Как бразильцы сэкономят на выборах президентов
Президент Бразилии Дилма Руссеф снова столкнулась с угрозой импичмента, которая в сравнении с предыдущей попыткой оппозиции "уйти" главу государства выглядит более осязаемой из-за перебежавшей в лагерь оппонентов Партии демократического движения Бразилии (PMDB).
В прошлом году выдвинутое оппозиционными силами обвинение в финансовых злоупотреблениях в ходе президентской кампании получило поддержку спикера нижней палаты Национального конгресса и члена этой самой PMDB Эдуарду Куньи — давнего оппонента Руссеф. Но к концу года процесс заглох, когда Верховный суд распустил комиссию по импичменту, объяснив это стремлением избежать незаконных действий и не допустить усиления правовой нестабильности.
С тех пор бразильцы неоднократно выходили на улицы протестовать против политики властей в целом и президента в частности. Тяжелейшая за век рецессия усугубляет положение Руссеф. И вот 6 апреля докладчик спецкомиссии по вопросу импичмента Жоваир Арантес в парламенте дал правовую оценку процедуры отставки президента, одобрив ее.
Спустя пять дней члены комиссии проголосовали за эту рекомендацию: 38 голосов за, 27 — против. Теперь вопрос должен рассмотреть Конгресс, а затем Сенат. Но несмотря на то, что история с импичментом еще только начинается, переход в оппозицию крупнейшей фракции PMDB дает основания предполагать, что в этот раз Руссеф все же не удастся сохранить пост. Партия Куньи собирается с силами и даже решила вернуть в нижнюю палату в качестве депутатов трех своих министров, ушедших из правительства после выхода их силы из коалиции, — министра науки и техники Селсу Пансера, главы минздрава Марсело Кастро и министра гражданской авиации Мауро Лопеша.
Само же голосование в нижней палате Конгресса (Camara dos Deputados) запланировано на 17 апреля. Чтобы продолжить процесс импичмента, противники Руссеф должны собрать 342 голоса (две трети из 513). Повторимся, демарш PMDB очень сильно перекроил архитектуру парламента. Если раньше правительственная коалиция имела большинство, то с выходом 66 соратников Куньи она его лишилась.
В целом, если проанализировать ход всеобщих выборов 2014 г., кто с кем шел в Camara dos Deputados, то в огромном многообразии фракций всех мастей (социалистических, лейбористских, демократических, республиканских и т. д.) просматривается примерно такой расклад: 228 проправительственных депутатов против 265 оппозиционных.
Очевидные изменения произошли и в Сенате, который подхватит процедуру импичмента, если в нижней палате найдется необходимое количество голосов. Опять-таки сторонники Руссеф потеряли 18 голосов из 81, и они также оказались в меньшинстве — президент может надеяться (пока) на 34 голоса, в то время как оппозиция располагает 47 сенаторами.
В таком случае на сцену выходит вице-президент Мишел Темер — представитель PMDB, которого Руссеф ранее обвинила в подготовке заговора. Самому же Темеру уже не терпится поскорее занять кресло президента. Не терпится настолько, что от волнения с ним произошел казус, когда он после голосования спецкомиссии ошибочно разослал однопартийцам аудиозапись своего пробного "первого обращения к нации", которую записал в предвкушении голосования 17 апреля.
Однако проблема в том, что и сам Темер может столкнуться с импичментом из-за причастности к коррупционному скандалу в государственной нефтегазовой компании Petrobas, в который вляпалось огромное число высокопоставленных чиновников Бразилии. В связи с этими обвинениями представитель Федерального верховного суда Бразилии Марку Аурелиу Меллу 5 апреля постановил начать процедуру импичмента и в отношении Темера. Если и вице-президент потеряет свой пост, то и. о. главы государства станет другой член Партии демократического движения Бразилии — Эдуарду Кунья. Двухуровневая подстраховка, так сказать.
Но и у спикера руки по локти в нефти Petrobas. Кунью обвиняют в получении взятки в размере $5 млн за содействие заключению контракта на $1 млрд на строительство двух нефтяных буровых судов для Petrobras. У него даже проводились обыски в рамках полицейской антикоррупционной операции "Автомойка". Так что положение у оппонента Руссеф тоже весьма шаткое, и он может рухнуть в любой момент.
В таком случае, как гласит 80-я статья конституции Бразилии, обязанности главы государства будут выполнять нижняя палата Конгресса, Сенат и Федеральный верховный суд пока не пройдут внеочередные выборы президента и его зама. Согласно ст.81 конституции они должны состояться через 90 дней.
С другой стороны, новые выборы в такой тяжелой экономической ситуации в стране, которая кочует из одного политического кризиса в другой, на пользу государству не пойдут. Ведь пока политические партии будут договариваться, создавать блоки и строить козни, страдать будет экономика. Вероятнее всего, действующие участники политической жизни парламента будут пытаться создать хотя бы временное, скроенное наспех большинство и сберечь кого-нибудь из преемников Руссеф, чтобы хотя бы Олимпиаду провести нормально и малость стабилизировать экономику.