Брюссель споткнулся об национализм
Успех праворадикальных партий на выборах в Европарламент стал ледяным душем для руководства содружества, способным охладить интерес Брюсселя к Украине. Конечно, большинство мандатов достались консерваторам и социалистам, готовым поддерживать Киев. Проблема в другом: националисты идут к созданию собственной фракции. Если это случится, лагерь евроскептиков получит серьезные рычаги влияния на политику ЕС.
Москва нашла новых друзей
Итог парламентских выборов в ЕС мог бы вполне удовлетворить действующее руководство содру жества. Ведь две ключевые политические силы - Европейская на родная партия (ЕНП) и Альянс социалистов и демократов - получили достаточное количество мандатов - 213 и 190 соответственно, чтобы создать большинство с запасом в 27 голосов, избрать руководителя Еврокомиссии и навязы вать остальным свою повестку дня ЕС в следующие пять лет. Но стремительный рост популярности праворадикальных партий, победивших по итогам голосования сразу в нескольких странах, вынуждает консервативносоциалис тический тандем задуматься. Ведь в ближайшее время в Европарла менте впервые в его истории может появиться фракция националистов, что прибавило к существу ющим ныне экономическим и социальным проблемам содружест ва еще и политические.
Очень многое будет зависеть от фигуры модератора. Эта миссия возлагается на главу Еврокомиссии, которого еще предстоит избрать
Один из триумфаторов минувших выборов - французский "Национальный фронт" уже получил согласие на сотрудничество нидерландской Партии за свободу, австрийской Партии свободы,бельгийского "Фламандского интереса" и итальянской "Лиги Севера". Не исключено, что к ним присоединятся польские депута ты от "Новой десницы", литовские националисты из "Порядка и справедливости" или болгар ская партия "Атака".
К процессу может подключить ся и российское лобби в ЕС: с появлением целой фракции своих единомышленников команда Владимира Путина, которой уже сегодня воспевают оды националисты стран ЕС, сможет укрепить свои пропагандистские позиции в Евросоюзе. Такое образование сможет блокировать принятие невыгодных для Москвы решений.
О неприятностях, которые создаст фракция ультраправых партий в Европарламенте, может свидетельствовать одно из заявлений лидера французского "Национального фронта" в декабре прошлого года. Марин Ле Пен обвинила Брюссель во вмешательстве в суверенные дела Украины и оказании давления на Киев в вопросе подписания соглашения об ассоциации. По сути, она повторила то, что тогда твердили российские СМИ.
Европа выбрала непрогнозируемый парламент
Фактическое влияние правых радикалов в новом составе Европарламента можно свести к минимуму. Ведь главная цель партий ультраправого толка - следую щие внутренние выборы. Эти партии получили в общей сложности вместе с левыми радикалами (например, греческой "Сиризы") и популистами (итальянская партия "Пять звезд") около трети мандатов. чледовательно, вся их деятельность будет сводиться к краси вой риторике, направленной в первую очередь на своих сограждан.
И здесь основным политичес ким силам, которые и будут нестиреальную ответственность за состояние дел в ЕС, важно выбрать правильную тактику поведения с оппонентами. Дело в том, что ЕНП и социалдемократы вместе получают 54% мест. Это, конечно, большинство, но весьма хрупкое. То есть, если обе партии проявят солидарность, они без особого труда протолкнут то или иное решение. Но в случае несогласия им для формирования большинства придется собирать голоса в том числе и среди крайних. Насколько эффективным будет Европарламент ввиду ожидаемых в таких случаях бесконечных торгов, компромиссов и смягчения позиций и не разобьет ли его политический паралич - тот еще вопрос. Одно можно сказать наверняка: нынешний парламент будет куда менее прогнозируемым, нежели все предыдущие. И, вероятно, более конфликтным. Ведь до нынешних выборов между странамиоснова телями было некое подобие един ства. Франция и Германия были склонны поддерживать инициа тивы друг друга. Нынешнее переформатирование ослабит этот дуэт. Победа националистов в Британии может вернуть на повестку дня подзабытый вопрос о референ думе относительно членства королевства в ЕС.
Впрочем, очень многое будет зависеть от фигуры модератора. Эта миссия возлагается на главу Еврокомиссии, которого еще предстоит избрать. На этот постпретендуют два основных кандидата: ставленник социалдемо кратов и действующий председа
тель Еврокомиссии немец Мартин Шульц и представитель Консервативной народной партии люксембуржец Жан Клод Юнкер. Первый, по оценкам европейских экспертов, - более искусный переговорщик, способный обеспечить спокойствие в новой коалиции. Второго называют одним из лучших экономистов новаторов. Именно он запустил формирование единой политики Евросоюза по решению проблем безработицы, а также возглавил группу министров финансов стран ЕС по разработке монетар ного союза и созданию единой валюты содружества.
Первоочередное право для рассмотрения его кандидатуры на выборах нового главы Еврокомис сии имеет Юнкер как лидер партии, набравшей наибольшее количество голосов избирателей. Таковы новые правила работы парламента ЕС. Но его кандидатуру еще необходимо согласовать на уровне Совета (глав государств) Евросоюза. А здесь против него выступают лидеры Великобритании, Швеции, Нидерландов и Финляндии, то есть страны, не заинтересованные в форсировании дальнейших интеграционных процессов в содружестве. В то же время Юнкера поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель.
Противостоять усилившим свои позиции в Европарламенте ультраправым партиям удалось бы лучше более гибкому Шульцу. Но слишком активное продвижение его кандидатуры, тем более что именно ему в вину можно поставить рост популярности правых и популистов, чревато охлаждением интереса ЕНП к оперативному созданию коалиции с социалде мократами. Процесс формирования нового руководства парламента в этом случае затянется. Что опятьтаки сыграет в пользу националистов, которые смогут за явить о несостоятельности традиционных партий управлять ЕС.