Чем британцы угрожают планам Обамы
На совместной пресс-конференции в Ганновере президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель призвали к ускорению переговоров о создании трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства. Ранее, в четверг, Обама обратился с проникновенным призывом к британцам со страниц Telegraph, убеждая их сказать "нет" выходу Соединенного Королевства из ЕС. Связь между этими выступлениями куда теснее, чем может показаться на первый взгляд. По сути, речь идет о новой "Битве за Британию", которая сейчас важна не менее, нежели в 1940-м году, и для Америки, и для Германии. С той, правда, бесспорной разницей, что Берлин и Вашингтон сегодня выступают на одной стороне.
Сосредоточимся на интересе последнего - ведь речь о проекте, который продвигает именно он. Ключевой элемент внешнеполитической стратегии администрации США в годы правления Барака Обамы (именно поэтому российско-украинский вооруженный конфликт вызывает у него столь откровенное раздражение) состоит в формировании широких торговых соглашений, в которых Америка естественным образом выступает лидером. По сути, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (с подключением Южной Америки) у Обамы это получилось - так называемое Транстихоокеанское соглашение о свободной торговле (TPР), уже преодолевшее основные препятствия переговорного процесса) скоро заработает. Продолжается сложный роман с Китаем. Хорошо выстраиваются американо-индийские отношения. В новых любимчиках президента-демократа оказался Иран (что особенно заметно по той неприветливой настороженности, с которой Обаму приняли в Эр-Рияде).
Все это азиатское благолепие долгое время заслоняло важный недостаток политического курса демократов из поколения Обамы - многие годы в стороне оставалась Европа. В Белый дом Барак Обама пришел с идеей о восстановлении доверия в трансатлантических отношениях, расшатанного, если не разрушенного интервенцией Джорджа Буша-младшего в Ирак не во главе НАТО, а впереди "коалиции доброй воли". Вашингтон Обамы постоянно делал акцент на многостороннем подходе, на коллективном принятии решений. Этот подход хорошо демонстрируется скоростью шагов по изоляции милитаристской России, которые каждый раз обсуждались через океан.
Тем не менее, романтические и взаимовыгодные отношения с Европой времен Клинтона, Буша-старшего и Рейгана никак не возвращались. Вероятно, это было связано с тем, что эпоха быстрого роста, снижения оборонных расходов и освоения рынков бывшего соцлагеря осталась далеко позади, продолжать крестовый поход демократии против тирании Обама отказывался (только так можно выстроить столь разных европейцев в одну ритмично шагающую на восток колонну), а исламистский терроризм только усилился, поскольку вряд ли был связан с присутствием или отсутствием где-либо американских войск.
В связи с этим в демократической части Европы начались любопытные метаморфозы - с растущим недоверием к Америке начали относиться восточноевропейские столицы, что же касается европейцев западных, то они нашли новые причины для антиамериканизма - вроде скандалов с подслушиванием.
Столь незаслуженное разочарование Обаме пришлось компенсировать другим путем, приманивая поиздержавшихся в ходе ипотечного кризиса и попавших в долговую трясину европейцев "длинным евро". В феврале 2013 года президент США в своем ежегодном обращении "О положении дел в федерации" призвал к созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP или ТАФТА).
Казалось бы, США и ЕС (коллективно и страны-члены) принадлежат к ВТО, у некоторых стран существуют какие-либо особые отношения с Америкой еще со времен Второй мировой войны - чего же более? Но не все так просто.
С одной стороны, идее подобного соглашения уже четверть века. За эти годы процесс создания этой ЗСТ прошел весь классический путь формирования экономических пространств такого типа - более-менее похожим образом появились в свое время и НАФТА, и МЕРКОСУР, а отчасти и сам ЕС.
С другой стороны, проблема состоит в том, что сообщество такого масштаба органически затронет или вообще интегрирует все прочие существующие соглашения с участием США и ЕС, по-настоящему обеспечив Америке то глобальное доминирование, в котором ее не устают обвинять, хоть и с меньшим рациональным основанием. Но также - закроют вход в пресловутый "золотой миллиард" так называемому периферийному миру. Ведь на Соединенные Штаты и Европейский Союз в совокупности приходится 60% мирового ВВП, 33% мировой торговли товарами и 42% мировой торговли услугами. Существует ряд торговых конфликтов между двумя сторонами, но обе они зависят от экономических рынков друг друга, а споры затрагивают только 2% от общего объема торговли.
