Кнуты и претцели. Почему провалился китайский вояж Шольца
Пекин по-прежнему на стороне России и выступает против военной помощи Украине от наших союзников
Канцлер Германии Олаф Шольц посетил Китай с довольно длительным – трехдневным – визитом, что свидетельствует о больших надеждах, которые он возлагал на результаты переговоров с руководством КНР. Цель – добиться максимума в вопросе улучшения отношений и наработки новых совместных проектов.
Перед поездкой на другой конец света глава немецкого правительства даже польстил Пекину собственным вниманием к китайскому популярному видеосервису TikTok, выложив там свои чаяния на урегулирование и обсуждение разногласий с Китаем – "большой страной, с которой мы имеем экономические отношения и культурный обмен". Собственно, уже само появление Шольца в TikTok – сигнал КНР о его благих намерениях в контексте диалога с этой страной, если учесть все более активную дискуссию в мире относительно необходимости либо лишить китайское правительство доступа к персональным данным платформы (США), либо вообще введение запрета на пользование нею.
Кроме того, Шольц в Китай ездил не один, а в обществе министров транспорта, окружающей среды и сельского хозяйства, а также большой делегации бизнесменов. И это тоже дает нам, а заодно и Китаю, представление о приоритетах текущего правительства ФРГ, около 5 тыс. компаний которой работают в Китае.
Сперва — 14 апреля — Шольц и его спутники посетили немецкие компании в Чунцине, где Bosh выпускает водородные двигатели, и Шанхае, где канцлер встретился со студентами и побывал в инновационном центре Covestro, специализирующемся на производстве пластика.
Впрочем, несмотря на значительное присутствие в КНР немецкого бизнеса и тот факт, что именно Китай годами является главным торговым партнером Германии, все же именно компании из ФРГ сейчас имеют определенные проблемы в этой стране из-за чрезвычайно высокой конкуренции со стороны местных предприятий. Понятно, почему бизнес-отношения обеих стран были среди приоритетных вопросов повестки дня Шольца в переговорах с Си Цзиньпинем на третий день визита.
Другой приоритет – это, конечно же, развязанная Россией полномасштабная война против Украины, в которой Китай пытается якобы балансировать в зоне нейтралитета, но на самом деле поддерживает Кремль. Чему косвенно способствует и определенная неготовность трансатлантического сообщества к более решительным мерам, направленным на завершение этой войны победой Украины.
И пока президент Франции Эмманюэль Макрон поднимает ставки нивелированием табу на отправку войск стран НАТО в Украину, тем самым подвергая сомнению лидерство Берлина и лично Шольца, глава немецкого правительства во время визита в Китай двигался по пути дипломатии и нейтралитета в стремлении подтолкнуть Пекин к более интенсивному давлению на Россию, чтобы та наконец убралась из Украины.
Шольц надеялся повторить успех предыдущего визита в КНР, когда он и Си в совместном заявлении четко декларировали неприемлемость ядерных угроз, которыми сыпала и сыплет Россия.
Он надеялся, что экономическая привлекательность Германии, а вместе с ней – и ЕС, убедит Китай. Однако китайский лидер по итогам встречи с Шольцом дистанцировался от войны формулировкой, что Пекин не является стороной или участником "украинского кризиса", однако "по-своему продвигает мирные переговоры", и в то же время по-прежнему настаивает на неприемлемости "подливания масла в пламя". Так Китай называет снабжение союзниками оружия Украине для защиты от агрессора.
Так что, очевидно, Шольцу не удалось повлиять на Си и изменить его позицию.
Да, конечно, КНР заинтересована в развитии экономических и политических отношений с Европой и отдельно с Германией. О чем прямо заявил Си. Но все же большее влияние на политику Пекина оказывают не пряники, или же претцели, с привкусом нейтралитета, а все же кнуты.
Например, достаточно было намека этого кнута в виде заявления Соединенных Штатов о готовности ввести санкции в отношении Китая из-за содействия российской агрессии против Украины, как экспорт из КНР в Россию, пишет Bloomberg, по сравнению с прошлым годом сократился на 16% впервые с середины 2022 г. Плюс китайские финансовые учреждения вроде банков ICBC (крупнейший в стране), China Citic Bank, Industrial Bank, Bank of Taizhou и Bank of China прекратили принимать платежи из РФ в юанях. И опять-таки из-за риска оказаться под санкциями США уже в конце марта отправителям возвращались до 80% транзакций.
Аналогичные ограничения или задержки с проведением транзакций, кстати, наблюдаются также в Турции, ОАЭ, Казахстане.
И эти тренды, являющиеся последствиями лишь намека на введение санкций, очень контрастируют с тем бекграундом, с которым Шольц ехал в Китай в надежде поколебать китайские весы в пользу Европы и НАТО.
Однако все же даже в текущей ситуации Китай не демонстрирует желания отказаться от сотрудничества с Россией или Ираном. По крайней мере, сейчас.
Си во время встречи с Шольцем четко расставил свои приоритеты – готовность к интенсификации экономических отношений с Европой для стабилизации китайской экономики и в то же время – продолжение опосредованной поддержки России. Таким образом, лидер КНР окончательно нивелировал иллюзии относительно его намерений: он стремится к войне чужими руками, крови и дальнейшей глобальной дестабилизации. Пусть Китай вроде бы был и является главным бенефициаром глобализма.
Однако Си выбирает менее выгодный для себя вариант в надежде, что в долгосрочной перспективе и после определенного периода экономических проблем в стране он сможет достичь своей цели – подвинуть США в борьбе за статус мирового гегемона.
Что касается Украины… то план Китая тоже очень прост и максимально безразличен – это надежда на то, что в конце концов мы проиграем; возможно даже исчезнем как государство, а после этого ЕС и США определенное время попереживают, но начнут налаживать отношения и с Россией, и с ее сюзереном – Китаем, который еще и до кучи получит немало выгоды от изоляции путинского режима.