Без айфонов и машин. Почему к Рождеству миру грозит глобальный дефицит

Цепочка поставок оказалась недостаточно гибкой для пандемии Covid-19

Apple и Tesla остановили заводы из-за нехватки электроэнергии в Китае / Getty Images

Китай, вторая экономика мира с прицелом на гегемонию в обозримом будущем, сегодня испытывает колоссальные экономические трудности: темпы роста ВВП в третьем квартале самые низкие за год (+4,9% по сравнению с июлем-сентябрем 2020 г.), экспорт в прошлом месяце обвалился на 21%, импорт — на 20%.

Причиной тому — энергетический кризис, кризисная ситуация с цепочками поставок, проблемы на рынке недвижимости.

Энергокризис в Китае, который максимально показательно принялся выполнять условия климатических соглашений по сокращению выбросов и демонстративно сокращать потребление угля при преимущественно угольной структуре энергогенерации, начался еще летом, когда властям пришлось пойти на плановые отключения в Пекине и Сиане.

С течением времени электричества стало не хватать все большему количеству городов и провинций. И стремительное подорожание угля и газа сделали проблему еще острее.

В результате перебоев электроснабжения отключают не только домохозяйства, но и крупные предприятия. Например, заводы, поставляющие компоненты для компаний Tesla, Apple, Miscrosoft, Dell.

И это лишь один из паззлов общей мрачной картины — масштабного кризиса цепочек поставок — глобальной системы и процесса производства и доставки товаров.

Система на поверку оказалась весьма хрупкой. И пандемия Covid-19 помогла это осознать и прочувствовать в полной мере.

Ограничительные меры и разноплановые локдауны в целом привели к нехватке рабочих рук. В первую очередь это касается производств, которые не могут работать в режиме "с ноутбуком дома на диване".

Стоят заводы, водители фур и складские работники отправлены по домам — производства останавливаются. Конкретный пример: производители чипов в Японии и Южной Корее не смогли обеспечить поставки в полном объеме или же вовсе были вынуждены уйти в отпуск, соответственно остановилось и производство авто на заводе Maruti Suzuki в Индии.

Таких примеров множество. Глобальная торговля — живой организм. Когда один орган выходит из строя, плохо всему организму.

Накладываются еще и последствия изменения климата. А этот год "порадовал" нас и наводнениями, и засухами, и мощными лесными пожарами. В Бразилии, к примеру, самая серьезная за столетие засуха привела к резкому снижению урожая кофе, что больно ударило по экономике — и создало дефицит на глобальных рынках. В результате цены взлетели по всему миру. К тому же, падение уровня воды в водоемах привело, как и в Китае к дефициту электричества: львиную долю его генерации в стране обеспечивают ГЭС.

Ковидные потрясения

Вообще, на первый взгляд, складывается парадоксальная ситуация. Вынужденно ушедшие "на удаленку", а следовательно массово покупающие необходимую для этого технику и прочие товары, казалось бы, увеличили прибыль производителей. Как и возобновление роста экономики после первого года пандемии, который стал катастрофой для всего мира. Растет, причем на 100-200%, и прибыль судоходных компаний, обеспечивающих трансокеанские перевозки.

В то же время уже ощущается недостаток той или иной продукции, что ведет к стремительному росту цен. Повторимся: производители попросту не успевают удовлетворить резко растущий спрос, который подстегнул новый штамм "Дельта"; а в логистике не хватает рабочих рук.

В ряде портов складывается острая нехватка персонала, а контейнеровозы и танкеры при этом скапливаются в очередях. Не хватает и водителей, которые бы доставляли товары из портов дальше по странам — на склады магазинов.

Однако в действительности нынешний кризис цепочек поставок не является делом рук одной лишь пандемии. Нет, ковид лишь усугубил и обнажил проблему, зревшую десятилетиями.

Она заключается в том, что с одной стороны глобализация подстегнула производство и потребительство, но с другой стороны, формировавшаяся цепочка поставок не имела достаточного для кризисных ситуаций запаса прочности и пластичности.

США и Европа активно переносили свои заводы за рубеж — в страны с дешевой рабочей силой вроде Китая или Вьетнама, что было выгоднее даже с учетом затрат на импорт.

Компании стали зависимы от иностранных, например, чипов. А с появлением на рынке все большего числа предприятий, выпускающих гаджеты, усилилась конкуренция за эти самые чипы, которые используются и в автомобилях, и в другой технике.

Добавим сюда также сложные условия труда обслуживающего персонала — логистов, водителей, что привело к оттоку кадров из этой сферы, в еще большей мере выросшему в результате пандемии; а также в разы увеличившийся с начала 2020 г. спрос на различные товары, и получаем ответ на вопрос, откуда растут ноги теперешнего экономического кризиса.

Кстати, небезызвестные "Симпсоны" в некотором роде предсказали и это. Не верите? Посмотрите 17 серию 12-го сезона, вышедшего на экраны 20 лет назад. Авторы эпизода тогда спрогнозировали кризис, возникший в результате забастовки упаковщиков продуктов в супермаркетах. Казалось бы: Ну и что с того? Но все профессии важны и нужны. И без упаковщиков жители Спрингфилда остались без продуктов питания.

Это утрированная ситуация, но вполне применима к нынешней — реальной.

Как с ней справиться? Некоторые бизнесы нашли временные решения. Так, американская сеть магазинов электроники Best Buy предложила клиентам оформлять "подписку" стоимостью $200. Что она дает? Она дает эксклюзивный доступ к товарам, бесплатную доставку и скидки.

Фактически клиент, оформив "подписку", может быть уверен в том, что точно получит заказанный им ноутбук, телефон и умный пылесос. Он — своего рода "вип".

Простите, но здесь снова будет еще одна отсылка к поп-культуре, а именно к фильму с Мэттью Макконахи и Джаредом Лето "Далласский клуб покупателей".

В нем персонажи актеров организовали "клуб" для людей со СПИДом, где они могли получить неодобренные FDA лекарства, помогающие им легче пережить болезни, и платили они за "членство", а не за препараты.

Картина снята на реальных событиях, так что Best Buy просто изобрела велосипед, приспосабливаясь к новому кризису.

Но в целом такие методы побороть его не смогут. Они лишь дают возможность потребителям его легче пережить.

Текущие цепочки поставок остро нуждаются в модернизации (с привлечением кадров высокими зарплатами и нормальными условиями труда, созданием НЗ ключевых компонентов и товаров), дабы производители и поставщики могли ответить на подобного плана глобальные вызовы.

Проблема в том, что запускать серьезные трансформации уже сейчас не позволяет пандемия. Поэтому, получается, приоритеты — максимально быстро справляться с ней посредством вакцинации, при этом поддерживая на плаву действующую систему международной торговли.