Такая ЗСТ будет представлять собой потенциально крупнейшее региональное соглашение о свободной торговле в истории, на которое приходится 46 % от мирового ВВП. В частности, Комиссия Баррозу утверждала, что заключение трансатлантического торгового пакта могло бы повысить в целом торговлю между соответствующими сторонами на целых 50%. Сторонники соглашения по обе стороны океана произвели тонны документов, доказывающих многочисленные выгоды от создания ТАФТА - рост производства, миллионы новых рабочих мест, обмен технологиями.
Тем не менее, приводимые аргументы, как правило, являются классической риторикой большого бизнеса. К примеру, в марте 2014 года произошла утечка проекта текста "Торговля услугами, инвестиции и электронная коммерция" от 7 июля 2013 года в немецкую газету "Die Zeit". И хотя одна из глав проекта предполагала свободное передвижение менеджеров и других сотрудников корпораций, становилось понятно, что не будет разрешено свободное передвижение работников и граждан. Естественно, в этот пункт сразу же вцепились европейские профсоюзы - а с другого фланга стали наступать лоббистские ассоциации. Как это бывает всегда, первые требуют прозрачности всех обсуждений на уровне ЕС и национальных парламентов, вторые решают вопросы кулуарно, однако ясно: рано или поздно этот проект будет воплощен в жизнь (и Барак Обама с Ангелой Меркель войдут в историю как его зачинатели).
Но во втором сроке президентства Обамы мир - по крайней мере тот, в котором обитает американский президент - натуральным образом перевернулся. Рассекшая страны Ближнего Востока "арабская весна", появление Исламского Государства, украинская революция и устремившаяся к своему пику конфронтация с неоимперской Россией, миграционный кризис - полностью затмили (но пока не перечеркнули) мирную торгово-экономическую повестку дня отношений между США и ЕС.
Подобно Джимми Картеру Обама без особой охоты вынужден отстраивать НАТО, смысл существования которого был неясен в дни его прихода в Белый дом, смягчать свое неприятие развития системы противоракетной обороны (а этот вопрос до сих пор вызывает противоречия в некоторых европейских столицах) и даже подталкивать европейцев к сохранению нынешнего уровня давления на Россию. А теперь - еще и агитировать британцев, поскольку потенциальный Brexit вынудит отложить амбициозные планы по созданию ТАФТА, ведь в самом лучшем случае появится некий третий участник, с которым придется пересогласовывать все ранее подписанное, а в худшем - некое серое пятно на месте нынешней Англии, окруженное таможнями новых стран, возникших на месте Соединенного Королевства.
Трудно сказать, готова ли переживающая не самые лучшие времена Объединенная Европа помочь Обаме вывести за оставшиеся месяцы ТАФТА на уровень окончательного законодательного предложения (в случае его подписания Вашингтоном и Брюсселем), которое все равно будет проходить ратификацию долгие месяцы. Ведь дело в том, что часть возможных наследников Обамы - таких как Берни Сандерс или Дональд Трамп - отнюдь не жалуют этот проект. Первый считает его заговором против рабочих, второй - угрозой американскому бизнесу. По сути продолжить этот труд готова лишь Хиллари Клинтон, поскольку оппозиция Трампу в его собственной партии оказалась сегодня в сложном положении.
Поэтому вся инфраструктура подрядчиков Кремля на Западе пытается углубить любую трещинку в трансатлантических отношениях.
Так что, пока Обама "на правах друга" убеждает британцев поддержать дух коллективного действия и сотрудничества, пока на пару с Меркель он форсирует продвижение ТАФТА, недруги как Запада, так и идей о глобальном общественном прогрессе, а также обычные эгоисты работают на совершенно противоположный результат. Исправлять последствия которого, скорее всего, придется уже следующему поколению американских и европейских политиков.