Ограбление Объединенных Наций. Где взять ангелов для международных отношений
На днях в Нью-Йорке по подозрению в ограблении банков был задержан недавний сотрудник секретариата ООН, 53-летний нигериец Абдулла Шуайба. Закончив работать в ООН в ноябре 2013-го, Шуайба остался в США и на момент ареста работал в Центре иностранной прессы Госдепартамента, освещая деятельность ООН. Он также был сотрудником информагентства Pan African.
Просите - да обрящете
Ограбление банков было для Шуайбы не основным занятием, а лишь подработкой во время перерывов на ланч, после чего журналист своевременно и аккуратно возвращался на рабочее место. Вероятно по этой причине все четыре пострадавших банка и были расположены неподалеку от места его работы - сказывалось жесткое ограничение по времени. Собственно говоря, действия Шуайбы и ограблением-то можно назвать лишь с некоторой натяжкой: обаятельный Абдулла вовсе не устраивал вооруженный налет, а просто вручал кассиру вежливую записку: "Дайте мне, пожалуйста, $5000. Спасибо". Ни угроз, ни давления, ни даже намеков на что бы то ни было зловещее записки не содержали. Только вежливую просьбу.
В двух случаях ему отказали, и он спокойно ушел. А в двух случаях деньги были выданы. Суммарная добыча составила, таким образом, $10 тыс. При этом Шуайба не маскировался и не избегал камер наблюдения. С учетом всего этого его карьера грабителя была довольно долгой - целых полтора месяца. Собственно говоря, этот маленький праздник жизни мог бы продолжаться и дольше, потому что никто Шуайбу особенно и не искал. Его случайно опознал охранник, мимо которого Абдулла ежедневно ходил на работу.
Трудно сказать, какую тактику в суде изберут адвокаты нигерийца. Но, если они заявят, что тот в силу культурных особенностей, слабого знания реалий США и истовой веры в силу молитвы просто не осознавал, что совершает что-либо противозаконное, а был уверен, что эти деньги ему посылает Аллах в ответ на его просьбу, то у них есть очень и очень неплохие шансы добиться его полного оправдания. Ну в самом деле, какой спрос с дикаря? Хотя, учитывая практику "писем", нигерийцы далеко не простые ребята. И, тем не менее, такая линия защиты определенно дала бы Шуайбе наилучшие шансы.
В этой истории все было бы, в общем, нормально и даже по-человечески понятно, если бы не одна деталь: Абдулла Шуайба был принят на работу сначала в аппарат ООН, а затем в Госдепартамент. И вот на этом месте поверхностное понимание заканчивается и наступает время для вдумчивого исследования.
Где набрать ангелов
Возможно, Ангелы Господни были бы наилучшими кандидатами на роль сотрудников ООН. Хотя, если вспомнить Люцифера и примкнувшую к нему часть небесного воинства, с этим можно и поспорить. Но, как бы то ни было, в секретариате ООН в Нью-Йорке работает 41 тыс. сотрудников, и менеджеры по персоналу не в силах зазвать туда такое количество ангелов. Им приходится принимать на работу обычных людей - да, после некоторого отбора, но, тем не менее, самых обычных. И если уж приходится принимать людей, то вполне логичным выглядит и то, что в секретариате работают выходцы из всех 193 стран, входящих в ООН. Как сказано на сайте секретариата, "представители разных культур, обладающие богатым и разнообразным опытом".
И, опять же, вполне естественно, кому-то из этих очень разных людей иногда приходят в голову идеи, не совсем приемлемые с точки зрения западной культуры. Что совершенно не означает их неприемлемость с точки зрения культуры и обычаев хотя бы одной страны, входящей в ООН. Включая рабство, каннибализм и прочие красивые старинные обычаи, дискриминируемые растленной западной цивилизацией. Про концлагеря, диктатуру, религиозный фанатизм и просто отсутствие любых запретов по отношению к представителям других народов, а также про рефлекторное выхватывание пистолета при словах "права человека" или "мировая культура" можно даже не говорить - это для стран - членов ООН явления рядовые. Более того, это не исключение, а скорее норма, характерная для большинства состоящих в ООН стран. И, разумеется, совершенно естественно, что выходцы из этих стран приносят свои обычаи и ценности с собой. И продолжают жить с ними, работая в секретариате ООН. А чего вы ждали? В этом ряду невинное, в общем-то, доение банков на небольшие суммы, не сопряженное к тому же с прямым насилием, еще пустяк.
