Бунт мракобесов. Почему бывший духовник Поклонской объявил войну Путину
Ни православные иерархи, ни силовики не имеют представления, что делать с тоталитарной сектой, которую они поощряли и взращивали на протяжении многих лет
На Урале уже второй месяц разворачивается драма вокруг Среднеуральского женского монастыря "Спорительница хлебов". Его духовник схиигумен Сергий (Романов), вчера призывавший в (уже удаленном) ролике на Youtube к акциям против сети 5G, был запрещен в служении еще 27 апреля за многочисленные проповеди против карантина и вакцинации от коронавируса. Священник утверждал, что вакцина обязательно будет содержать чип, с помощью которого людей поместят в "электронный лагерь сатаны", а самого вируса и вовсе не существует. Запрету ковид-диссидент не подчинился, и в середине июня вместе с "казаками" и "ветеранами Донбасса" силой захватил монастырь, выслав оттуда всех неугодных.
Против "изменников и богоборцев Путина и Гундяева"
С тех пор религиозный радикализм Романова перерос в настоящий политический бунт. 12 июля схиигумен Сергий призвал Владимира Путина "на международном уровне" сложить полномочия и передать власть лично ему, объявив в противном случае "полномасштабную духовную войну" и Путину, и "богоотступнику патриарху Кириллу Гундяеву". Еще через три дня Романов начал говорить о необходимости собрать "народный поместный собор", выполняющий функции трибунала для суда над "предателями и изменниками родины", а именно – Путиным, патриархом и их окружением – "врагами Бога и посланниками Хабада". В этом же обращении он призвал к созданию "народного ополчения".
Уже через пару дней на призыв откликнулся отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, в свое время обвиненный в организации вооруженного мятежа и терроризме, и проведший в тюрьме шесть лет. В феврале 2019 года Квачков вышел на свободу, а 17 июля торжественно примкнул к "ополчению". Сергий Романов пафосно благословил полковника "на ратный подвиг", а тот, в свою очередь, сравнил бунтаря в схиме с патриархом Гермогеном и провозгласил свою готовность биться "за веру, царя и Отечество".
При этом ни полиция, ни спецслужбы не рискуют штурмовать сам "очаг сопротивления" – Среднеуральский монастырь, опасаясь, что воинственный батюшка может организовать в нем массовое самосожжение.
"В монастыре находятся около сотни малолетних детей. И при этом туда стеклось большое количество так называемых "добровольцев Донбасса", "казаков" и просто бомжей, в том числе разного рода лиц с психическими отклонениями. ГУВД и ФСБ просто оказались в ступоре", – пояснили местные жители в интервью автору "ДС".
Чины покаяния
На фоне нынешних событий о Сергии Романове и его "чудачествах" заговорили очень многие, а официальная РПЦ, исключительно "вовремя" лишившая его сана, поспешила откреститься от бунтаря. Но как человек, много лет проживший в Екатеринбурге и хорошо знакомый с тамошней религиозной ситуацией, я могу утверждать – церковное руководство как на местном, так и на федеральном уровне как минимум последние 15 лет было прекрасно осведомлено о проблемах, творившихся в Среднеуральском женском монастыре, и сознательно закрыло на это глаза.
Лично мне пришлось столкнуться со "Спорительницей хлебов" еще в далеком 2006 году. Ко мне как к журналисту тогда обратились пострадавшие, пожаловавшиеся, что отец Сергий призывал их отказываться от ИНН и сжигать "сатанинские" паспорта, после чего они оказывались бесправными рабами в его общине. Проверяя их жалобы, я посетила тогда одно из богослужений в монастыре, и оно полностью подтвердило самое худшее из рассказанного людьми.
Сергий Романов уже тогда был известен своими сеансами так называемого "массового покаяния" в цареубийстве, участвовать в котором должны были все, включая верных монархистов и маленьких детей. Помимо этого он требовал от прихожан каяться в торговле наркотиками, абортах (даже тех, кто их не совершал), спекуляции, просмотре телевизора, общении с атеистами, в принятии ИНН, а также в том, что позволили Петру I открыть окно в Европу и запустить в Россию "масонскую нечисть". В конце батюшка потребовал от собравшихся покаяться в том, что до христианства они состояли в масонских ложах.
На "чине покаяния" Романов усиленно внушал прихожанам, что "весь мир – царство сатаны", уже тогда пугал чипизацией и заявлял, что против России в целом осуществляется "жидо-масонский заговор", спасение от которого было возможно только в его монастыре. Словом, его проповеди того времени ни капли не отличались от сегодняшних. В то же время десятки пострадавших пытались достучаться и до церковных, и до светских властей, но никто не хотел их слушать.
