Бунт на корабле. Почему под Меркель зашаталось кресло
Немецкая правящая коалиция, прошедшая тернистый путь к своему созданию после выборов и прожившая лишь три месяца, столкнулась с новыми вызовами, грозящими расколом. В процессе ее создания всерьез обсуждалась перспектива внеочередных выборов, из которых Ангела Меркель вполне могла уже и не выйти победителем. И эта политическая вероятность не просто вновь замаячила на горизонте, а уже с любопытством заглядывает в окно к Христианско-демократическому союзу, Христианско-социальному союзу и Социал-демократической партии Германии. Если ранее причиной беспокойства для консервативных христиан были эсдеки во главе с опростоволосившимся в итоге Мартином Шульцем, то ныне госпожа канцлер нервничает из-за союзника и его претензий относительно миграционной политики правительства. Возглавляет же "протестное шествие" лидер баварцев (ХСС) Хорст Зеехофер, критикующий Меркель за ее любовь к мигрантам с 2015 г., то бишь с пикового периода миграционного кризиса.
Только ныне у Зеехофера в кармане пост министра внутренних дел. Чем лидер ХСС и пользуется. Его условия и взгляд на проблему с мигрантами достаточно просты - он хочет закрыть германскую границу для беженцев без документов и мигрантов, чьи прошения о получении убежища зарегистрированы в других странах ЕС. Чтобы выполнить свой миграционный план, Зеехоферу с лихвой хватит его министерских полномочий. Но почему же он загнал в тупик главу своего правительства в столь непростое время, когда Германии приходится реагировать еще и на торговые демарши из Вашингтона и работать над укреплением ЕС?
Лидер ХСС, как уже говорено, относится к числу критиков миграционной политики и бунт назрел не вчера. Однако именно сейчас Зеехофер углядел для реализации своего плана благоприятный момент. Во-первых, в Италии к власти пришли популисты с ярко выраженной ксенофобией и уже принялись запирать свои двери на все засовы от непрошенных гостей с той стороны Средиземного моря, заворачивая суда из Северной Африки. Тема мигрантов снова в топ-новостях. Во-вторых, в октябре состоятся местные выборы, и баварцы опасаются, что правые популисты (и симпатики России) из'Альтернативы для Германии" нарушат целостность монополии ХСС на власть в его же доме. У Зеехофера и его партии есть только Бавария. Вот каким боком повернулось для ХСС его насчитывающая десятки лет обособленность и независимость от ХДС. В общем, чтобы история с Баварской народной партией не повторилась, Христианско-социальный союз просто обязан вытащить на первый план свое недовольство миграционной политикой, чтобы не потерять электорат.
Однако задумки Зеехофера не соответствуют видению канцлера, которая выступает против такого подхода, апеллируя к европейским нормам предоставления убежища и законам Германии, и призывает к увеличению бремени приема беженцев для Италии и Греции. Что, в свою очередь, безусловно, приведет к потрясениям внутри ЕС и новому политическому кризису, расхлебывать который придется Берлину. Ну, и Парижу как ключевому союзнику Германии на данный момент.
Сопротивление канцлера обусловлено долгосрочным планированием. Меркель видит хорошую сторону от миграционных потрясений в отдаленной перспективе, когда дети мигрантов подрастут и будут в достаточной мере ассимилированы, а значит, увеличится трудовой ресурс страны. Конечно, с точки зрения краткосрочного планирования ее стратегия представляется ошибочной и сулит массу неприятностей для всего блока христиан в целом - притом что канцлерин, стоит признать, ведет себя как раз по-христиански.
С такими тревожными мыслями Меркель и Зеехофер вошли в клинч на прошлой неделе. Лидер ХСС пригрозил 18 июня запустить свой план, а Меркель устремилась на встречи с однопартийцами, чтобы найти выход из уже де-факто кризисной ситуации. Ей удалось заручиться поддержкой внутри партии, в том числе ее давнего сторонника Вольфганга Шойбле, экс-министра финансов, а ныне главы Бундестага. Меркель созванивалась с ним в связи с ультиматумом Зеехофера. После чего Шойбле призвал ХСС воздержаться от резких движений, в очередной раз став грудью за канцлера. Пусть работа в Бундестаге убрала его из десятки самых популярных политиков, но спикер парламента по-прежнему пользуется авторитетом, его слово очень многое значит в немецкой политике. К тому же он является критиком политики правительства Меркель относительно беженцев. Однако 75-летний экс-министр остается надежным щитом и опорой канцлера.
