Politico (США) посвятил статью политическим прогнозам, назвав Восточную Европу "не географическим регионом, а собранием тревог и беспокойств". Во времена холодной войны это были порабощенные страны советской империи, говорится в статье. Некоторые из них презирали ярлык "восточный". Некоторые были уязвлены тем, что Запад в Ялте согласился отдать Восточную Европу и не воспрепятствовал вторжению советских войск в Венгрию и Чехословакию. Теперь появились новые тревоги из-за вновь возникшего ощущения предательства Запада, вызванные российском вторжением на украинскую территорию. Померкла прежняя убежденность в солидарности НАТО и ЕС, возникают и набирают вес новые организации по вопросам региональной безопасности и о договоренностях с целью сдерживания российской угрозы - как, например, организация оборонного сотрудничества скандинавских стран Nordefco, в состав которой входят не являющиеся членами НАТО Швеция и Финляндия. Если Америка и Британия поддерживают Nordefco, то Россия, напротив, расценивает связи НАТО со Швецией и Финляндией как часть тщательно спланированной "военной блокады всех границ на западе России".
Западные страны обычно игнорировали тревоги восточных, говорится в статье. Очень долго исходящую от России угрозу не воспринимали всерьез, считая, что после распада СССР Россия не представляет и не будет представлять никакой опасности. Запад полагал опасения стран Балтии, а также Польши и Чехии следствием их болезненного исторического опыта. В путинскую эпоху вопрос территориальной обороны Европы стал табуированным. Даже когда Россия стала превращаться во все более самовластную и враждебную страну, а Владимир Путин занял открыто конфронтационную позицию, Запад упорствовал со своей политикой, а НАТО и ЕС продолжали настаивать на том, что все хорошо, - утверждает автор.
Ответом на российские издевки были диалог и интеграция, а не конфронтация и устрашение. Теперь западные политики с неохотой признают, что восточные европейцы были гораздо точнее в оценке россиян. Россия резко увеличила военные расходы, ее экономика, несмотря на свою коррумпированность и другие слабые места, показала примечательную стабильность, из-за которой любые санкции против нее оказываются безрезультатными. Россия для Восточной Европы - близкий сосед и, возможно, угроза ее существованию. Первыми в этих рядах выступают поляки и эстонцы, которые нарастили серьезный военный потенциал: Польша имеет самую крупную армию в регионе, а Эстония отличается передовыми возможностями в сфере кибербезопасности и разведки.
Кроме того, их оценки относительно намерений и планов путинского режима весьма пессимистичны. Такое мнение подкрепляет и тот факт, что посягнуть на территориальную целостность Украины оказалось неожиданно просто, а Запад легко смирился с аннексией Крыма, хотя это стало грубым нарушением норм международного права и уничтожило религиозные свободы, права крымских татар и прочие принципы европейской системы безопасности после 1991 года. Беспомощная реакция Запада показала Кремлю, что Запад не готов нести серьезные экономические потери, а лидеры Чехии, Словакии и Венгрии не разделяют тревогу своих коллег. Поэтому они не увеличивают военные расходы и не хотят страдать от санкций, видя в России благоприятные возможности для бизнеса. Венгрия покупает в России новую атомную электростанцию, а вместе с Австрией и Болгарией выступает за строительство газопровода из России под названием "Южный поток", который сделает их менее зависимыми от транзита газа с территории Украины, и предупреждения со стороны ЕС не произвели впечатления на болгарское руководство. Поэтому вопрос европейской безопасности остается открытым, пока НАТО и ЕС лояльно относится к действиям Путина, которые автор статьи характеризует как политическое давление, запугивание, блеф, уловки и разжигание военной истерии.
В отличие от изданий, которые рассуждают туристическом затишье в Крыму, Die Presse сообщает о сокращении числа туристов из России и из Украины в Австрии на протяжении двух последних месяцев. Нередко россияне узнают на кассе, что их кредитная карта заблокирована, многие опасаются антироссийских настроений. В марте количество забронированных россиянами гостиничных номеров сократилось на 13% по сравнению с предыдущим месяцем, в апреле - на 22%. Особенно пострадали дорогие венские гостиницы и магазины, которые сообщают, что приезжие тратят на шопинг все меньше средств - причем это касается и наиболее платежеспособных и респектабельных клиентов. В зависимости от бренда и магазина выручка от покупателей из России упала на 15-50% (в то время как по статистике россияне ежегодно оставляют в магазинах Австрии до 60 млн евро). Кризис в Украине, говорится в статье, добавил к полемике о санкциях против России проблему с российской валютой, которая очень обесценилась и сделала Австрию менее привлекательной для путешествий.
Французские газеты также продолжают следить за ситуацией, в частности, за столкновениями сепаратистов и представителей официальной власти на территории восточной Украины. Le Monde отмечает, что Украина хоть и усилила свои позиции, однако по-прежнему остается в состоянии войны и нестабильности, а от вновь избранного президента потребуется налаживание контактов с Москвой. Издание признает, что Майдан возник первоначально не только в знак поддержки евроинтеграции, но и как протест против коррумпированной системы "в русском стиле", то есть олигархии, которая объединяет деловой и политический мир в единое безнравственное целое. И для того, чтобы получить помощь ЕС и США, Порошенко придется существенно модифицировать это отмершую форму правления.