Санкции в отношении Беларуси и премия Сахарова. Как Кипр выставил Евросоюз слабаком
Санкции Евросоюза против режима Александра Лукашенко из-за позиции Кипра не были согласованы во время заседания Совета ЕС
Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель не скрывал своего разочарования коллегами после заседания Совета Евросоюза, во время которого министры иностранных дел стран-членов рассматривали введение санкций в отношении режима Александра Лукашенко в ответ на жестокое подавление акций протеста в Беларуси.
Боррель признал, что вопрос санкций вверг внешнюю политику Евросоюза в "очень напряженный" кризис.
Случилось это благодаря Кипру, который блокированием санкций против Лукашенко надеется вынудить Брюссель обратить внимание и на его конфликт с Турцией, чьи суда проводят геологическую разведку нефтегазовых месторождений у побережья острова.
Кстати, Никосия так поступает не впервые.
К аналогичному дипломатическому шантажу Кипр прибегнул в январе текущего года, когда блокировал крымские санкции ЕС в отношении оккупационной российской власти; а также в начале сентября — против ответственных за строительство Керченского моста и за проведение кибератак на немецкое правительство.
Имеющиеся внутренние, или лучше сказать условно внутренние противоречия — между странами-членами ЕС Грецией и Кипром, с одной стороны, и Турцией, вместе с ними состоящей в НАТО — с другой, привели к тому, что Евросоюз попросту забуксовал.
И это тогда, когда Брюсселю следовало бы действовать как можно быстрее. По сути, еще вчера, оглядываясь на коленопреклонство Лукашенко на аудиенции Владимира Путина в Сочи.
Москва-то как раз не буксует и весьма оперативно реагирует на ситуацию в Беларуси, готовая вносить в нее свои коррективы.
Например, она вполне может лишить Лукашенко власти и заменить его кем-нибудь более лояльным и приятным для глаза беларуса-демонстранта из числа оппозиции. Благо в том лагере лиц, жаждущих сохранения дружбы с Россией, предостаточно.
Российский президент выводы сделал.
Во-первых, из революции в Украине. А потому предложил Минску кредит на $1,5 млрд, который, если такая необходимость возникнет, может получить уже новое правительство и до того, как ситуация вышла бы из-под контроля Кремля.
Во-вторых, учел Путин и собственно белорусский опыт. Но уже в контексте российских протестов. Хозяин Кремля своим указом возродил институт политруков (если таковым это можно назвать) в силовых органах. Специалисты по пропагандистской обработке появятся в Росгвардии, имеющей мандат на "усмирение" недовольных.
Евросоюз в то же время либо никаких уроков из событий в Украине и Беларуси не извлек, либо попросту оказался неспособен преодолеть политические и бюрократические разногласия внутри себя.
Вместо конкретных, ощутимых действий, Брюссель готов предложить беларусам…премию Сахарова.
На эту премию три ключевые политические группы в Европейском парламенте — Европейская народная партия, "Социалисты и демократы" и Renew Europe номинировали всю оппозицию Беларуси в лице ее Координационного совета, в состав которого входят вероятная победительница президентских выборов Светлана Тихановская, писательница Светлана Алексиевич, Мария Колесникова, Ольга Ковалькова, Вероника Цепкало, Сергей Тихановский, Алесь Беляцкий, Сергей Дылевский, Степан Путило, Павел Северинец, Николай Статкевич.
Нет, премия бесспорно престижная. Это важный месседж от Брюсселя и Минску, и Москве. Но, к сожалению, не более.
Потому как премия была бы прекрасным медийным дополнением к санкциям в отношении режима Лукашенко. И, видимо, таковым быть и планировалось, ведь список номинантов на сайте Европарламента появился 17 сентября.
Только вот санкций пока не намечается. И не факт, что соответствующее решение министры иностранных дел стран-членов ЕС примут на следующем заседании, которое, как сообщил Боррель, состоится 12 октября.
По той простой причине, что Кипр, Греция и Турция вряд ли смогут так быстро прийти к приемлемому компромиссу, поскольку Анкара уж больно хочет участвовать в газовых проектах Никосии, Афин и Иерусалима. И готова проявлять жесткость в переговорах.
