Бойцовский клуб Hi-Tech. Для чего Индии понадобилась ракета, которая сбивает спутники
Индия провела успешные испытания собственного противоспутникового оружия, сбив спутник-мишень на низкой околоземной орбите. Об этом с чрезвычайно довольным видом сообщил премьер-министр Нарендра Моди.
"Индия вошла в число космических сверхдержав после таких стран, как США, Россия и Китай. Наше противоспутниковое оружие успешно сбило аппарат на низкой околоземной орбите, — сказал Моди, вызвав в памяти образ Эллочки-людоедки, давшей наконец ответ заносчивой Вандербилдихе. — Только три страны в мире имеют такую возможность: США, Россия и Китай. Это момент гордости для Индии. Индия может защищать себя на земле, воде, в воздухе, а теперь и в космосе".
О технических подробностях пуска известно пока немного и в основном со слов Моди. Индийский премьер сообщил, что испытания системы АSAT (Аnti-Satellite), получившие название "Миссия Шакти", прошли с полным успехом — ракета сбила мишень через три минуты после старта, как и было запланировано.
Уточнение по поводу мишени — важная деталь, поскольку сбить чужой спутник в условиях реальных военных действий и собственную мишень на испытаниях — вещи немного разные. Дистанция между ними примерно такая же, как между черно-бурыми лисами дочери Вандербильда и собачьей шкурой, изображавшей выхухоль, купленной Эллочкой Щукиной по рабкредиту.
С другой стороны, даже с этими оговорками достижение налицо. Индия действительно стала четвертой в мире страной, способной попасть ракетой в спутник на низкой орбите. Для остальных эта задача пока нерешаема либо - таких большинство - вообще неактуальна. Что же касается боевого применения противоспутниковых систем, то такого опыта нет пока ни у кого и в ближайшем будущем не предвидится.
Не вдаваясь в технические детали, необходимо также признать, что, в отличие от "27-маховых" российских сверхракет и монструозных подводных аппаратов, индийская АSAT, по всей вероятности, совершенно реальна. Во всяком случае, о том, что Индия ведет работы над противоспутниковым оружием, сообщалось начиная, по меньшей мере, с 2010 г. Иными словами, индийская система не материализовалась из воздуха, как это произошло с нынешними московскими вундервафлями. Напротив, она постепенно эволюционировала и эту эволюцию можно проследить по новостям. Можно даже предположить, что индийцы создали АSAT на базе баллистической ракеты Агни-1 либо Агни-3. Но эти подробности способны заинтересовать разве что специалистов.
Зато политические последствия пуска намного интереснее. Собственно говоря, они и являются важнейшими в этой истории, поскольку реальное применение системы маловероятно. Следовательно, перед нами чистейшая демонстрация, рассчитанная в первую очередь на новостной эффект. Что же хотел сказать своей АSAT Моди и к кому он адресовался?
Прежде всего Моди обращался к индийским избирателям, демонстрируя успех, достигнутый во время его пребывания на посту премьера, и побуждая голосовать за его партию на парламентских выборах в текущем году. В этом плане испытания ASAT стали завершающим штрихом в спектакле под названием "Нас никто не победит", начавшемся "маленькой победоносной войной'с Пакистаном.
Во-вторых, Моди таким образом демонстрирует всему миру — но в первую очередь КНР, поскольку именно Китай занимал в списке обладателей антиспутниковых систем третью позицию и именно он является основным региональным соперником Индии, — что его страна не отстает технически и тоже может позволить себе такую роскошь как антиспутниковая ракетная система, пусть и в ограниченном числе экземпляров. Пусть даже в единственном экземпляре — но у кого их много? И зачем их вообще нужно много? Если кому-то понадобится сбить сразу много спутников, зачистив все до горизонта, с этим куда лучше справится небольшой, на одну-две мегатонны, орбитальный ядерный взрыв. А ЯО у Индии тоже есть. Она его тоже может себе позволить.
В-третьих, индийская система ASAT нацелена и на зарубежного избирателя, побуждая его голосовать за политиков с менее агрессивной, по меньшей мере относительно Индии, риторикой. Правда, это работает только в тех странах, где голос избирателя что-то значит. К примеру, на северных корейцев или на россиян такой прием не подействует, поскольку их мнение никого не интересует и ни на что не влияет. Но для большинства стран, имеющих хотя бы элементы демократии, это до некоторой степени срабатывает.
Еще совсем недавно индийские политики, и Моди в их числе, утверждали, что космос не должен быть военизирован. В этой связи любопытна риторика Моди, заверившего международное сообщество, что новые возможности Индии "не будут использованы против кого-либо, а являются чисто индийской оборонной инициативой в целях обеспечения ее безопасности", что Индия по-прежнему против размещения оружия в космосе и что проведенное испытание не нарушило ни одного международного договора. Впрочем, нельзя исключать и того, что мнение Моди будет оспорено. Во всяком случае, когда Китай в 2007 г. испытал свою ASAT, это встретило неодобрение международного сообщества. Очень любопытно будет посмотреть, как отреагирует мир на индийскую ASAT, и сравнить это с реакцией на китайскую.
