• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Нетаньяху всех переиграл. Включая себя. Чем завершится попытка судебной реформы в Израиле

Израиль сотрясают демонстрации небывалых масштабов. В знак протеста против юридической реформы забастовал даже международный аэропорт "Бен-Гурион"

Реклама на dsnews.ua

Непосредственной причиной протестов, длящихся уже четыре месяца, и достигших пика в понедельник, стала судебная реформа, начатая правящей коалицией. Именно в понедельник за нее должен был проголосовать Кнессет.

Ситуацию сильно подогрело решение премьера Беньямина Нетаньяху об увольнении министра обороны Йоава Галланта, генерала армии и члена правящей партии "Ликуд", выступившего против реформы.

О безоговорочной поддержке реформы даже в рядах сторонников правящей коалиции нет и речи, а все заявления о том, что правительство должно пренебречь протестами меньшинства – чистейшая демагогия. Никакое большинство за реформой не стоит, она есть продукт сговора Нетаньяху и религиозных ортодоксов, вошедших в состав правящей коалиции, где каждая из сторон имеет свой интерес. Кстати, коалиция в 64 голоса из 120, слишком громко упирающая на то, что она, мол, представляет большинство, тоже выглядит комично.

Иными словами, израильтян разводит кучка политиканов-махинаторов, а значительная часть граждане это понимает, и возмущена.

На момент написания статьи Нетаньяху, по слухам, собрался объявить о приостановке реформы, но это не точно. Премьер колеблется и тянет время, поскольку резко отступать ему нельзя. Он может уступить только очень постепенно, торгуясь и затягивая ситуацию.

Дело в том, что правящая коалиция, слепленная из очень неоднородных кусков, изначально выстроилась вокруг грядущей реформы. И в то время как глава израильского профсоюза "Гистадрут" заявил, что в стране начнётся всеобщая забастовка, если Кабмин до конца дня не отменит реформу и не восстановит в должности министра обороны, лидер движения "Оцма Иегудит", держащего шесть из 64 коалиционных голосов, в свою очередь, заявил, что приостановка реформы приведёт к развалу коалиции.

Ситуация, таким образом, стала патовой. Кстати, отмена и приостановка – не одно и то же. Если реформа будет приостановлена, это может означать лишь доработку её проекта. И "Гистадрут" требует именно отмены. Но даже если реформа будет отменена, а министр восстановлен, это тоже не означает мгновенного прекращения протестов. В них участвуют разные группы, с разными интересами, и, как это всегда бывает, список их требований в ходе протестов расширялся и углублялся. Этот список, правда, еще не согласован всеми протестующими. Но, если Нетаньяху проявить слишком большую уступчивость, то его недолго и согласовать. В общем, в воздухе пахнет очередными выборами. И Нетаньяху их, скорее всего, проиграет.

Реклама на dsnews.ua

О чем, собственно, реформа?

В Израиле нет формальной Конституции, а фактическая опирается на Основные законы Израиля, Декларацию независимости, судебные прецеденты и принципы, заложенные в наследии еврейского народа. Как следствие, нет Конституционного суда, а конституционной надзор осуществляет Верховный суд, который вправе блокировать принятие неправомерных, по его мнению, законов.

Реформа предусматривает, что вето ВС на принятые парламентом законы можно будет преодолеть парламентским большинством, то есть, правящей коалицией. Кроме того, правительство получает контроль за отбором судей ВС.

Полный текст законопроекта довольно обширный и путаный, в нем много деталей и сложных форм, но, по факту, Кнессет получает контроль над ВС, который лишается судебной независимости. Это вызывает возражения критиков реформы, а ее авторы, во главе с министром юстиции Яривом Левином, прячась за юридические навороты, введенные в проект, утверждают что все в порядке, независимость судебной власти сохраняется, и вообще, демократия только укрепится, как и баланс между ветвями власти. И это, откровенно говоря, грубая разводка, рассчитанная на идиотов. А большинство граждан Израиля, к огорчению Беньямина Нетаньяху и его союзников по коалиции, далеко не идиоты.

Планы на реформу не составляли тайны, и были заявлены в момент формирования право-религиозной коалиции, которая, как уже сказано, вокруг нее и ради нее и была выстроена. Нетаньяху хочет соскочить с уголовного дела о коррупции, которое висит на нем с 2019 года. Перспективы для премьера скверные, дело пахнет реальной отсидкой, и 73-летний Биби пошел единственно возможным путем: стал максимально затягивать судебные процедуры. И преуспел в этом. Сейчас, в должности премьера, он неуязвим. Но все кончается, и премьерство тоже, а перспектив выскочить сухим из воды у Нетаньяху нет — совсем никаких. И тогда глава "Ликуда" решил перекроить под себя, и свои проблемы всю судебную систему.

Ну, а ортодоксы, которые вошли в союз с "Ликудом", просто хотят преференций для себя и своих избирателей. Их давно раздражали излишне светские, по их мнению, взгляды судей ВС. Вот, собственно, и вся реформа.  