Москва, заметим, тем временем продолжит окучивать Беларусь.
Подсластить пилюлю
Вот и выходит, что премия Сахарова, если беларусская оппозиция все же ее получит, — как мертвому припарка.
К тому же, ее медийная и политическая ценность достаточно легко может быть сведена к минимуму. Для этого есть предпосылки.
Так, издание EUobserver уже обратило внимание на то, что упомянутые выше политические группы ЕП хотят вручить премию Сахарова, которой награждают за успехи в защите прав и свобод человека, среди прочего, людям, которые являются гомофобами (издание прямым текстом так их и назвало).
Да, среди тех, кого номинировали как представителей оппозиции Беларуси, таковые имеются на самом деле.
В частности, это члены консервативной партии "Белорусская христианская демократия", а именно значащиеся в списке Павел Северинец и Ольга Ковалькова.
БХД вместе с другими оппозиционными силами в начале года сформировала перечень требований к единому кандидату. Одним из пунктов в нем, по настоянию консерваторов, было условие "Не выступать против традиционных семейных ценностей".
Ковалькова подчеркнула, что для нее традиционные семейные ценности — это "брак между мужчиной и женщиной".
Северинец также заметил: "Абсолютное большинство белорусского народа, когда идет речь о народном голосовании или о национальную кампанию, придерживается традиционных взглядов на семью и общество. Традиционные взгляды на семью — это то, что семья есть мужчина, женщина и дети. Точка".
Этот политик также в марте подтвердил, что подписывал петицию верующих с требованием на законодательном уровне запретить "ЛГБТ-пропаганду".
Во-вторых, включение европейскими партиями членов БХД в список номинантов в своих целях может использовать и Кремль.
Это прекрасный повод минимизировать значение премии, лауреатом которой, к слову, в прошлом году стал Олег Сенцов — достаточно вновь завести разговор о лицемерии и двойных стандартах Европы, которая с одной стороны критикует того же главу Чечни Рамзана Кадырова за преследование представителей ЛГБТ, а с другой стороны закрывает глаза на гомофобию отдельных беларуских оппозиционеров, когда это ей выгодно.
Хотя на деле ЕС, по всей видимости, просто пытается двигаться вровень с Кремлем в вопросе поддержки беларусов.
Путин, напомним, во время сочинской встречи показательно поддержал весь народ Беларуси — и сторонников, и противников Лукашенко.
Брюссель также решил сделать реверанс не перед одним-двумя лидерами оппозиции, а перед всеми беларусами, выходившими на улицы, выступая против фальсификации результатов президентских выборов.
Получилось не очень. Особенно после того, как введение санкций в ЕС провалили.
Поддержка Евросоюзом беларусской оппозиции теперь выглядит неубедительно. Тем более накануне встречи лидеров ЕС с Тихановской, которая должна состояться 28 сентября. Та, к слову, комментируя вчерашнее заседание Совета ЕС, призвала Евросоюз быть "смелее" и подчеркнула важность для борьбы оппозиции санкций против Лукашенко и его окружения.
Что Брюссель может на это ответить?
Боррель уже показал, как разочарован дипломатией Европейского Союза. И вдобавок попытался сгладить острые углы сравнением беларуского режима с венесуэльским: "Когда мы говорим о Лукашенко, то это сопоставимо с ситуацией в Венесуэле. Мы не признаем легитимность Мадуро как президента Венесуэлы. Так же мы не признаем демократической легитимности господина Лукашенко, потому что мы не считаем, что выборы были честными, мы считаем, что выборы были сфальсифицированы".
Правда, одних деклараций и премий совершенно недостаточно. Да, откровенно говоря, и сравнение Лукашенко с Николасом Мадуро не самое удачное.
Потому как, если уж эту боррелевскую аналогию рассматривать в полном объеме, вряд ли Тихановская хотела бы быть беларуским Хуаном Гуайдо, который так и не стал лидером Венесуэлы. И скорее всего не станет, поскольку Мадуро даже удалось расколоть оппозицию, соблазнив отдельные партии амнистией для видных ее представителей.