• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Устранить конкурентов. Сможет ли охранка BfV запретить немцам здравый смысл

ХДС, растеряв поддержку избирателей, ищет опору в полицейском давлении на конкурентов. Так разучившаяся летать птица, спасаясь от вымирания, учится рыть норы
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Глава федерального ведомства ФРГ по охране конституции (BfV) Томас Хальденванг сообщил на специальной пресс-конференции, что существующее внутри партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) объединение "Крыло" было замечено в правом экстремизме.

Последний довод канцлерин

Само BfV выполняет в ФРГ функции контрразведки, а также, по факту, политической полиции, хотя эта функция и завуалирована до формально-пристойного вида. Но если не прятаться за обтекаемыми формулировками, чего мы делать не будем, поскольку статья написана ради поиска сути, погребенной под слоем дежурной политкорректности, то реальные функции BfV ближе всего к функциям Департамента общественного здоровья из романа Стругацких.

Понятно, что возглавлять такое учреждение может лишь человек, бесконечно преданный власти и готовый без колебаний исполнить любой приказ, поступивший сверху. И Хальденванг, сменивший в 2018 г. недостаточно рьяного и слишком много себе позволявшего Маассена, постарался на славу: безо всяких прямых доказательств, он, как сову на глобус, натянул-таки "Крыло" на правый экстремизм. Ссылка на его выступление дана выше, а тем читателям, кому будет лень вникать в детали, разбираясь, в какой степени приведенные Хальденвангом страшилки действительно (не)стыкуются между собой, можно посоветовать вспомнить историю с увлечением ультранационалистическими идеями, культивированием величия арийской расы и размежевания общества по принципу национальной принадлежности, и помножить ее на немецкую добросовестность.

Хотя Хальденванг и старался, но для запрета "Крыла" или хотя бы для открытия против него уголовных дел фактов он не набрал (молодой еще, учиться и учиться!). Тем не менее, признание организации правоэкстремистской уже на официальном уровне тоже дорогого стоит. Оно позволяет официально выявлять государственных служащих, состоящих в её рядах, и официально же требовать от них либо выйти из "Крыла", либо подать в отставку. То есть, в открытую делать то, что раньше приходилось таить, опасаясь скандала. Так, Полицейский союз уже потребовал от трех депутатов парламента Тюрингии либо выйти из состава АдГ, либо покинуть ряды полиции. 

И даже те члены "Крыла", кто не состоит на госслужбе, тоже могут быть подвергнуты серьезному давлению - словом, в борьбе правящей коалиции против АдГ открылось широкое окно новых возможностей.

Объектом давления, несомненно, станет и лидер "Крыла" Бьёрн Хёке (Björn Höcke), политик из Тюрингии - как учитель истории, хотя и находящийся в отпуске в связи с избранием в местный парламент, но все же остающийся госслужащим. Надавят и на  руководство АдГ, потребовав, и уже не в первый раз, исключить Хёке из партии. Впрочем, АдГ пойти на это не сможет - внутрипартийный уровень поддержки Хёке по официальным данным на уровне 40%, а на деле, скорее всего, ещё больше. Зато у противников Хёке появится повод ещё раз перечитать  его автобиографическую книгу "Не входи дважды в одну реку", нашумевшую лишь немногим меньше, чем когда-то книга Тило Сарацина. Книгу эту они обличают как "фашистскую", поскольку Хёке высказал в ней мнение, что враждебные силы пытаются уничтожить немецкий народ, заменив его мигрантами из Африки и с Ближнего Востока.

Реклама на dsnews.ua

Самой книги в открытом доступе нет, но в Сети достаточно прямых цитат Хёке  с комментариями его противников. И, судя по ним, во-первых, Хёке, хотя не ангел, но и не нацист, а во-вторых, пересказам и интерпретациям его оппонентов верить нельзя, все цитаты нужно проверять по первоисточникам.

В целом же, с "Крылом", АдГ, с их правым экстремизмом и конфликтом с ХДС ситуация вовсе не столь очевидна, как пишут в новостях. В этой истории есть множество полутонов и нюансов.

Der Tod Thüringen, с которой все и началось

Нет, началось все, конечно, намного раньше, но именно тюрингский провал до предела обострил противостояние в треугольнике АдГ-ХДС-Левая (Die Linke) и вызвал у ХДС желание мстить АдГ и лично Хёке любой ценой.