Интересно и инженерное исполнение индийской ASAT, если взглянуть на него под социальным углом. Первые ASAT, разработанные в США, представляли собой длинную цепочку проб и ошибок с использованием разных вариантом таких систем как наземного, так и воздушного базирования. Советский инженерный поиск проходил уже в значительно суженном коридоре, а начиная с китайского варианта все сводилось к копированию наиболее удачной схемы, разработанной теми, кто успел сделать это раньше. Иными словами, перед китайскими и индийскими конструкторами ставилась задача не создать что-то свое, возможно, даже более эффективное, а "сделать как у людей". ASAT превратилась в очередной клубный пиджак, который шьют так, как принято, по устоявшемуся образцу, без каких-либо попыток внести в его фасон что-то свое.
И тут мы подходим к самому интересному: к тому, что это за клуб, что приносит членство в таком клубе и трудно ли удержаться в нем.
Природа такого клуба очевидна: в нем могут состоять те, кто способен скопировать фасон клубного пиджака председателя клуба, — это место прочно занимают США. Чтобы подвинуть США с их места, нужно несколько раз изобрести новый фасон пиджака, достаточно эффектный, чтобы напугать и восхитить мир, и достаточно сложный, чтобы его не смог немедленно воспроизвести действующий председатель. Как вариант — солгать, что такой суперпиджак у вас имеется в наличии. По этому пути пошла Россия со своими "27-маховыми" монстрами. Но вскоре выяснилось, что российский путь оказался крайне скользким. Во-первых, Москве никто не поверил. Во-вторых, США в очень короткие сроки презентовали свои ответы — и в области гиперзвука, и в области подводных беспилотников. Не с такими впечатляющими данными, как у россиян, но, в отличие от российских, реально существующие.
При этом — и это тоже надо понимать — речь в любом случае идет о штучных образцах, которые никогда не станут массовыми. Массовое оружие, которым действительно будут воевать, находится на существенно более низком технологическом уровне. На сегодняшний день его уровень — это, к примеру, F-16. Все, что сложнее, в значительной уже степени - пиар и показуха.
И здесь возникает последний вопрос: ну, хорошо, а воевать-то будут? Вот этим, массовым оружием? И если да, то кто?
Это, несомненно, самый важный и самый интересный вопрос, который одновременно сам отвечает на вопрос о том, для чего нужно членство в клубе "технологических пиджаков" и что оно дает. Дает это членство гарантию мира для тех, кто вошел в клуб. Члены клуба обладателей высокотехнологичным оружием, включая ядерное, всерьез не воюют. Да, между ними иногда случаются небольшие конфликты, которые одна из сторон провоцирует пиара ради, — таким был недавний конфликт Индии и Пакистана. И что, чем все закончилось? Да ничем — стороны побряцали оружием и разошлись. Иначе и быть не могло, поскольку все прекрасно понимают, что ядерная война не нужна никому, а широкомасштабный конфликт неизбежно перерастет в ядерный. И если бы Украина в свое время не отказалась от ЯО и не вышла по доброй воле из этого клуба, не было бы ни захвата Крыма, ни агрессии на Донбассе. Хотя, с другой стороны, это, скорее всего, в итоге и стало бы смертельным для Украины, ведь, не случись российской агрессии, Москва продолжала бы постепенно переваривать нас, впрыскивая в Украину очередные порции мифа о братских народах, как паук — едкий секрет в свою жертву. Впрочем, обсуждение всех плюсов и минусов украинско-российской войны — отдельная тема.
Так вот, члены клуба не воюют. Воюют отсталые страны, не вошедшие в клуб. В том числе и в прокси-войнах в интересах членов клуба. В последние годы члены клуба избегают даже участвовать в операциях по принуждению к миру, поручая самую неприятную и кровавую часть этих миссий контингентам из отсталых стран и ограничиваясь тыловым обеспечением и воздушной поддержкой.
Но такая идиллия не может длиться вечно. Клуб неизбежно будет расширяться, а уровень смертоносности массового оружия - расти. И здесь возникает развилка возможностей. Если рост уровня реальной, в классическом понимании этого слова, вооруженности будет превалировать над другими методами разрушения страны-противника, то кто-то рано или поздно — не суть важно кто и почему, возможно, даже и с благими целями, борясь за правое дело, — нажмет условную "красную кнопку". Вопреки распространенному заблуждению, это не вызовет конец света. Устроить Апокалипсис сложнее, чем это утверждает пропаганда, направленная на запугивание обывателя в интересах членов клуба. Но мировая война существенно перетасует геополитическую колоду, и на руинах старого мира возникнет уже новый клуб с тем же или с другим председателем, после чего все пойдет по новому кругу.
Если же эффективность информационных и экономических войн будет расти опережающими темпами по сравнению с войнами классическими, клуб потихоньку станет закрытым. Не потому, что в него перестанут принимать новых членов, а потому, что уже не будет желающих в него вступить. Конечно, какое-то время этот клуб владельцев ужасных военных машин еще просуществует, но затем мало-помалу захиреет, поскольку мировые противостояния перейдут в иную плоскость, а члены клуба в силу большей технической продвинутости раньше других освоят и новые методы ведения войны.
Сложно сегодня сказать, на какую из двух дорожек, ведущих от этой развилки, свернет человечество. Признаюсь, мне и самому интересно посмотреть на то, какой путь будет в итоге выбран.