Выйти за рамки. Как использовать болтливых западных секретоносителей
Наши представления о мировоззренческом инфантилизме Запада, избалованного длительной жизнью в относительно безопасной среде, безнадежно устарели. Всё обстоит много хуже: речь идет об идиотизированном обществе, а не отдельных исключениях. Но других союзников у нас нет — и наши перспективы нужно оценивать исходя из этого факта.
В понедельник, 4 марта, национальный гвардеец штата Массачусетс Джек Тейшейра заключил соглашение с судом о признании себя виновным в разглашении секретной информации, что означало 16-летний приговор, с возможностью снижения срока до 11 лет, но никак не меньше. 21-летний на момент ареста Тейшейра, служивший в ВВС Национальной гвардии, слил в игровом чате данные о видах военной техники, которые США были готовы поставлять Украине — дело было год назад, когда США еще не завязли во внутренних разборках.
Никакой корысти в действиях Тейшейры найдено не было – он выкладывал секретные военные сведения в открытый чат просто для того, чтобы придать себе значимости в глазах собеседников.
Он что, идиот? Не обязательно. Психологически всё было намного сложнее. Тейшейра был одинок в реальной жизни, общение с виртуалами, с которым он никогда не встречался вживую, заменяло ему нормальную социализацию. Кстати, если бы Тейшейра выкладывал эти сведения в закрытой переписке, его, скорее всего, не разоблачили бы никогда.
В итоге Тейшейра не только подставил Украину, но и искалечил себе жизнь. Сейчас ему 22 года, шанс выйти на свободу он получит не ранее 33. И есть ещё военный суд, там идёт отдельный процесс, и этот суд вполне может довесить прибавку к его 16-летнему сроку, и без того не маленькому. Морального удовлетворения приговор Тейшейре не вызывает, поскольку он никакой не злоумышленник. Но и формулировка "просто дурак" не вполне отражает ситуацию, которую хотелось бы считать единичным и трагическим случаем… Хотелось бы — но не выйдет, потому, что в субботу, 2 марта, за два дня до того, как Тейшейра получил свои 16 лет, гражданский сотрудник ВВС США (опять ВВС!) Дэвид Франклин Слейтер, был арестован при сходных обстоятельствах!
63-летний отставной подполковник Слейтер – вовсе не "ребенок", как называл Тейшейру его адвокат, пытаясь смягчить сердца судей, а человек более чем зрелый. Ему предъявлено обвинение в распространении секретной информации на иностранном сайте знакомств, в ходе общения с собеседником, который утверждал, что является женщиной, живущей в Украине. Они общались по электронной почте и через онлайн-платформу обмена сообщениями. Виртуальная дама называла Слейтера "Милый Дэйв" и "мой секретный агент", а тот, почёсывая своё эго, сливал ей оперативную информацию по Украине и США, начиная с марта 2022 года. Слил он её примерно на 30 лет тюрьмы и $750 тыс. штрафа. Корыстные мотивы, опять же, не доказаны. Скорее всего, их не было.
Можно ли утверждать что эти два случая уникальны? Позвольте в это не поверить, поскольку где два, там и 222. И возникает вопрос, что с этим делать — ведь речь определенно идет не просто о двух идиотах, а о чём-то большем и многоплановом. В частности, о том, что манипулятивные техники в виртуальном пространстве вышли на уровень, позволяющий вскрыть, как консервную банку, если не любого человека, взятого в разработку, то, по меньшей мере, очень многих. Неизвестно, сколько носителей военных секретов на Западе уже вскрыто таким образом, но есть подозрение, что их десятки тысяч. Это не считая прямых агентов, сливающих секреты с корыстными целями.
И даже если каждый из этих десятков тысяч владеет только кусочком секретной мозаики, методы Big Data позволяют на их основе сложить всю картину целиком. Так что, когда президент Зеленский говорит, что планы украинского наступления стали известны в Кремле через считанные часы после их утверждения, он, вероятно, не преувеличивает.
И возникает ещё один вопрос: а что, московские планы тоже становятся известны в Киеве и Вашингтоне за считанные часы? Или это работает только в одну сторону? Если в одну – надо изучить причину такой полупроводимости, и, как минимум, активно заимствовать опыт противника. Если в обе стороны – думать о том, как сократить утечки с нашей стороны, и создать для Москвы максимум проблем.
