Чего не сделает грузинская команда
Пока активнее других за работу взялась замглавы МВД. Эка Згуладзе дала старт реформированию ГАИ и патрульно-постовой службы - пилотный проект с 20 января начал реализовываться в Киеве. В быту г-жа Згуладзе подчеркивает свою скромность. Она только недавно переехала из гостиницы МВД в съемную квартиру и не помнит, какая у нее зарплата. "Она настолько низка, что для меня не меняет ситуации", - рассказала замминистра в эфире одного из каналов. Между тем Саакашвили, говоря об украинских чиновниках, отмечал: "Сегодня по этим заработным платам, которые я вижу у ваших чиновников, они или действительно святые, или практически все воруют. Третьего не дано". Очевидно, эта фраза уже касается и членов его команды, раз они стали украинскими чиновниками. И слабо верится, что "варяги" из Грузии действительно работают на интерес. А если кто-то им доплачивает неформально, то от этого "кого-то" они зависимы. А зависимость порождает коррупцию.
Дольше других работает глава Минздрава Александр Квиташвили. Но ничего концептуально нового в контексте будущей реформы пока не предложил. Зато успел засветиться в неприятной истории с назначением своего первого зама Александры Павленко (юрист, не имеющая никакого отношения к медицине). Ранее ожидалось, что первым замом станет Владимир Курпита. С ним министр работал в экспертной группе по разработке медицинской реформы. Но в преддверии назначения против Курпиты провели массированную информационную атаку, обвиняя в разворовывании средств, выделенных на лечение больных СПИДом. То, что это заказуха фармакологической мафии, было видно сразу. Но Квиташвили, вместо того чтобы наперекор назначить Курпиту, пошел по пути наименьшего сопротивления. Это плохой знак. Борьбы с коррупцией в Минздраве мы не видим. Нет ни уголовных дел, ни громких разоблачений. И это может косвенно говорить о том, что система начала "переваривать" министра.
Любопытной представляется ситуация с назначением Давида Сакварелидзе замом Генпрокурора Виктора Шокина. На родине Сакварелидзе слыл грозой преступного мира, вычистившим страну от "воров в законе". В нашей ГПУ он должен заняться очищением ведомства от коррупционеров, а также вопросами продления санкций против экс-чиновников из окружения Януковича. Сакварелидзе сходу успел запомниться прямолинейным заявлением: "Если результаты не будут удовлетворительными, то я обещаю через год оставить должность". Впрочем, работать целый год на хороший результат в украинских реалиях непозволительная роскошь.
Ранее Сакварелидзе рассматривали в числе вероятных кандидатов на должность главы Антикоррупционного бюро. Однако он пошел в ГПУ, где значительно меньше возможностей противодействовать коррупции в общегосударственном масштабе. Это может означать, что по главе бюро уже есть договоренность и им станет покладистый человек, который своих трогать не будет.
Итак, каковы мотивы грузинских "варягов" на чиновничьих должностях в чужой стране? Чистый альтруизм - "мы от всей души хотим помочь" - не тянет на серьезный ответ. Ситуацию могло бы прояснить создание пулом внешних инвесторов специального фонда, из которого приглашенным реформаторам прозрачно выплачивались бы вознаграждения за хорошо сделанную работу. А пока заявления в стиле "не получится - уйдем" только добавляют ощущения, что Украина имеет дело с командой временщиков.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 февраля 2015 (№8/718)