Часть антибандеровского закона могла быть написана в Кремле, - советник в МИД Польши

Часть польского закона об Институте национальной памяти, которая касается Украины, могла быть написана в Москве и польская властная элита начинает это осознавать

Об этом заявил польский эксперт, советник главы МИД Польши Пшемыслав Журавский вел Граевский., передает "ДС" со ссылкой на "Укринформ".

"Есть довольно значительные опасения, что это действительно так. Это касается как экспертов, допущенных к работе над этой поправкой, так и содержания самой поправки", - отметил советник главы МИД Польши.

Он подчеркнул, что во-первых, временные рамки деятельности украинских националистов в 1925-1950 годах, о которых идет речь в законе, не имеют никакого значения для польско-украинских отношений.

"В 1925 и последующих годах ничего не произошло в отношениях между украинцами и поляками. Зато этот год является поворотным моментом в подходах к действиям советских спецслужб по украинцам на Западе. Зато 1950 - это смерть Шухевича, хотя польско-украинский конфликт завершился в 1947 году, и после этого в отношениях между народами не было никакой борьбы. Поэтому, даже эти временные рамки (1925-1950 гг. - ред.) подчеркивают именно советские и российской действия, а не польские или украинские", - подчеркнул эксперт.

Во-вторых, как отметил Журавский вел Граевский, в поправке есть довольно значительные исторические ошибки.

"Если в законе есть упоминание об украинских националистах, которые были коллаборационистами Третьего рейха, а затем указываются временные рамки 1925-1950 годов, то это издевательство над польским законодателем, поскольку Третий рейх существовал в 1933-1945 годах, а в 1925-1933 годах и 1945-1950 годах никто не мог с ним колаборационировать, ведь тогда он не существовал", - отметил советник главы МИД РП.

Кроме того, по его словам, в этой поправке ставится под сомнение правовой порядок во Второй Речи Посполитой (1918-1939 годы), поскольку преступления украинских националистов, совершаемые в этот период, не были преступлениями "геноцида", а только преступления "геноцида" не имеют срока давности. Поэтому, за преступления в период до 1939 года никто не может преследоваться, ведь давно истек их срок давности.

"Еще один правовой недостаток - в законе говорится о преступлениях на территории оккупированной Польши только украинских националистов. Поэтому возникает вопрос: а почему нет упоминания о преступлениях на территории Польши националистов и коллаборационистов других национальностей? В Польше в этот период действовали военные формирования власовцев, восточные легионы, например, азербайджанские, которые подавляли Варшавское восстание (1944), действовали литовские националисты т.д.", - подчеркнул Журавский вел Граевский.

Он отметил, что следовало бы создать список различных национальных военных формирований, которые сотрудничали с Третьим рейхом, и совершали эти преступления на территории Польши.

Эксперт назвал неслучайным то, что в закон вписали только украинцев.

"Это был очевидный шаг с политической мотивацией. Его цель - создать напряжение в польско-украинских отношениях, что было сделано с нарушением польского законодательства", - констатировал советник главы польского внешнеполитического ведомства.

Учитывая эти причины, "украинский" фрагмент является юридической, исторической, моральной и политическойя ошибкой.

"Очень надеюсь, что Конституционный суд страны обратит внимание на эти ошибки, и украинский фрагмент изменят. Нормальное государство характеризуется тем, что оно умеет исправлять собственные ошибки. У меня складывается впечатление, что в польских властных элитах уже осознали масштабы недоразумения и есть надежда, что эти ошибки действительно исправят", - резюмировал Журавский вел Граевский.