Марснаш. США снова лидируют в космической гонке
В феврале сразу три государства успешно начали свои марсианские миссии — США, ОАЭ и Китай
18 февраля в 15:55 по восточному времени (22:55 в Киеве) Национальное аэрокосмическое агентство США сообщило об успешной посадке на Марс нового ровера — Perseverance ("Настойчивость"), путь которого к Красной планете занял 203 дня.
К этому, несомненно, историческому событию мог "прикоснуться" любой желающий, поскольку в YouTube-канале NASA велась трансляция посадки "самого большого и самого совершенного марсохода", как его величает агентство.
Специалисты NASA заранее подготовили компьютерную анимацию, которая благодаря комментариям сотрудницы агентства создавала ощущение, будто это и не анимация вовсе, а реальные кадры "примарсения" Perseverance.
Весь процесс посадки марсохода, к слову, полностью автоматический, занял семь минут. С учетом того, что время задержки сигнала составляет 11 минут, понятно, почему в NASA назвали их "семью минутами кошмара", ведь если бы что-то пошло не так, инженеры попросту не смогли ничего сделать.
Градус напряжения в командном центре повышало и то, что место посадки Perseverance имеет куда более сложный рельеф, нежели у других марсоходов, садившихся на ровную поверхность. Главной "фишкой" этой посадки стало то, что она осуществлялась не туда, где это удобно, а туда, куда нужно. И элементы искусственного интеллекта позволили посадочному модулю самому подобрать подходящую площадку в заданном районе. Это, в частности, позволило исключить риск посадки на крутой склон или валун, что могло бы привести к опрокидыванию платформы или ровера в процессе выгрузки.
Еще одной причиной для волнений была огромная важность аппарата для проведения миссии "Марс-2020". Perseverance, построенный на базе собрата Curiosity, колесящего по Марсу 8,5 лет, действительно является более продвинутым аппаратом.
Вес этого марсохода — 1026 кг, размером он почти с автомобиль.
На Perseverance установлено наибольшее (по сравнению с другими аппаратами, отправленными на Марс) количество камер — 23.
С помощью двух из них — Mastcam-Z — марсоход создаст цветные 3D пейзажи планеты в районе кратера Езеро (назван так в честь села в Боснии и Герцеговине) шириной порядка 45 км, расположенного на западном краю равнины Изиды к северу от экватора.
В этой местности марсоход будет благодаря SuperCam изучать химический состав горных пород и отложений, а также записывать звуки Марса. К слову, впервые. NASA и раньше отправляло технику с записывающими устройствами, например, на разбившийся Mars Polar Lander или на станцию Phoenix, микрофоны которой так и не заработали из-за проблем с электроникой.
Ученые полагают, что в районе кратера Езеро очень и очень давно была речная дельта, а сам кратер был озером (собственно, на это и указывает название). Т.е. есть шанс найти там органические вещества и следы микроорганизмов, потенциально существовавших на Марсе 3 млрд лет тому назад.
И что еще более увлекательно — полученные образцы будут изучены не на месте, марсоходом, а опять-таки впервые будут доставлены на Землю в рамках миссии Mars Sample Return.
Кроме того, NASA "обкатает" на Красной планете технологию Mars Oxygen In-situ Resource Utilization Experiment (MOXIE) — попытается получить кислород из разреженной атмосферы Марса, преимущественно состоящей из углекислого газа.
А в довершение — впервые на Марсе появится летательный аппарат. Речь о небольшом вертолете Ingenuity, который крепится к "животу" марсохода.
Так что на Марсе теперь будут действовать три американских аппарата — два марсохода и дрон.
Битва за Барсум
Успешной посадкой своего нового марсохода Соединенные Штаты подтвердили лидерство в освоении Красной планеты и космоса в целом.
На очереди, к тому же, программа "Артемида", к которой присоединились уже девять стран, включая Украину: высадка астронавтов на спутник с 2024 г. с продолжительной миссией, создание постоянной базі и орбитальной лунной станции Deep Space Gateway, которая, будет, среди прочего, использоваться в марсианских миссиях.
Тем временем российские астронавты на МКС вынуждены были объедать американцев, потому что "Роскосмос" не может вовремя отправить им еды и воды. Только на днях, 15 февраля, с космодрома Байконур наконец стартовал грузовой корабль "Прогресс МС-16", пристыковавшийся к станции 17 февраля.
И это еще не все беды россиян на МКС: у них там за последние полгода полдюжины раз выходила из строя система регенерации кислорода "Электрон-ВМ", ломался туалет и нагреватель еды, происходит утечка воздуха из-за трещин в обшивке. Да еще и космонавты бунтуют против низкой зарплаты и кумовства в Центре подготовки космонавтов.
В общем, Россия все больше отдаляется от статуса полноценной космической державы. Учитывая сакрализацию освоения космоса Москвой (это такая же составная часть мифа о величии, как и победа в "Великой Отечественной", ведь не просто так полет Гагарина состоялся на семь лет раньше, чем в СССР появилась туалетная бумага), это очень болезненный удар по самолюбию Кремля. По его космической истории. По "величию".
На этот рынок выходят новые, более технологичные, амбициозные и голодные игроки. Это и уйма частных компаний вроде SpaceX, которые тесно сотрудничают с NASA, и другие государства.
И пока "Роскосмос" и Европейское космическое агентство вынуждены по техническим причинам откладывать свою марсианскую миссию — также высадку марсохода, Объединенные Арабские Эмираты 9 февраля успешно вывели на орбиту Красной планеты метеозонд "Аль-Амаль" ("Надежда").
10 февраля на орбиту в рамках миссии Tianwen-1 вышла уже китайская станция с марсоходом на борту, посадка которого на поверхность планеты запланирована на май.
Это ответ Пекина своему сопернику — Индии, которая в 2014 г. вывела на орбиту Марса межпланетную станцию "Мангальян".
В общем, в космосе становится все теснее. Его коммерциализация осуществляется бешенными темпами, не в последнюю очередь благодаря принятому в Соединенных Штатах еще в 1984 г. федеральному закону о коммерческих космических запусках, который положил начало движению NewSpace, за космос без госмонополии.
Но без государств, конечно, в безвоздушном пространстве не обойтись. Как и без новых, адаптированных под современные реалии правил и законов.
Еще год назад в Давосе бывший министр торговли США Уилбур Росс подчеркнул необходимость разработать более полный свод правил в освоении космоса, создать регуляторы и подписать желательно многосторонние соглашения, поскольку "более 80% из $415 млрд глобальной космической экономики на самом деле приходится на частный сектор".
И потому уже актуален вопрос о праве собственности на минералы на каком-нибудь астероиде.
К слову, предвосхищая будущие разбирательства подобного рода, ОАЭ в начале февраля объявили о создании Космического суда. Первого на Земле.
По словам главного судьи судов Международного финансового центра Дубая Заки Азми, это глобальная инициатива и ввиду того, что масштабы космической торговли стремительно растут, коммерческие соглашения нуждаются в новаторской судебной системе.