Напомню, что на выборах премьера Федеральной земли Тюрингия АдГ блестящим приемом политического айкидо положила на лопатки и Левую, и ХДС, поддержав на финише совместного кандидата от ХДС и Свободной демократической партии (СвДП) Томаса Кеммериха (Thomas Kemmerich), выступавшего против действующего премьера, представителя Левой, Бодо Рамелова (Bodo Ramelow), шедшего на второй срок.

У Рамелова были наилучшие шансы, но для решительной победы голосов ему не хватало, и дело дошло до третьего тура, в котором достаточно простого большинства. По всем раскладам оно у Рамелова было. В этот момент АдГ сняла с выборов своего беспартийного кандидата Кристофа Киндерфатера (Christoph Kindervater) и проголосовала за кандидата от СвДП, зная, что по договоренности Кеммериха поддержит также и ХДС, с тем чтобы провести его в вице-премьеры.

Дуэт Рамелов-Кеммерих выглядел бы мило и политкорректно, но возмутители спокойствия от АдГ смешали все карты, отвесив Рамелову пинка, и возведя Кеммериха в премьеры. С учетом же хрупких союзов на федеральном и земельных уровнях это был даже не нокаут, а просто бетонная плита, скинутая на головы ХДС-ХСС. 

При этом, Кеммерих, которому было плевать на страдания христианских демократов, поначалу уперся и не хотел уходить! Только под сильнейшим давлением со стороны руководства СвДП и федеральных властей его заставили подать в отставку.

В ответ АдГ милостиво позволила Рамелову переизбраться с новой попытки, но лишь ценой изрядного унижения. Кандидата от левых снова довели до третьего тура, причем его оппонентом от АдГ был выдвинут именно Бьёрн Хёке. В третьем же туре Хёке снял свою кандидатуру, позволив Рамелову избраться голосами левых, социал-демократов (СДПГ) и "зеленых" -  но в обмен на избрание вице-премьером представителя АдГ Михаэля Кауфманна (Michael Kaufmann), за которого пришлось проголосовать и лично Рамелову. Такой показательной, вдумчивой, со вкусом и в несколько этапов публичной порки немецкие выборы в послевоенной Германии еще не знали.

Тандем Рамелов-Кауфманн был избран 5 марта, после чего, менее чем две недели спустя, "Крыло" Хёке оказалось в списке экстремистов. Разъяренная Меркель, как смогла, отомстила за унижение.

Впрочем, сама канцлерин сегодня уже сидит на чемоданах, заслужив своей борьбой за трубу "СП-2" посткарьерную шредеризацию, эту мечту всех неподкупных европейских политиков. Проблемы же с АдГ есть у ХДС в целом, и вопрос заключен в том, поможет ли ХДС полицейское давление на конкурента, быстро набирающего популярность? Ответ скорее отрицательный, поскольку рост популярности и "Крыла", и АдГ на фоне падения поддержки ХДС вызван вовсе не абстрактным увлечением ультранационалистическими идеями, а вполне прагматичными мотивами германских избирателей.

Что такое АдГ

"Альтернатива для Германии" - партия протеста. Это отражено и в ее названии, которое родилось как реакция на заявление Меркель о том, что решению об оказании финансовой помощи Кипру и Греции нет альтернативы.  История эта, уже сильно забытая, изрядно пованивала грязными российскими деньгами. Впрочем, финансовые аферы, не только российские, буквально громоздились тогда друг на друга. Что же до Кипра, то он был и остается одной из важнейших опорных баз российских спецслужб, где они чувствуют себя как дома.

Но эта история, как и роль в ней лично Меркель, - отдельная тема. Нам же важно то, что АдГ родилась как партия "против течения" - против истеблишмента, против партий власти, в первую очередь ХДС, против проплаченного властью мейнстрима в СМИ - и против прирученной властью системной оппозиции.

Изначально позиция партии заключалась лишь в том, что Германия не должна расплачиваться по долгам других европейских стран, и должна оставаться национальным государством, а не одним из "Соединенных Штатов Европы", создание которых, если кто забыл, было любимой идеей левых, так что гитлеровский план Единой Европы стал скорее защитной реакцией сторонников Германии, как национального государства. Но поддержка идеи национальной Германии не является монополией сторонников Гитлера, так же, как использование свастики не является монополией нацизма. 

