• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Безопасные и бесполезные. Почему российская оппозиция не выйдет из гетто

Большинство российских оппозиционеров, стараясь не касаться опасного вопроса агрессивной внешней политики Кремля, сосредоточено на борьбе с коррупцией, экологии и социальных темах. Но ни одна из них не может породить протестное движение федерального масштаба

Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Репрессии в отношении российских оппозиционеров продолжают набирать обороты. После объявления Мосгорсудом Фонда борьбы с коррупцией экстремистской организацией, под ударом оказались не просто сотрудники структур Алексея Навального, но даже не связанные с политикой люди, хотя бы однажды направлявшие туда пожертвования. Еще одной жертвой нового репрессивного витка стало объединение российских адвокатов и правозащитников "Команда 29". Члены "Команды" объявили о ее ликвидации из-за опасений уголовного преследования: ее глава, адвокат Иван Павлов в свое время защищал Навального, а саму организацию российские власти связывают с чешской НКО, признанной в России "нежелательной организацией".

Протест "в рамках дозволенного"

Вместе с тем большая часть украинской общественности взирает на события в соседней стране довольно отстраненно. Такое отношение вполне понятно: многие публицисты на протяжении последних семи лет справедливо упрекали россиян, что даже до новых "драконовских" законов буквально единицы заступались за захваченных в Керченском проливе украинских моряков, крымских татар или других политзаключенных, связанных с Украиной. Подавляющее большинство российских оппозиционеров сосредотачивалось на борьбе с коррупцией, стараясь не касаться опасной и непопулярной темы агрессивной внешней политики Кремля.

Справедливости ради стоит сказать, что украинская тема на протяжении этих лет периодически всплывала в российском либеральном дискурсе. Вспомним хотя бы неоднократные "марши мира" против войны с Украиной и акции в поддержку Олега Сенцова на пике его голодовки. На крупнейшем съезде российских оппозиционеров в эмиграции, Форуме свободной России, также регулярно обсуждается внешнеполитическая повестка и периодически выделяется специальная украинская секция, на которой выступают киевские политологи.

Тем не менее, большинство представителей российской оппозиции продолжали воспринимать "украинскую" тему как "внешнюю", не слишком полезную в их политической деятельности внутри России, а главное – слишком опасную. В самом деле, тема борьбы с коррупцией, не касающейся лично Владимира Путина и его ближайшего окружения, долгое время формально входила в официальный тренд, а люди, занимавшиеся ей, до последнего времени не слишком сильно рисковали получить ярлык "нацпредателей" и попасть в разряд "врагов государства".

Если не брать во внимание последний год, антикоррупционная тема находилась "в рамках дозволенного" и даже использовалась властями для укрепления своего авторитета и возможности держать чиновников под контролем. В сравнении с этим любые высказывания на тему внешней политики автоматически определяли человека в разряд "антироссийских сил", что грозило не только тюремными сроками, но и общественной травлей.

Реклама на dsnews.ua

Игра на внешней угрозе

Как показала практика, избегание "опасных тем" не уберегло российскую оппозицию от репрессий. Вместе с тем, добиться ощутимых перемен в стране, игнорируя внешнюю политику Кремля, не получится. Российская пропаганда не нацелена на то, чтобы отрицать факт загрязнения воздуха, коррупции или других социальных проблем. Да, эти темы обычно замалчиваются в российских СМИ, однако не блокируются тотально. К примеру, проблемы взяточничества и некомпетентности чиновников были подняты даже в российском развлекательном контенте – достаточно вспомнить сериалы "Год культуры", "Домашний арест" и "Последний министр".

Однако ни одна из этих тем не способна породить по-настоящему серьезное протестное движение федерального масштаба, поскольку насаждаемый Кремлем страх влияет на россиян сильнее, чем возмущение от беззакония и падения уровня жизни. Речь идет не только о страхе репрессий, но, в первую очередь, о тщательно культивируемом пропагандой образе Запада как "внешней угрозы".

Во-вторых, сюда относится агрессивно насаждаемый годами страх перед революцией как неизбежным хаосом, разрухой и войной, и в-третьих, убежденность населения в том, что воровство неизбежно при любой власти с той лишь разницей, что любое новое правительство, помимо "разграбления" России, будет сознательно пытаться "уничтожить ее по приказу заокеанских хозяев".

Таким образом, пока россияне продолжают видеть в Путине "защитника и спасителя" от перечисленных угроз, они не решатся на протест революционного типа, опасаясь, что после этого станет "еще хуже". Соответственно, без работы по нивелированию этих угроз сознание российского обывателя не изменится.

Обезоруживающая бессмысленность

В то же время, нельзя сказать, что борьба с коррупцией внутри России никак не влияет на другие страны. Демонстрация коррумпированности и продажности российских элит как минимум способна убить мотивацию россиян работать на свою страну, в том числе и на "внешнем" фронте. В самом деле, даже московские журналисты утверждают: "цианидом предательства" буквально пропитаны структуры российской власти и вся культура современной политической жизни, а измена – это "самый скоростной социальный лифт российской элиты".

Очевидно, что даже убежденный российский "ура-патриот", грезящий величием своей страны и мечтающий ей служить, вряд ли согласится воевать или шпионить в пользу Москвы, когда поймет, что чиновники "эшелоном выше" с легкостью сдадут его, как разменную монету, а для "жуликов и воров", находящихся у власти, его деятельность вообще не имеет значения, поскольку не связана с их личными финансовыми интересами. Как отмечал бывший сотрудник Госдепартамента США Алексей Собченко, "для этих людей нет более страшной вещи, чем быть отрезанными от Запада и его благ", и ради их сохранения они пойдут на все.

Если развенчание мифа о "внешней угрозе" способно повлиять лишь на людей, движимых "защитной" мотивацией, то все новые публикуемые на Западе доклады и расследования, вскрывающие коррупционные схемы российских бизнесменов, чиновников и силовиков, могут выбить из колеи даже агрессивно настроенных имперцев. Одно только количество источников, с радостью "сливающих" на Запад секреты своих коллег, способно проиллюстрировать глубину разложения системы. В результате сама работа на такую систему, независимо от взглядов человека, начинает восприниматься им как абсолютно бессмысленная.

Это показывают и социологические данные. Несмотря на некоторое снижение уровня протестного потенциала в России, пассивное недовольство действиями властей продолжает расти, а рейтинг лично Владимира Путина среди молодежи снижается. Нежелание россиян вакцинироваться также демонстрирует тотальное недоверие обывателей власти. Пока что недовольные россияне боятся, а главное, не видят смысла выходить на протесты. Однако мы, как минимум, можем прогнозировать, что новые агрессивные действия Кремля во внешней политике уже не породят ура-патриотического подъема, а напротив, вызовут новую волну народного недовольства. И, возможно, в решающий момент этот фактор окажется совсем не лишним.

    Реклама на dsnews.ua