессиях.

Но возвращается Украина в Ассамблею, чтобы что? Чтобы сидеть в сессионном зале, цапаться с россиянами и в свободное время гулять по Страсбургу?

Если вся соль в медиакомпоненте, т.е. присутствии в лентах новостей, то тогда причина возвращения в ПАСЕ понятна.

Если же у делегации есть конкретные планы и стратегия противодействия России и ее сателлитам в Ассамблее, то какие? И есть ли они вообще? Или же это будет столь же хаотичное метание, как и практически вся политика Киева в течение последнего года?

ПАСЕ в некотором роде похожа на ООН — также пребывает в анабиозе. Однако приходится там присутствовать и фиксировать каждый год, когда голосуются украинские резолюции, кого "купили", кто стал менее принципиальным, кто, наоборот, побил горшки с Россией.

И все же пока эти структуры не изменят, не адаптируют или не переадаптируют, то альтернативы им не будет. К сожалению, история (в том числе политическая) циклична. Все эти резкие развороты, а затем реверансы перед агрессором, случались в недалеком прошлом.

Для эффективного продвижения собственной политики нужна выверенная стратегия. При наличии конкретных задумок и консолидации делегатов от всех партий, участие в сессиях оправдано. В противном случае, может сперва выполнить домашнюю работу?