Что Украине предложить США: больше протестантов и не спешить в ЕС

В среднесрочной перспективе сильный ход для Украины - стать авангардом мирового демократического республиканского движения

Меньше чем через неделю, 23 сентября, Владимир Зеленский посетит США не только для участия в Генассамблее ООН, но и ради встречи с американским правительством и Дональдом Трампом. Для Зеленского эта дата является крайним сроком для ответа на один из главных вопросов: для чего Украине нужны двусторонние американо-украинские отношения? Именно на основе этого ответа и должны выстраиваться отношения между двумя странами и, в частности, переговоры между двумя президентами 23 сентября.

Двусторонних американо-украинских отношений давно не существует. Положением дел в Украине интересуется немного людей что в Сенате, что в Палате представителей. Сотрудники департаментов США по вопросам экономики, финансов, обороны и Государственного департамента слушают о ситуации в Украине внимательно, но только потому, что у них такая работа. Чтобы установить рабочий контакт, нужно быть предельно внятными и говорить на языке американских интересов. А для этого Зеленскому предстоит понять, что конкретно Украине нужно от двусторонних отношений с США.

Гарантирование безопасности остается самой очевидной ролью США в американо-украинских отношениях как подписанта Будапештского меморандума. "Минск" не работает и исчерпал себя и любые переговорные форматы по украинскому вопросу без США являются бесперспективными.

В приоритет повестки входит сотрудничество в военной сфере, которое в первую очередь будет развивать украинский ВПК.

В прямых инвестициях из США Украина нуждается намного больше, чем в финансовой помощи американского правительства. Чем больше инвестиций будет вложено в украинскую экономику, тем больше американское правительство будет заинтересовано в стабильной Украине. Однако инвестиции очень косвенно связаны с официальными двусторонними отношениями. Гораздо большее значение в этом вопросе имеет, например, разрешение кейса "Криворожстали", ясность в пути и сроках завершения судебной реформы. А также безупречное исполнение судебных решений, с чем в Украине наблюдаются значительные сложности.

Американцам сейчас некогда фантазировать на предмет американо-украинской
повестки. Поэтому место для смелых инициатив и предложений свободно. Но и без внятных инициатив со стороны Зеленского новая украинская власть будет так же
скучна для Вашингтона, как была скучна и прошлая власть.

Для чего Украина Соединенным Штатам?

Главный вопрос американских политиков и чиновников - what's in it for us - пока имеет
ответ только в рамках геополитики. Украина сможет стать отдельным субъектом внешней политики США только в том случае, если ее официальные лица смогут предложить инициативы, связанные с внешнеполитическими приоритетами США. Украина будет интересна, если предложит конкретные выгодные для США и союзников предметы кооперации в связи с российской угрозой или интересные бизнес-проекты. И Украине есть что предложить.

Например, модернизация и реформирование военных сил и инфраструктуры Украины и совместное производство оружия на территории Украины. Соединенные Штаты заинтересованы в стабильной и сильной стране на границе с Россией, которая не будет восприниматься в Вашингтоне как зона хаоса и дестабилизации. Киев должен исходить из того, что для США важна не сама безопасность Украины, а безопасность Европы в целом. Благодаря укреплению военных сил и реформированию военно-промышленного комплекса Украина может стать важным звеном обороны на Балто-Черноморском фланге НАТО. Именно на реформирование ВСУ направлены сейчас усилия американцев по военной помощи Украине. Они хотят быть уверены, что военно-техническая помощь и, в частности, летальное вооружение (что стало возможно при администрации Трампа) будет использоваться украинскими военными по назначению.

Украинские разработки, сделанные во время войны, а также возможность испытания новых образцов оружия в реальных современных боевых условиях, интересуют многих. Не только американцев, но и их торговых соперников - китайцев. Ярким примером тому служит обеспокоенность американских властей по поводу продажи 50% акций украинского предприятия "Мотор Сич" китайской компании. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон специально прилетел в Украину для того, чтобы убедить украинское государство, которое владеет 25% акций в лице "Укроборонпрома", заблокировать эту идею.

Монополия "Укроборонпрома", который связывают с коррупционными скандалами, мешает движению в направлении тесного военного сотрудничества. Без реформирования нормативно-правовой базы сегодня фактически невозможно прямое инвестирование американских компаний в проекты по производству и модернизации вооружений вне концерна "Укроборонпром".