И Меркель, и Зеехофер прекрасно осознают, что ставки очень высоки. Поэтому пошли на временное перемирие - подождать до саммита ЕС 28-29 июня, во время которого канцлер ФРГ надеется сообща с партнерами выработать общеевропейскую миграционную стратегию. Только вот третий участник коалиции - СДПГ - старательно подливает масла в огонь и требует сделки, прежде чем начнется саммит. На этом, в частности, настаивает лидер эсдеков Андреа Налес. Да еще и президент США Дональд Трамп не был бы собой, если бы не пырнул Меркель, заявив в Twitter: "Народ Германии поворачивается против своих лидеров, пока миграция раскачивает и без того хрупкую берлинскую коалицию. Преступность в Германии высока. Большая ошибка всей Европы, позволившей миллионам людей так сильно и стремительно изменить свою культуру!".
Правда, как обычно, Трамп позволил себе запустить фейк ньюс, им же рьяно критикуемые. На самом деле криминогенный уровень в Германии, согласно обнародованным в мае официальным данным, достиг самой низкой отметки с 1992 г. Но это не столь важно, когда нужно уколоть немецкого партнера и заодно защитить свою противоречивую политику "нулевой терпимости" в отношении иммигрантов.
Что до Зеехофера, то его согласие отнюдь не стало капитулянтским белым флагом. Он согласился подождать при условии, что ему позволят не пускать в Германию лиц, уже получивших отказ в убежище. Меркель возражать не стала, понимая, что этот пряник позволит лидеру ХСС сохранить лицо.
Объявленный на две недели тайм-аут дает надежду канцлеру выработать компромиссное предложение для союзников. Причем действительно выгодное, ибо не в интересах и самой Меркель, если АдГ ослабит позиции ХСС, третьей крупнейшей партии страны, в Баварии. В то же время поддержка партийцев дала Меркель возможность выступить с позиции силы. Она фактически выдвинула встречный ультиматум Зеехоферу в понедельник, непрозрачно намекнув, что никто не вправе обойти ее как канцлера и подвергнуть сомнению полномочия главы правительства. Лидер ХСС, гипотетически, может задействовать инструмент вотума недоверия, а это уже прямая дорога к расколу. Как и отставка с поста министра внутренних дел.
Оба варианта дальнейшей политической эскалации приведут к первому за долгое время системному кризису внутри ХДС/ХСС. А это перевыборы, в результате которых обе партии проигрывают, а на коня взгромоздятся эсдеки и, чем черт не шутит, "Альтернатива для Германии". Но прежде всего проигрывает, конечно, Меркель. Это будет ее последний срок и завершится карьера на весьма минорной ноте. Хорсту Зеехоферу раскол и отставка Меркель, по крайней мере, он уверяет в этом в интервью Bild am Sonntag, абсолютно не нужны. По его словам, ситуация сложная, не разрешимая. Предстоящие две недели (а это не столь уже значительный срок) покажут, сможет ли канцлер с союзниками выработать компромисс и спасти коалицию. Между тем этот временной промежуток оставляет окно возможностей и для внешних игроков. Прежде всего Турции (правительство Эрдогана может в очередной раз выразить недовольство условиями сделки с ЕС о приеме беженцев). Россия совместно с Ираном по шаблону 2015 г. может вновь попытаться начать разогревать ситуацию в Сирии. И, разумеется, нельзя списывать со счетов неизбежное фрондерство партнеров по ЕС в вопросе беженцев. Причем не только со стороны южан - греков с итальянцами, но и со стороны соседей на востоке - как минимум поляков с венграми.