Восток против Запада. Как социализм Евросоюз расколол
Один человек продемонстрировал всю глубину раскола в ЕС — между старой и новой Европой. Это вице-президент Еврокомиссии, эсдек из Нидерландов Франс Тиммерманс. Сейчас Евросоюз проходит через процесс формирования институтов исполнительной власти после майских выборов в Европарламент. И процесс этот, запущенный лидерами ЕС на минувшем саммите G20 в Осаке, проходит с невероятными сложностями.
Изначально лидеры блока планировали распределить должности следующим образом: отдать руководство Еврокомиссией Тиммермансу, преемником Дональда Туска назначить представителя группы ALDE (либералов), пост верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, занимаемый пока Федерикой Могерини, отдать женщине из рядов Европейской народной партии (христианским демократам) и им же — пост главы Европарламента.
Однако нашла коса на камень. Кандидатура Тиммерманса встретила ожесточенное сопротивление со стороны как Европейской народной партии, так и ряда государств, относящихся к новой Европе (это название с легкой руки Дональда Рамсфельда, министра обороны в администрации Джорджа Буша-младшего, обозначает совокупность стран, входивших в советскую зону интересов и лояльных скорее к США, чем к западным - "старым" соседям по континенту). В оппозицию эсдеку из Нидерландов ушла Вышеградская группа (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия). В итоге действующему президенту Евросовета Дональду Туску в воскресенье вечером пришлось отложить начало саммита ЕС и с головой погрузиться в переговоры с лидерами блока.
Вышеградский бунт
Польша и Венгрия, где у власти находятся правопопулистские силы ("Право и справедливость" и, соответственно, "Фидес"), категорически не приемлют социалиста на посту президента ЕК. Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и президенту Франции Эммануэлю Макрону, поддерживающим такое распределение должностей в институтах ЕС, не удалось переубедить польского премьера Матеуша Моравецкого, с которым они встречались перед саммитом.
Для самой Меркель договоренности в Осаке с Францией, Испанией и Нидерландами относительно Тиммерманса обернулись серьезными личными политическими потерями. Хоть и сложившая де-юре полномочия, но де-факто все еще лидер ХДС, она столкнулась с яростным сопротивлением ее плану по назначению Тиммерманса главой ЕК со стороны как лидеров всех европейских сил, так и немецких христианских демократов, входящих в составе Европейской народной партии. С другой стороны, Меркель уже и так уходит на пенсию в 2020 г., потому может вполне пожертвовать еще частичкой своего реноме напоследок. Вопрос в том, будет ли достаточно этой жертвы, чтобы не допустить блокирования кандидатуры Тиммерманса.
Глава правительства Польши настаивает, что Европе нужно найти кандидата, который "сможет объединить, сможет навести мосты, найти компромиссы", которым Тиммерманс не является, поскольку не понимает, что из себя представляет Центральная Европа. В Варшаве испытывают неприязнь к нидерландцу, поскольку тот в предыдущие годы неоднократно позволял себе критиковать действия правопопулистских властей Польши и Венгрии, подрывающие основы верховенства права.
Кстати, венгерский коллега Моравецкого и лидер "Фидеса" Виктор Орбан в письме на имя президента ЕНП Джозефа Даула назвал выдвижение Тиммерманса "исторической ошибкой". Аналогичное по тональности заявление сделал и премьер-министр Чехии Андрей Бабиш, по мнению которого предлагаемый на пост президента ЕК Тиммерманс "не тот человек, который должен объединять Европу".
Каков расклад
Кандидатуру Тиммерманса активно продвигают Германия, Франция, Испания, Нидерланды и, судя по всему, уже и Болгария. Премьер этой балканской страны Бойко Борисов еще недавно нападал на Меркель, заявляя, что она лидер Христианско-демократического союза, а не ЕНП, и критиковал Тиммерманса, после встречи с последним (развернувшим, к слову, бурную переговорную деятельность в эти выходные) изменил свою позицию. В Европе этот разворот Борисова считают результатом достижения неких договоренностей. Среди "плюшек" от Тиммерманса и его сторонников называют как перспективу вхождения Болгарии в Шенгенскую зону, так и пост главы европейской дипломатии.
Кто точно против, известно — Вышеградская четверка. Хотя есть сомнения относительно Словакии, чье левоцентристское правительство может все же поддержать собрата из Нидерландов. В то же время в списке потенциальных союзников Польши, Венгрии и Чехии могут оказаться также Эстония, Литва, Румыния, Хорватия, Ирландия, которые не испытывают энтузиазма касательно эсдека во главе ЕК. Также Варшава вела переговоры и с итальянским правопопулистским правительством.
На данный момент кандидатуру Тиммерманса вроде как поддерживают большинство стран — членов Евросоюза, однако для блокирования его кандидатуры Вышеградской группе необходима поддержка еще четырех государств. Если к полякам, венграм, чехам и словакам присоединятся также эстонцы, литовцы, румыны, хорваты и итальянцы (необязательно все сразу, достаточно четырех из пяти), то нидерландец может и не стать преемником Жан-Клода Юнкера. Такой сценарий вполне вероятен, поскольку консультации, длившиеся пять часов этой ночью, так ни к чему и не привели. Стороны снова сядут за стол переговоров в понедельник.
Если новый раунд будет тоже безрезультатен, то далее возможны следующие сценарии: или ЕС, по неофициальным данным, может собраться на саммит 15 июля, или же придется рассматривать другую кандидатуру вместо Тиммерманса. Альтернативными претендентами упоминались переговорщик Евросоюза по Brexit Мишель Барнье (Франция), глава Всемирного банка Кристалина Георгиева (Болгария) и премьер-министр Ирландии Лео Варадкар.
Раскол в Европе
Неприятие кандидатуры Тиммерманса, как и демарш союзников по ЕНП против канцлера ФРГ, продемонстрировали продолжающееся разделение Европы (и параллельно — новую грань польско-немецкого конфликта). Этот раскол спровоцировал серьезный политический кризис, затронув все без исключения институты Европейского Союза: и Еврокомиссию, и Европарламент, и Евросовет. Да и Совет Европы вкупе с Ассамблей, где после возвращения российской делегации сформировалась оппозиция из семи стран: Украины, Грузии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии. Причем оппозиция весьма активная, то есть не ограничивающаяся громкими заявлениями с трибуны. Дальнейшая ее консолидация, к примеру, выразилась в своеобразном саммите семерки в Люблине по случаю 450-летия подписания Люблинской унии. После встречи маршалок польского Сената Станислав Карчевский сообщил о подготовке резолюции по случаю возвращения россиян в ПАСЕ и последующих переговоров в таком формате.
Что еще занятно, так это выстраивающийся ныне внешнеполитический вектор стран Западной и Центральной Европы. Так, если постсоветские страны по большей части движутся в направлении, обратном российскому, то старая Европа, в особенности Франция, Германия, все чаще заглядывает в рот Кремлю. Следствием чего стала не только реализация российского проекта "Северный поток-2", который, между прочим, намерены пустить в обход выступающей против трубопровода Дании, но и собственно голосование за возвращение делегации РФ в ПАСЕ, несмотря на то что Москва не выполнила выдвинутые Ассамблеей ранее требования касательно оккупированных Крыма и регионов Донбасса. Потому уже не вызывает удивления намерение Макрона в следующем году побывать на параде победобесия в Москве по случаю 75-й годовщины окончания "Великой Отечественной войны". Как видим, Западную Европу все больше, переиначивая одну песню, и уносит ее, и уносит ее в "звенящую снежную даль". Что, в свою очередь, дает основать говорить: текущий политический кризис в ЕС далеко не последний.