Как развиваются события

Ортодоксы в составе коалиции и слышать не хотят ни об отмене реформы, ни даже о ее приостановке. Относительно последней они справедливо полагают, что перезапустить реформу, единожды остановив её, скорее всего, не смогут. Поскольку в самом "Ликуде" она также вызвала раскол.

Сразу после отставки Галланта Армия обороны Израиля подняла уровень боеготовности "в связи с началом утраты контроля со стороны властей над территорией страны". В понедельник на протесты вышли 600 000 человек — это 6,5% населения Израиля. Причем 6,5% — только те, кто активно протестует, а сколько в таком случае тех, кто против реформы, но не хочет выходить на улицу?

Нетаньяху назвал протесты попыткой "создать анархию" и спровоцировать новые выборы. С апреля 2019 года глубоко разделенный Израиль провел уже пять досрочных выборов, пока, наконец, 25-й Кнессет не смог сформировать большинство… Но, как видим, и оно было сформировано с не совсем добрыми намерениями.

"Мы никогда не были так близки к развалу, — заявил в понедельник бывший премьер-министр Яир Лапид. — То, что произошло здесь за последние 24 часа, — это безумие, это потеря контроля и потеря направления… Это доказательство того, что это правительство потеряло тормоза, это опасность для государства Израиль. Наш дом в опасности".

Президент Исаак Херцог также призвал приостановить реформу. "Ради единства народа Израиля, ради ответственности я призываю вас немедленно остановить законодательный процесс", — написал он в своем Twitter.

В это же время ряд авторов проекта призвали сторонников реформы выйти на улицы с контрпротестами. Дело идет к столкновениям "стенка на стенку" – еще не гражданская война, но что-то близкое к ней.

Ярив Левин, главный автор проекта, дистанцировался от дискуссий, заявив, что будет "уважать любое решение премьер-министра Нетаньяху о законе о судебной реформе". А в ответ на призыв группы высокопоставленных членов "Ликуда" отозвать проект и уйти в отставку, взяв на себя ответственность "за огромный ущерб, который он нанес стране", Левин предупредил, что возникший хаос может привести к немедленному падению правительства, и к очередным выборам. С совершенно неясным, надо признать, исходом.

Между демократией и Нетаньяху

А как Нетаньяху, с хвостом из судебных дел и прочих скандалов вообще стал премьером в очередной, шестой раз? Тут все тоже понятно: он харизматичен и, безусловно, является самой влиятельной фигурой в израильской политике за последние годы. Он занимал пост премьера дольше всех в истории Израиля, в общей сложности 15 лет и 3 месяца. Так долго, что выборы раз за разом оказывались референдумом о доверии к нему лично, а не голосованием за политическую программу. И это не метафора: согласно опросам Израильского национального центра исследования выборов (INES), в ходе всех пяти последних выборов на вопрос о главной их составляющей не менее половины опрошенных заявляли, что голосовали за или против Нетаньяху. "Будущее демократии" было вторым по распространенности и степени важности ответом, с отрывом в 10-15%.

Таким образом, 1 ноября прошлого года израильтяне, придя на избирательные участки в пятый раз за четыре года, фактически поучаствовали в референдуме о том, является ли глава партии "Ликуд" подходящим человеком для руководства страной. При этом, поддержка израильтянами демократических ценностей остается стабильно высокой: 80% привержены демократии и поддерживают политическое равенство, 60% отвергают авторитарное руководство, около 50% считают необходимым соблюдение демократических правил игры и в отношении тех, кто критикует Израиль, как таковой. Но персонификация демократических ценностей, и отождествление их с раскрученным политиком привело к их фактической девальвации. Это неприятный урок, который придется выучить израильтянам. Впрочем, не только им – здесь есть о чем крепко подумать и украинцам.

Камо грядеши?

Чем все это окончится? И, кстати, было ли что-то похожее в израильской истории? Было! После прихода к власти Ирода I функции Синедриона в несколько этапов претерпели изменения. Ранее Синедрион участвовал в управлении государством, мог накладывать вето на решения царя (из династии Хасмонеев), его сфера деятельности распространялась на все политические и общественные области. Ирод сначала лишил Синедрион права на участие в управлении государством. Затем постепенно сменил и его состав, избавившись от всех, кто был связан с династией Хасмонеев, врагов и предшественников Ирода, и назначив вместо них людей из круга фарисеев, противостоявших Хасмонеям. Фарисеи предпочитали Ирода Хасмонеям, так как по их мнению царь-нееврей не станет вмешиваться в религиозные законы евреев. Но Ирод I переиграл и фарисеев. Урезав все функции Синедриона, он превратил его в пустую форму, почти лишенную содержания. Ну, не прелесть ли эти исторические аналогии?

В настоящее время сторонники реформы готовят ответ: 350 членов ЦК "Ликуд" и около 2000 партийных активистов уже подписали письмо депутатам Кнессета, настаивая на её проведении. Ничего еще не окончилось – напротив, все только начинается. Прогнозы развития ситуации разные, но все они выглядят преждевременными. Вероятно, всё определится в ближайшие 5-10 дней. 

    Реклама на dsnews.ua