Индульгенция на экстремизм
Впервые о Сергии Романове массово заговорили в 2007 году, когда группа верующих – так называемые "пензенские затворники" – окопалась в землянке в селе Никольское под Пензой в ожидании конца света. Их учение (отрицание ИНН и "сатанинской власти", а также культ покойного монарха Николая II) во многом совпадал с проповедями отца Сергия. Параллели были очевидны и неоднократно цитировались в прессе, но никто в Екатеринбургской епархии упрямо не обращал на них внимания.
В 2013 году в интернете появилось письмо бывшей сотрудницы "Православной газеты" (издание Екатеринбургской епархии) Раисы Ильиной к свердловскому прокурору Сергею Охлопкову. В нем женщина назвала круг почитателей Романова не иначе, как сектой, притом весьма деструктивной.
"Люди продавали дома, расставались с близкими, уничтожали паспорта, приезжали к нему с разных уголков России и стран СНГ (Буденновск, Бердск, Челябинск, Екатеринбург…), передавали "батюшке" деньги, вырученные от продажи имущества. Сложилась специфическая безответственная система рекрутирования граждан (в том числе с детьми), с последующей бессовестной эксплуатацией физических и духовных немощей едва воцерковляющихся граждан", – писала Ильина. Как и следовало ожидать, никакой реакции обращение не повлекло.
К слову, в те времена, когда РПЦ еще не полностью стала частью механизма государственной пропаганды, официальная церковь формально относилась к ритуалам, проводимым Романовым, весьма неодобрительно. Православные "борцы с культами" называли отца Сергия и его последователей "сектой царебожников", показательно критиковали его, однако и они не приняли никаких мер к тому, чтобы деструктивная деятельность схиигумена-конспиролога была прекращена.
Казалось, Романов устраивал всех, включая своих критиков, как прекрасный экспонат для иллюстрации "околоправославного сектантства" и "царебожничества". По крайней мере, все это он прекрасно чувствовал себя в монастыре, и на его положение не влияли ни порицания "православных религиоведов", ни смена архиепископа Екатеринбургской епархии, происшедшая в 2011 году. Отец Сергий продолжал считаться духовником монастыря, кассеты с лекциями знаменитой насельницы "Спарительницы хлебов" Нины Крыгиной расходились по всей России, а самое главное, на воспитание бывшему уголовнику продолжали отдавать малолетних детей, и этому никто не препятствовал. Только сейчас Екатеринбургская епархия обратила внимание на свидетельство этих уже взрослых воспитанников о насилии и издевательствах, которым они подвергались.
"Духовник" Поклонской
Следующей "минутой славы" уральских "царебожников" стал 2015 год, когда в прессу просочился слух о том, что бывшая "прокурор Крыма" Наталья Поклонская прилетала в Екатеринбург венчаться. Обряд она решила провести именно в монастыре "Спорительница хлебов" под Среднеуральском, у монаха Сергия Романова, который, по слухам, был ее духовником. Сейчас факт духовного наставничества со стороны отца Сергия Поклонская опровергает, но тогда, пять лет назад, многие СМИ, в том числе федерального уровня, заинтересовались личностью схимонаха, связывая истовую борьбу бывшего прокурора против фильма "Матильда" в первую очередь с его влиянием. Именно тогда в прессе всплыли сведения о том, за плечами Сергия (в миру – Николая) Романова – уголовный срок за убийство и грабеж, подтверждаемый справкой главного информационно-аналитического центра МВД России, а также связи с криминалом и обвинения в рейдерском захвате имущества.
Но поскольку единственными пострадавшими от его деятельности на тот момент были обычные люди и открыто против власти Романов не шел, более того, имел с нею (в лице Поклонской) вполне доброжелательные отношения, разоблачения в СМИ ожидаемо не возымели никакого эффекта. Проблемы рядовых прихожан упорно не волновали ни церковное, ни светское начальство.
Более того, по мере сращения церкви с государством идеология "царебожничества", то есть особенной сакрализации власти, становилась все более востребованной и уважаемой внутри РПЦ. Многие из ее последователей незаметно отложили в сторону самые одиозные ее компоненты, вроде отказа от паспортов или ухода в леса, и стали таким же необходимым компонентом пропаганды, как и сталинисты. Таким образом, в какой-то момент создалось впечатление, что скандально известный отец Сергий практически вписался в новый церковный мейнстрим.
И только теперь, когда бунтующий схиигумен стал открыто призывать к несоблюдению внедряемых правительством мер (самоизоляции и последующей вакцинации), а затем и вовсе объявил войну Путину и официальной РПЦ, от него поспешили откреститься. Тем не менее, сегодня ни православные иерархи, ни силовики не имеют представления, что делать с явлением, которое они поощряли и взращивали на протяжении стольких лет, и на выходки которого так долго закрывали глаза. Как это часто бывает, на каком-то этапе радикальные течения оборачиваются против тех, кто их использовал.