Что на самом деле убило Google Glass
Исследовательская компания Frost & Sullivan представила доклад The Office of the Future ("Офис будущего"), в котором детально анализируется рынок дополненной реальности, интернет вещей и нательных устройств, а также стратегии ключевых участников упомянутых отраслей до 2020 года. В частности, был проведен опрос по очкам дополеннной реальности Google Glass, в результате которого выяснилось, что около 60% из 971 респондента не собираются приобретать этот продукт, а 27% сказали, что их решение о покупке будет зависеть от цены на устройство. Около 62% из 1600 участников другого исследования Frost & Sullivan заявили, что слышали о Google Glass или даже видели их, в то время как 37% ничего об этом гаджете не знают. Эти данные прокомментировал "ДС" Майк Джуд, менеджер исследовательских программ Frost & Sullivan.
М.Д. Возможно, ориентация не на ту аудиторию. Google впервые представила свои очки дополненной реальности как средство общения в социальных сетях, а не как виртуальный ассистент с искусственным интеллектом, в которой затем трансформировалось устройство. Аудитория оказалась к восприятию новинки неподготовленной. Наверное, стоило начать с введения его на нишевом рынке, например, как гаджет для плохо видящих людей или для определенных профессиональных категорий. К тому же вскоре после начала тестов всплыло немало вопросов относительно безопасности использования Glass.
М.Д. Да, но не только. Так, например, в пользовательском соглашении по применению Google Drive говорится, что когда вы загружаете контент, то даете Google и тем, с кем сотрудничает компания, разрешение на его использование, хранение, продажу, воспроизводство и т.п. С одной стороны, ничего криминального здесь нет, с другой это соглашение дает Google всеобъемлющий контроль над пользовательскими данными. Также с появлением программного обеспечения для распознавания лиц могут возникнуть серьезные проблемы конфиденциальности. Еще Google может использовать очки в качестве платформы для сбора персональных данных и размещения объявлений. Очки могут предоставлять информацию о перемещении пользователя, что, опять же, не всем нравится. Есть опасение, что обновления социальных сетей в поле зрения может повлиять на способность выполнять другие задачи, например, водить авто. Уж не говоря о том, что не все готовы к появлению людей в Google Glass в общественных мастах: были случаи, когда пользователей Glass просили удалиться из кинотеатров и ресторанов. До того как очки появятся в официальной продаже придется решить немало вопросов.
"ДС" А может, Glass вообще не выйдут на рынок - ведь даже программное обеспечение для очков уже не создается?
М.Д. Рано или поздно они появятся - может, не в 2015 году, как сейчас многие предполагают, а через пару лет. В любом случае, разработчики вряд ли откажутся от проекта, в который уже столько вложено средств. Хотя, это правда: фонд Glass Collective, созданный Андерсоном Хоровицем и Кляйнером Перкинсоном совместно с Google Ventures в поддержку оборудования и программного обеспечения, прекратил свое существование. Девять из шестнадцати производителей приложений для Glass отказались от участия в проекте, включая специалиста, выигравшего тендер на $10 тысяч. Свое решение они объясняют предполагаемым отсутствием спроса, а также имеющимися ограничениями у Google Glass. Но я уверен, что очки все же выйдут на рынок - когда будет действительно нужно, Google найдет способ привлечь производителей приложений.
"ДС" Не думаете ли вы, что проект потерпел фиаско из-за недавнего ухода из Google руководителя этого направления Бабака Парвиза?
М.Д. Вряд ли это причина спада интереса к очкам, но, тем не менее, уход Бабака безусловно повлияет на будущее проекта. Кстати, Парвиз ведь не только занимался развитием Project Glass, но играл ключевую роль во многих разработках Google, включая умные контактные линзы, отслеживающие показатель глюкозы в организме диабетиков, а также некоторых других продуктов в рамках Google X. В мае этого года Парвиз неожиданно ушел с позиции руководителя Project Glass, уступив это место Айви Росс, бывшему директору по маркетингу в компаниях Old Navy и Gap, занимающихся выпуском одежды. А вскоре Бабак и вовсе покинул Google, перейдя в Amazon.
"ДС" А ведь буквально за пару недель до того, как отойти от дел в Project Glass Парвиз выступал на конференции Wearable Technologies Conference в Сан-Франциско, где без каких-либо намеков на свою отставку, рассказывал о будущем носимой электроники. Тогда он заявил, что Google Glass появится в массовой продаже не скоро...
М.Д. Думаю, в этом все и дело. Он считал, что до выхода на рынок Glass еще необходимо проделать долгий путь. Не раз экс-глава Project Glass подчеркивал, что устройство нужно сделать более удобным в ношении, существенно сократить его энергопотребление. Возможно, Парвиз ушел из-за того, что его слишком торопили с выводом на рынок очков - они ведь до сих пор находятся на стадии прототипа, хотя один из основателей Google Сергей Брин ранее говорил, что Glass появятся в продаже в 2014 году. А у Парвиза была такая же стратегия, как и у Стива Джобса, который мог перечеркнуть все начинания команды и начать все заново. Да, цена таких решений была высока, но, как показало время, оно того стоило. Посмотреть хотя бы на историю успеха Apple. Сейчас большинство производителей стараются выпускать продукт как можно раньше, а потом уже доводить его "до ума". Парвизу же, как и Джобсу, видимо, не было особого дела до требований аудитории - он хотел сделать свою работу действительно качественно."
"ДС" Очевидно, пригласив на место Парвиза Айри Росс, руководство Google надеялось ускорить процесс вывода на рынок Glass?
М.Д. Айри Росс, безусловно, уважаемый специалист в мире fashion-индустрии. Очевидно, она может позитивно повлиять на оптимизацию дизайна очков, возможно, и на маркетинговую стратегию, но подготовка полноценного коммерческого продукта - это нечто большее и этим не ограничивается. И, разумеется, не от дизайна зависит успех продаж Google Glass.
"ДС" А ведь в последнее время Glass покинули и еще двое ключевых разработчика - ведущий инженер-электрик Адриан Вонг и директор по связям с разработчиками Оссама Алами. Так что "корабль" явно тонет. Может ли его что-то спасти?
М.Д. Google Glass может иметь успех при применении правильной маркетинговой стратегии и доведении продукта до полной степени готовности. Необходимо также снизить цену на устройство. А то, что многие ничего не знают об очках дополненной реальности, так даже и лучше: у них нет негативного восприятия гаджета, и они смогут получить первый опыт использования уже на улучшенном экземпляре Google Glass. Так что чем меньше людей знает об альфа версии, тем лучше пойдет финальный продукт.
М.Д. Наверняка стоит начать внедрение очков со специалистов сферы здравоохранения, туризма, проведения тренингов и конференций. Стоит также уделить особое внимание (что сейчас и делает Google), программе Google At Work для для корпоративного и промышленного сектора. А со временем можно будет подумать и о потребительском рынке. Сейчас речь идет не о том, обречены ли очки Glass, а о том, будут ли их покупать, когда они появятся в продаже.