Со временем АдГ стала несколько радикальнее, поскольку стена, которую она долбила, была и остается твердой. Начав как партия умеренно-академических евроскептиков из университетских кругов, она к 2015 г. взяла вправо: избранная тогда сопредседателем партии Фрауке Петри (Frauke Petry) сделала ставку на усиление националистической и антиисламской риторики. Это был удачный ход, позволивший АдГ резко поднять свою популярность на фоне кризиса, вызванного притоком сотен тысяч беженцев. АдГ заявила о необходимости закрыть внешние границы ЕС, ввести жесткий контроль на границах самой Германии и построить лагеря для беженцев за рубежом; получивших отказ в убежище немедленно депортировать, а для ожидающих решения или получивших разрешение остаться - создать бодрящие условия, располагающие к трудовой активности и не мотивирующие особо держаться за Германию как за теплое место, где можно жить, не работая.

АдГ также выступает за главенствующую роль традиционной немецкой культуры, отвергает ислам в качестве элемента немецкого общества и скептически относится к борьбе с парниковыми газами - именно из ее молодежного крыла выдвинулась "Анти-Грета", 19-летняя Наоми Зайбт (Naomi Seibt).  

Украино-российский конфликт находится вне сферы интересов АдГ и в её предвыборных документах не упоминается. Но партия выступает за снятие санкций с Москвы без предварительных условий, поскольку "разрядка в отношениях с Россией является предпосылкой прочного мира в Европе" и вообще, "в интересах Германии вовлечь Россию в общую структуру безопасности, не упуская из виду собственные интересы, а также интересы наших союзников".

Как видите, ничего особенного: да, правопопулистская, евроскептическая, антимигрантская и антиисламская партия, да, строит риторику на защите местных от пришлых и проявляет национальный эгоизм. Но обвинять АдГ в том, что она наследует НСДАП Гитлера, только за требование навести порядок с миграцией - явный перебор. Что же до склонности к сотрудничеству с Россией, то этим грешат почти все европейские политики.  И, выбирая между партией, представители которой ездят в Крым, признавая его российским, и требуют снять с России санкции, но, по причине своей антисистемности на реальные решения никак не влияют - и фрау канцлерин, продавливающей всем политическим весом себя лично и своей партии строительство "СП-2", АдГ нужно признать меньшим злом для Украины. К тому же, еще неизвестно, как она повела бы себя оказавшись у власти - говорить о системных привязках её к Москве и Путину нет оснований. Иной вопрос, что Москва готова поддержать любую антисистемную силу, и АдГ сейчас пользуется этим. Но и только.

Левые, ХДС и нацизм

Надо сказать, что в плане готовности прибыть по вызову в Москву немецкие левые нисколько не лучше. И вообще, хотя чем ближе к центру, и к власти, тем немецкие политики осторожнее, все они не прочь при случае прислониться к российскому ресурсу, а выйдя на пенсию, шредеризироваться, получив теплое место в правлении какого-нибудь ЗАО с российским капиталом. Так что не надо искать друзей Украины там, где их не может быть, - но не надо искать там и ее непримиримых врагов. Лучше перейти в практическую плоскость и подумать о том, что можно предложить политическим евродевушкам по вызову, чтобы они, когда нам это надо, выступали на нашей стороне - помня о том, что такую девушку всегда танцует тот, кто ее ужинает. 

А с точки зрения немецкого избирателя - нет, не мигранта, получившего гражданство, или его потомка, остающегося и с немецким паспортом в кармане представителем иного народа, культуры, религии, и не имеющего желания меняться под Германию, а желающего изменить Германию под себя, - а коренного, природного немца, АдГ - защитница его прав и интересов. Простой здравый смысл такого немца говорит о том, что считать экстремизмом и фашизмом его желание сохранить Германию именно Германией, не допустив её эволюции в Дойчландистан  - неправильно и несправедливо. И такой немец, естественно, уходит к АдГ, прочь от партий, которые пытаются заставить его поверить в том, что быть собой  - плохо, что это фашизм, а надо каяться за преступления, совершенные его прадедами, платить всем подряд и быть толерантным, и даже готовым, при надобности, перейти в ислам, дабы не оскорблять чьи-нибудь религиозные чувства. 

