• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Братья против демократии. Почему члены Верховного суда Мальдив ночуют на работе

Первый демократически избранный президент бывшей британской колонии надеется, что ему удастся вновь отобрать бразды правления у режима Гаюма-Ямина
Президент Мальдивской республики Абдулла Ямин и председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: EPA/UPG
Президент Мальдивской республики Абдулла Ямин и председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Райские острова в Индийском океане снова лихорадит. Только недавно Мальдивы были частью политической жизни на страницах СМИ, поскольку там отдохнул президент Украины Петр Порошенко. И вот забавное совпадение - после визита одного из фронтменов Революции достоинства на островах происходят события революционного характера. Шутки-шутками, но, с одной стороны, на Мальдивах не утихли и фактически вызрели сегодня новые протесты под руководством экс-президента Мохамеда Нашида, а с другой - тандем сводных братьев пытается удержать власть. На все это кто с интересом, а кто с озабоченностью взирают на Западе и в Азии.

Островами ныне правит Абдулла Ямин. Президент Мальдив обладает огромными полномочиями, являясь также главой правительства, назначая его состав, поскольку пост премьера с 1975 г. упразднен. Парламент, куда 85 депутатов избираются и частично назначаются президентом, откровенно беззубый. Но это на первый взгляд - ведь именно с него начался весь сыр-бор. С него, а также с Верховного суда. Судьи которого в пятницу, 2 февраля, приняли решение вернуть мандаты 12 оппозиционным политикам, что означает изменение баланса сил в Меджлисе - провластные силы теряют большинство. Оппозиция почувствовала себя увереннее и потребовала отставки силовой опоры Ямина - командующего армии генерал-майора Ахмеда Шиама и генпрокурора Мохамеда Анила.

Власть не мешкала с ответом и в воскресенье арестовала двух оппозиционеров, вернувшихся из добровольной ссылки. Абдуллу Синана и Ильхама Ахмеда обвинили в получении взяток. Этот шаг еще больше возбудил оппонентов президента, поскольку демонстранты собрались у стен тюрьмы, где очутились для одних - взяточники, а для других - политзаключенные. Одновременно военные взяли под контроль парламент, окружив его, поскольку запахло импичментом.

Возможное увольнение в понедельник должен рассмотреть Верховный суд, хотя генпрокурор уже анонсировал неподчинение решению главного судебного органа. "Мы получили информацию о том, что может произойти то, что приведет к кризису национальной безопасности. Согласно этой информации Верховный суд может издать постановление об импичменте или отстранении президента", - цитирует Анила Al Jazeera

Сам же Верховный суд, в отличие от нашего аналога, явно пошел на геройство. Несмотря на то что Ямин имеет существенное влияние на судебный орган благодаря комиссии по вопросам судебной практики - по сути политической структуры, подконтрольной президенту. На бунт судей Ямин отреагировал жестко. Представитель оппозиционной Демократической партии Мальдив Хамид Абдул Гафур рассказал BBC, что полиция пыталась арестовать двух высокопоставленных судей, в том числе главу ВС, по обвинениям во взяточничестве. Оппозиция заявила, что генпрокурор запугивает судей. А индийское издание The Wire со ссылкой на источники на островах пишет, что Ямин и Ко попытаются полностью заменить весь состав ВС лояльными людьми, для чего могут созвать парламент на внеочередную сессию без восстановленных депутатов. "На протяжении многих лет мы видели, как подрывались основы конституции... Крепла жестокая диктатура, и наблюдалось систематическое запугивание судей", - сказали источники издания в суде.

При этом сами судьи, столкнувшись с угрозами физической расправы и опасаясь арестов, даже заночевали в здании суда в ночь с воскресенья на понедельник. Разумная мысль, учитывая, что, по данным СМИ, ночью полиция провела несколько обысков в домах служителей Фемиды.

Око за око

Реклама на dsnews.ua

Реакция властей Мальдив не удивляет. Текущие события дают основания Нашиду - первому демократически избранному в 2008 г. президенту - надеяться на реванш. В 2015 г. его приговорили к 13 годам лишения свободы в рамках антитеррористического законодательства. Он смог вырваться из клетки, когда отправился в Великобританию для проведения медицинской операции. Лондон предоставил Нашиду убежище, но сейчас экс-президент подобрался поближе к родине - за протестной активностью на атоллах он наблюдает с Шри-Ланки. Где и объявил о своем намерении вновь побороться за кресло президента с программой-максимум - сесть в него.

