Китай, Китай и еще раз Китай. Новый шеф Пентагона ради Трампа готов на все

И.о. министра обороны Соединенных Штатов Патрик Шэнахэн лоялен к президенту так же, как и госсекретарь Майк Помпео, если не больше
Фото: EPA/UPG

По прошествии пяти месяцев президент США Дональд Трамп решился-таки лишить Патрика Шэнахэна приставки и.о. к должности министра обороны. В таком статусе тот пребывал дольше кого-либо в Пентагоне. Спикер Белого дома Сара Хакаби Сандерс уведомила об этом общественность 9 мая вечером, напомнив о том, что де-факто преемник Джеймса Мэттиса в свое время успешно поработал в руководстве Boeing и у него отличное образование - магистр по инженерии и магистр бизнес-администрирования в Массачусетском институте технологий.

Выбор Трампа Сандерс объяснила "выдающейся службой" стране и "лидерским талантом" Шэнахэна, хотя в это время спикер Белого дома, видимо, на самом деле говорила о своем непосредственном боссе, поскольку и.о. главы Пентагона трудно назвать самостоятельной фигурой.

Однако почему американский президент решил покончить с формальностями именно сейчас? Во-первых, уже можно - сам Шэнахэн в безопасности. Речь о внутреннем расследовании, которое генеральный инспектор оборонного ведомства начал в отношении бывшего вице-президента Boeing 21 марта после жалобы, поступившей от общественной организации "Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне" (CREW). Организация сообщила, что будучи замом Мэттиса, Шэнахэн нарушал этические правила Пентагона, по сути лоббируя интересы Boeing и нелестно отзываясь о конкурентах корпорации, в частности о Lockheed Martin и ее детище - истребителе пятого поколения F-35.

21 апреля стало известно, что генинспектор завершил расследование, опросив, согласно 43-страничному отчету, 30 свидетелей, изучив 5,6 тыс. страниц несекретных документов и около 1,7 тыс. страниц секретных документов. Вердикт: Патрик Шэнахэн выполнил в полном объеме свои этические обязательства касательно Boeing, нарушений нет.

Администрации очень нужно было убрать это препятствие на пути Шэнахэна к министерскому креслу, учитывая, что уж очень многие обитатели Капитолия скептически настроены по отношению к этой фигуре, указывая на мизерный опыт работы госслужащим и связь с Boeing.

Во-вторых, Трамп и Шэнахэн могут теперь избежать выпадов со стороны демократов: почему президент все никак не назначит полноценного министра обороны? Хотя это не отменяет другого вопроса: Почему президент столько медлил с назначением? Этот вопрос определенно прозвучит на слушаниях в Сенате во время рассмотрения кандидатуры Шэнахэна. Пусть у республиканцев большинство в верхней палате Конгресса, на 100% нельзя быть уверенным, что слушания для креатуры Трампа пройдут безболезненно.

Ну, и третьей причиной для решения президента США является желание наградить Шэнахэна за преданность. Таким образом Трамп надеется сохранить эту лояльность на прежнем высоком уровне. И даже выше, в контексте выборов. "Испытательный срок" и.о. главы Пентагона завершился. Хозяин Овального кабинета убедился, что у него есть ручной министр обороны, на которого можно положиться. Как рассказал Reuters на условиях анонимности высокопоставленный представитель Белого дома, Шэнахэн считает, что несет ответственность перед Трампом, и его задачей является реализация решений, принятых президентом.

Потому, если Сенат все же его утвердит, то у Трампа еще на год, а с большей долей вероятности и до 2024 года, будет управляемый Пентагон, глава которого вряд ли скажет президенту: "Да, сэр, но...". Такое мог себе позволить предшественник Шэнахэна - "Бешеный пес" Мэттис. Взять хотя бы идею с созданием "Форта Трамп" в Польше, которую умело внедрил в сознание американского коллеги польский президент Анджей Дуда. Мэттис же, реагируя на энтузиазм Трампа, в своих оценках был разумно осторожен: мол, поглядим сперва, проанализируем и т.п. А уже при Шэнахэне (не факт конечно, что это его заслуга, точнее заслуга его послушания, но показательно) идея с развертыванием американских сил в Польша перешла в практическую плоскость.

Или еще пример: выделение $1 млрд из бюджета Пентагона на строительства стены на границе с Мексикой, на что Мэттис вряд ли бы согласился. Однако Шэнахэн 25 марта разрешил выделить эту сумму на строительства 91 км стены в районе городов Юма и Эль-Пасо. Пока Конгресс вел борьбу с проектом, на которую Трамп ответил самым продолжительным в истории шатдауном, и.о. министра обороны дал президенту не только деньги, но и возможность усилить позицию в противостоянии.

Поэтому, рассматривая деятельность Шэнахэна в качестве шефа Пентагона, следует понимать, что в первую очередь она будет продолжением политики Дональда Трампа. А следовательно, в Польше все же появятся базы вооруженных сил США, американцы продолжат развивать Космические войска и ядерное оружие сверхмалой мощности, противостоять Китаю и Ирану, а также бороться с Россией в Венесуэле.

Китай вообще в приоритетах у Трампа. Еще в первый день в статусе и.о. Шэнахэн сказал подчиненным сосредоточиться на "Китае, Китае и еще раз Китае". 3 мая Пентагон опубликовал ежегодный доклад для Конгресса о военной политике Поднебесной, в котором прогнозирует создание Пекином военных баз по всему миру, в особенности на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана. Очевидно, что Пентагон будет активно противодействовать политике расширения влияния Китая. И в не меньшей степени - угрозе со стороны Ирана, для чего направил в Средиземное море авианосную группу и бомбардировщики B-52.

Что касается Украины, то политика Соединенных Штатов в этом направлении останется неизменной, несмотря на осадок от беседы Шэнахэна с покойным Джоном Маккейном во время утверждения первого замом Мэттиса. Как писала "ДС", Украину никто обменивать на ту же Венесуэлу не намерен. Подтверждением, к примеру, служит увеличение на $50 млн (до $250 млн) военной помощи в оборонном бюджете Соединенных Штатов. Кроме того, на данный момент контакты с Киевом важны для Трампа, поскольку Киев "сливает" главного его конкурента на президентских выборах - экс-вице-президента США Джо Байдена. И сложно представить, что Шэнахэн в случае утверждения главой Минобороны нарушит установки президента.