Разумеется, приносят они свои обычаи не только в Нью-Йорк. К примеру, уже несколько лет вокруг ООН тлеет скандал в связи с обвинениями ооновских миротворцев, творивших мир в Центральноафриканской республике, в изнасилованиях и педофилии.
Сама по себе эта вся эта история очень скучная и совершенно не интересная. В полном соответствии со всеми традициями ООН - несомненной претендентки на звание самой бесполезной и бессильной бюрократической организации в мире - расследование закончилось ничем: виновных не нашли, и, чтобы отчитаться о проделанной работе, наказали кого попало. Наказали, впрочем, довольно мягко, поскольку доказательств их вины не было. Такое вот компромиссное решение в чисто ооновской традиции. Интереснее другое: жительниц ЦАР, начиная с 9-летнего, примерно, возраста, приходовали либо силой (ну, так говорят), либо, что вероятнее, просто в обмен на еду, отнюдь не белые колонизаторы. Да и не было их там, белых колонизаторов. Весь миротворческий контингент был набран из соседней с ЦАР Республики Конго, того же цвета, что и местное население, им умиротворяемое - для достижения наилучшего взаимопонимания в связи с культурной и исторической близостью. И, натурально, понимание быстро было достигнуто. Если бы в него не вмешались глупые белые со своими "дурацкими предрассудками", все было бы тихо и гармонично и продолжалось бы до сих пор, к полному удовлетворению если не всех, то почти всех участников этого натурального обмена. Кстати, пари держу, что пока наверху, в той части ООН, которая видна европейским СМИ, бушует буря в стакане ооновской минералки, на бытовом уровне рядовых исполнителей в ЦАР всё идёт по-прежнему. Потому что - куда же ты попрешь против красивых старинных обычаев?
Леопольд и его команда
И вот тут выплывает на свет одна любопытная деталь. Республика Конго - это бывшее Бельгийское Конго. Да-да, то самое, где лет сто с хвостиком назад злодействовал бельгийский король Леопольд II, разоблачаемый тогда же Марком Твеном, Джозефом Конрадом и прочими высокоморальными белыми писателями. Ну, там, отрубленные руки нерадивых сборщиков каучука, несчастный отец, созерцающий то, что осталось от его дочери, которой пообедала охрана плантации - ходило по Европе такое фото, его и сейчас можно отыскать в Сети, бордюры - в смысле поребрики, из отрубленных голов, а по мере их разложения - из черепов, и прочие африканские страсти в том же роде.
Так вот, о любопытной детали. Леопольд II, конечно, был чудовищем и негодяем, но сам он рук никому не отрубал. Есть даже сильное подозрение, что он и не отдавал таких указаний, чтобы вот прямо отрубать руки. Или съедать детей нерадивых работников. Он отдавал указания менеджерам высшего звена: обеспечить сбор того-то и того-то в таком-то количестве. И белых на все Бельгийское Конго была горстка, а ниже размещалось как минимум три, а то и четыре ступеньки иерархии местных менеджеров. Которые уже на местах, в глубинке, работая в непосредственном контакте с населением, частью которого они, собственно, тоже были, добивались исполнения указаний руководства. Как умели - так и добивались. В полном соответствии с местной культурной традицией. И нечего на Леопольда II всех собак вешать. На той плантации, где схарчили на обед дочь рабочего, не сдавшего в срок норму каучука, вероятнее всего, вообще не было ни одного белого - кроме случайного путешественника с "кодаком". Местные всё делали сами, до всего доходили своим умом - и простодушно показали заезжему гостю из Европы свои достижения. Ну, и потом, обедать-то все-таки надо, или нет? И чью дочь прикажете съесть? Передовика производства?