Нашиду оказывают сопротивление, собственно, Ямин с подконтрольным силовым и военным блоком, а также его сводный брат - бывший президент Момун Гаюм. Он пребывал у власти 30 лет - с 1978 по 2008 гг. Под давлением других стран в 2004 г. начал процесс легкой демократизации. Например, ввел многопартийность в 2005 г. Это обусловило поражение Гаюма на первых же демократических выборах президента в 2008 г., когда его и "побил" Нашид. Правда, спокойной передачи власти, по сути, не произошло, ведь Гаюм с Ямином смогли "отомстить": через четыре года начались протесты, к которым примкнула полиция, и 7 февраля 2012 г. Нашид ушел в отставку. Президентом стал Ямин, а на Мальдивах произошел откат к предыдущим властным настройкам. Ныне же наблюдается в некотором роде почти нескончаемое талионовское око за око: Нашид отобрал власть у братьев, те сообразили госпереворот, и теперь он снова пытается отобрать у них власть.

Почему важен мальдивский бунт

Казалось бы, кому какое дело до событий на крошечных островах в Индийском океане? Но на самом деле происходящее сейчас в Мале протестное бурление затрагивает интересы нескольких крупных игроков.

Сперва немного об истории островов и их экономическом потенциале. Мальдивы - это бывшая колония Великобритании, на которой после прихода туда исламского мира в XII в. пытались закрепиться и португальцы, и голландцы. Вышло только у британцев. Острова находились под их контролем с 1887 до 1965 гг., когда острова обрели независимость.

Мальдивская Республика лежит на 26 атоллах в Индийском океане - к югу от Шри-Ланки и к востоку от Сомали. Заселена по большей части выходцами из Шри-Ланки и Индии. Согласно "фактбуку" ЦРУ там в 2017 г. проживали около 392 тыс. человек. Причем на столицу - Мале - приходится почти половина всего населения. Экономика насыщается прежде всего благодаря туризму. Больше 80% приходится на эту отрасль. Остальные статьи доходов - рыболовство, сельское хозяйство, строительство лодок/катеров, добыча кораллов и песка, и так по мелочам. ВВП - $6,89 млрд, по данным за 2017 г. Не считая перманентного политического кризиса, экономика Мальдив устойчива.

Но не кораллы или отели представляют основную ценность для других стран, а географическое положение. Острова расположены в очень привлекательном для судоходства месте - недалеко от выхода из Красного моря, на пересечении маршрутов из богатых нефтью арабских монархий в Китай и Юго-Восточную Азию. И стратегическом - в контексте осуществления контроля в регионе. Отсюда такой интерес к событиям на атоллах со стороны Индии, Катара, Великобритании, Евросоюза, Китая.

Ямин, отметим, пытался дружить с мощным северным соседом. Именно Индия стала первой страной, куда он направился после победы на выборах в 2013 г. Да и Нью-Дели Нарендры Моди был не прочь. Однако Индия как стремительно растущая экономика с геополитическими амбициями не желает оказаться в черном списке, заигрывая с "не теми людьми", потому-то Моди в 2015 г. передумал  ехать на Мальдивы из-за подавления Ямином протеста оппозиции. После чего нынешний лидер обратил свой взор на политического соперника Индии в регионе - Китай. Ямин подключился к китайскому "Морскому Шелковому пути", связывающему Азию и Африку через Индийский океан. Его реализация предполагает создание ряда портов и прочих инфраструктурных проектов. Естественно, действия Ямина возмутили Нью-Дели, а потому он поспешил отправить туда с челобитной главу МИД Мохаммеда Асима. 

Сейчас Индия публично держится в стороне, ограничившись типичной "обеспокоенностью" и ни к чему не обязывающим призывом к власти соблюдать решение Верховного суда. Хотя очевидно, что ставка делается на Нашида, поскольку с Ямином у Нью-Дели упму сварить не удалось. Пекину в то же время явно больше импонирует нынешний лидер, поскольку он является залогом для укрепления Китая в Индийском регионе. Благодаря Мальдивам Пекин может выбраться из своего внутреннего Южно-Китайского моря и подобраться поближе к берегам де-факто его колонии - Африки.

Аналогичные индийским "рекомендации" направили в Мале и из ЕС, и из ООН. Вопрос в том, прислушается ли Ямин, захочет ли ослабить узлы, помня о том, как его сводный брат потерял власть? Тем более что в этом году пройдут президентские выборы, а в следующем - очередные парламентские. Пока же действующий глава государства явно вознамерился подчистить политическое поле, в прямом смысле закрывая соперников. Ибо в противном случае избирательный цикл для него и Китая завершится удручающими последствиями.

    Реклама на dsnews.ua