Важный для США вопрос - участие в миротворческих операциях украинских военных, имеющих уникальный опыт ведения войны на Донбассе. Украинский конфликт является полигоном для испытания новейшего оружия и методов ведения боя. Но пока, к сожалению, новейшие виды вооружений преимущественно испытывает на Донбассе Россия.

Американская сторона постоянно акцентирует внимание на важности взноса Украины в миротворческие и антитеррористические операции и, кажется, ценит его больше самых украинцев. Кроме того, именно те украинские подразделения и офицеры, которые участвовали в многонациональных военных учениях под эгидой НАТО, демонстрировали на востоке Украины лучший уровень боеспособности. Активное участие Украины в антитеррористической коалиции в миротворческих операциях может быть выгодным и для Украины, и для США.

Еще одно направление взаимовыгодного сотрудничества - энергетическая отрасль. И это не только диверсификация поставок ядерного топлива вместе с "Вестингхаус". Это возможности поставок сжиженного газа (для чего необходима соответствующая инфраструктура), это и возможности строительства новых мощностей атомной и альтернативной энергетики, возможности для инвестиций в энергетическую инфраструктуру и развитие электротранспорта и др. Возможно, не так остро и критично, как в ВПК, однако в энергетическом секторе тоже стоит вопрос создания прозрачных конкурентных благоприятных условий для американского бизнеса.

И здесь мы приходим к самому важному аспекту - способности украинского правительства проводить реформы и стабилизировать ситуацию в стране. Дональд Трамп отошел от традиционного для США "экспорта демократии" и делает акцент на самостоятельности и стабильности государств-партнеров. Америке нужны надежные союзники, с которым выгодно развивать отношения.

Как действовать?

Настойчиво ставить вопрос об исполнении Будапештского меморандума перед США и Великобританией как перед гарантами договора. До событий в Крыму и на Донбассе Украина была самым успешным примером американских усилий по ядерному разоружению. В особенности на фоне ядерных программ КНДР и Ирана. Невыполнение условий Будапештского меморандума его подписантами усилит стремление других стран сохранить за собою ядерное вооружение или создавать его. Апелляция к Будапештскому меморандуму и тезисы о последствиях игнорирования этого договора могут быть озвучены украинским президентом с трибуны Генассамблеи ООН. Укрепление Украины и превращение Киева в надежного регионального партнера будет косвенно способствовать режиму нераспространения ядерного оружия.

Новой власти необходимо не повторять ошибок предшественников. А именно - не посылать кабинетам Вашингтона двойственные сигналы, которые погубили репутацию Порошенко в глазах американских властей. В частности, американцам должно быть предельно ясно, каково место Коломойского и прочих "олигархов" в новом устройстве власти. Слова Зеленского и его чиновников должны в точности совпадать с последующими делами.

В Вашингтоне есть уверенность, что Порошенко накануне президентских выборов в США 2016 г. сделал ставку на одну из партий. Зеленскому надо постараться не повторить эту ошибку и не делать ставку на какой-либо из противоборствующих лагерей внутри США.

На Генеральную Ассамблею ООН Зеленскому следует приехать с четко сформулированным объяснением ситуации вокруг "ArcelorMittal Кривой Рог". В частности, почему СБУ и сам президент осуществляли давление на предприятие, выборочно открывая уголовные дела. Подобная позиция украинской власти никак не способствует приходу американских инвестиций в Украину.

Незадействованным ресурсом является привлечение влиятельных американских религиозных и культурных групп в Украине. К примеру, поощрение распространения протестантских церквей в Украине. Чем активнее эти группы будут в Украине, тем больше будет повышаться интерес американских властей к их безопасности, тем больше в США будут узнавать о возможностях Украины.

В среднесрочной перспективе сильный ход для Украины - стать авангардом мирового демократического республиканского движения, новым лидером внедрения республиканских ценностей в государственное управление. Стать европейской Америкой, реализуя идеи и ценности, которые изначально были вложены в основу создания Соединенных Штатов. Это неминуемо привлечет внимание и интерес американского правительства и общественности (и не только американской) к нашей стране. Отсутствие членства ЕС в этом деле является скорее преимуществом, чем недостатком. Поскольку обязательства перед Европейским Союзом поставили бы слишком много рамок, сковывающих свободу политического маневра.