Собственно говоря, это ровно то же самое, что мы наблюдаем сегодня. ООН - всего лишь сумма входящих в нее стран. И сотрудники ООН ведут себя так, как умеют. Не все случаи столь же резонансны, но общий принцип остается ровно тот же. Уровень ООН - и управленческий, и образовательный, и, в конце концов, просто моральный - это усредненный уровень человечества. А это значит, что с точки зрения европейской культуры и социального развития он чудовищно низок. И ничего с этим при нынешнем устройстве ООН поделать нельзя.
Но у ситуации "тогда", при Леопольде II, от "сейчас" есть одно существенное отличие. Охранникам плантаций в Бельгийском Конго в то время не поручали международные миротворческие миссии от имени Объединенных Наций. И операторов тамтамов не торопились тогда причислять к журналистам и не приглашали в их Нью-Йорк работать в аппарате этих же Объединенных Наций. Ну да, расизм, сегрегация и все такое прочее. Конечно, это плохо. Но было в этом и некое рациональное зерно.
И в Лиге Наций тоже как-то не особенно стремились к тому, чтобы в аппарате этой организации были представлены все страны и народы, вот прямо все-все, независимо от уровня их развития. А после Второй мировой войны этот барьер был понемногу расшатан и преодолен. Конечно, с наилучшими намерениями - мол, все народы имеют право, и одни не хуже других. Ну вот, и получили то, что получили. По сути, придя к ситуации Бельгийского Конго времен Леопольда II - только немного хуже, ибо она растеклась на весь мир. Международная политика выродилась. И в первую очередь выродилась западная политика, став абсолютно импотентной и лишенной принципов, стремящейся угодить всем, готовой признать все, что угодно, за еще один вариант нормы и способной лишь бессильно призывать к миру всех со всеми. Что мы собственно и наблюдаем - практически везде.
Бремя и болото
Дискуссионная площадка для представителей всех стран действительно необходима. Но, во-первых, надо все-таки помнить о том, что страны и народы не равны. Как не равны профессор Преображенский и Шариков. Не потому, что Шариков плох или у него скверное расовое происхождение, а потому, что, как это сформулировал доктор Борменталь, Шариков находится на самом низком уровне развития. И далеко не факт, что даже с течением времени он сумеет развиться до уровня профессора Преображенского, поскольку существует еще и фактор Швондера. И не надо стесняться сказать прямо, что народ, построивший высокотехнологическое государство, не равен народу, едва вышедшему из каменного века. И дело не в расе, а в уровне образования двух народов. То есть полное равенство всех даже на такой площадке - идея крайне порочная.
Помимо такой площадки для всех подряд, уровень которой будет заведомо низок, а эффективность - минимальна, нужна площадка для развитых стран мира. Ведущих стран - не грозящих всему миру ржавым ядерным оружием, а несущих в него технический и социальный прогресс. Вроде G7. Но такая организация может и должна иметь авторитет у слаборазвитых народов. В том числе - и опирающийся на вооруженную силу, сформированную из представителей этих народов.
Разумеется, идея такой организации вызовет ужас у разного рода сторонников неразборчивого равенства и братства со всеми подряд. Однако альтернатива ей - вырождение и распад уже всяких международных структур. Превращение их в пустую формальность уже полностью и бесповоротно.
Потому что нельзя кинуть в грязь бремя - нет, не белых, раса не имеет значения, а цивилизованных людей, и не провалиться в эту грязь самим.
Что же касается Абдуллы Шуайбы, то его, естественно, надо оправдать, отжатые у банков $10 000 - простить и даже купить ему за счет ООН билет на родину, в естественную среду обитания. Но это уже, конечно, частный вопрос.