Ну а левые, жестко и шумно противостоящие АдГ, - это системная, легальная оппозиция, с замахом на право наследования немецкой социал-демократической традиции, которые как раз и втирают избирателям идеи безграничной толерантности и покаяния. Точнее, Die Linke - это крайний фланг, между ней и центром в виде ХДС-ХСС есть и более умеренные широты, но принцип все равно тот же. На словах - интернационализм и защита прав трудящихся, а на деле -  манипулирование, не заметить которого может только идиот, а поддержать сознательно только тот, чьим непосредственным интересам оно отвечает.

Но настоящий интернационализм, среди прочего, предполагает также  и защиту прав коренного населения от напористых дикарей, пытающихся навязать свой образ жизни, - тот самый, кстати, который привел на их родине к катастрофе, отчего они и оказались в Германии. И, продолжая эти рассуждения, мы неизбежно придем к тому, что, исходя из принципов интернационализма, нужно предоставить всем приезжим возможность выучить немецкий язык и гармонично войти в существующее, успешное по сравнению со страной их исхода, немецкое общество, а тем кто этого не хочет - твердо указать на выход. Тут нет никакой расологии, чистая социализация -  но ведь и АдГ не предлагает резать мигрантам головы для изучения их неправильных черепов!

И, кстати, а разве коренные немцы, права которых защищает АдГ, не "трудящиеся"? А кто они тогда? Проедатели социальных пособий? Нет, те в основном поддерживают другие партии, тех же Левых, в частности.

Но манипуляции такого рода отрабатывались десятилетиями, а их важнейшим инструментом стала пресловутая "вина за участие в Холокосте", которая противопоставляется немецкому патриотизму, сводя его к одномерной схеме: либо "плохой фашист" - либо "хороший толерантный гражданин". Ровно к этому и сводится, по большей части, противостояние Левых и АдГ. Правда, в связи с особенностями Германии, и одни, и другие не прочь получить при этом что-нибудь на карман от Москвы, что есть, то есть.

А между ними расположен центр, ХДС. Конечно, политический спектр Германии сложен и многозначен, но его анализ сейчас не входит в наши планы. Нас интересует именно ХДС, которая, кстати, тоже не прочь посотрудничать с Москвой, и которая, как всякая партия власти, должна сбалансированно угодить всем, и в рамках ЕС, и в федеральном и земельных парламентах. Когда-то у нее это получалось, иначе она не пришла бы к власти. Но сейчас миграционный кризис, с нынешней пандемией в придачу, поставили ХДС на растяжку между Брюсселем и национальными интересами - раз, и между АдГ и Левыми - два. Пример: все европейские страны закрывают границы на карантин, а Меркель тянет с этим, и тянет с введением карантина в самой Германии. Бесспорно, на это у нее есть ряд серьезных причин, как внутриполитических, в связи, в частности, с местными выборами, так и на уровне ЕС. Но эти причины связаны с выгодами ХДС, а интересы германских граждан, которые могут сотнями начать умирать от коронавируса, находятся на последнем месте. Иными словами, ХДС развращена слишком долгим пребыванием у власти, она оторвалась от интересов простых немцев, все больше которых осознает этот факт, и, осознав, уходит от нее: одни - вправо, другие - влево.

Старое руководство ничего не может поделать - на нем слишком много подвязок и обязательств, чтобы менять политический курс. Остается только тормозить падение, прибегая к полицейским методам. И это скверно, поскольку демонтаж демократии зачастую как раз и начинается с "экстремистских" дел. Украинцы, к слову, это уже ощутили.

Нет ли у вас такой же, только без крыльев?

Но, поскольку демократия в Германии поустойчивей, чем в Украине, то полицейское давление на АдГ, скорее всего, не выйдет за рамки приличий дальше, чем это уже случилось. А вот руководство ХДС, а следом и курс партии придется менять - либо чуть вправо, начав конкурировать с АдГ на её поле, либо чуть влево - на поле социал-демократов.

Во всяком случае, кандидатура Аннет Крамп-Карренбауэр на замену Меркель после провала в Тюрингии уже не рассматривается. Есть четыре, точнее, два проходных и два полупроходных, но все-таки возможных кандидата. Наиболее вероятна коррекция курса вправо, хотя и более умеренно по сравнению с АдГ -  так, чтобы ХДС стала немного похожа опасную конкурентку, но без крыльев. 

    Реклама на dsnews.ua