В любом случае очевидно, что борьба за защиту секретной информации вышла на новый уровень. Скандал с утекшей в Сеть внеслужебной болтовнёй немецких офицеров, лениво обсуждавших из отеля в Сингапуре (!) возможность атаки Крымского моста ракетами Taurus, которые Шольц давать Украине категорически не хочет, с упоминанием служебных секретов (!!), начиная с пятницы жуёт российская пропаганда, и это ещё один тревожный звонок. И де-факто пророссийский путч в Польше, с которым варшавское правительство ничего не может сделать – ещё один.
Очевидно, дело не в идиотах, как таковых – ни в отдельных экземплярах, ни даже не в десятках, сотнях и тысячах идиотов, организованных агентами тоталитарных стран в сообщества, партии и группы политиков, и манипулируемых ими. Дело, как минимум, в среде, порождающей таких идиотов массово, а эту среду создают две системные проблемы. Первая – психологическая неготовность Запада признать тот факт, что, независимо от (не)желания воевать с тоталитарным блоком КНР-Россия-Иран-КНДР, он уже находится с ним в состоянии войны. То, что по западным городам ещё не прилетают "шахеды", означает не мир, а наличие благоприятных обстоятельств в лице сражающейся Украины, которая даёт Западу время для подготовки к отражению таких атак. Но Запад не использует этот шанс! Его общество пребывает в расслабленном состоянии "чужой войны в телевизоре", а структуры управления неспособны провести мобилизационные мероприятия.
Очевидная логика говорит о том, что при таких раскладах поражение Запада выглядит неизбежным, несмотря на его огромный промышленный перевес. Этот потенциал, в данном случае, не имеет ни малейшего значения. Имеют значение только психологическая готовность сражаться — раз, и способность производить оружие в достаточном количестве — два. По обоим параметрам Запад уступает тоталитарным противникам, а, то, что мы наблюдаем сегодня – не преодоление ситуации, а её бюрократическое забалтывание.
Вторая проблема – выход информационных войн на новый уровень. К которому, опять-таки, ни Запад, ни мы психологически не готовы. Тоталитарный блок тоже не вполне к нему готов, но за счет отсутствия там гражданских свобод, он менее уязвим. С этим всё обстоит ещё хуже – нет даже внятных планов того, как устранить утечки информации через виртуальное пространство. Ясно, что в итоге придется строить нечто похожее на китайский файервол, но более жесткое, изолируя тоталитарные страны, и вылавливая как прямых агентов, так и болтунов с доступом к секретам, с помощью ИИ, обрабатывающих гигантские массивы информации. В том числе и формально-приватной. Во вторую очередь придется выявлять просто ненадежных граждан, ставя их на учёт и под контроль, причём, таких граждан будут миллионы. Это означает, среди прочего, конец всякой приватности в общении через любые системы связи. Конечно, её и так давно уже нет, но иллюзия, что она существует ещё жива, и отказ от неё будет мучителен.
Для таких мер нужно много времени, очень много денег, и готовность общества занять круговую оборону. И, если проблемы со временем и деньгами ещё можно решить, то с готовностью к сопротивлению всё обстоит крайне скверно – см. пункт первый.
В общем, рассчитывать на решение проблемы, пусть даже с применением ИИ неслыханной сегодня мощи, нам пока не приходится. По очевидной причине: перспектив внезапного прозрения Запада, будем говорить прямо, пока не видно. Далее в ход идет простая логика, в рамках которой следуют крайне неприятные для нас выводы, но деться от них некуда.
При существующем уровне помощи Запада Украине, а также реальной готовности Запада оказывать нам эту помощь систематически, без перерывов, колебаний, провалов и сливов в Сеть его и наших планов, мы – уже не Запад, а именно Украина, можем оказаться перед угрозой проигрыша. Конечно, наши союзники тоже проиграют следом за нами, но они могут этого даже не заметить, уютно устроившись в новой реальности. Нет нужды приводить аналогии из истории оккупированной Европы времен Второй мировой — любой желающий найдет их сам.
Нам же в случае проигрыша ничего уютного не светит. Москва прямо говорит о намерении уничтожить и украинцев, и саму идею украинства. В частности, в московские планы входит физическое уничтожение всех носителей этой идеи — их, в случае победы России, просто поставят на край рва и расстреляют, как это практикуется и сейчас на оккупированных территориях Украины, но только уже в масштабах в тысячу раз больших. Самим нам с московитами не справиться — силы и ресурсы слишком неравны, а помощь Запада… Давайте говорить прямо: после двух лет войны Запад всё ещё не готов, ни политически, ни психологически оказать нам достаточную помощь для эффективного сдерживания людоедской орды, прущей на нас с востока. Планы по развертыванию военного производства к 2025 году до уровня, который всё равно будет недостаточен, и пафосные заявления уже не впечатляют.
Иными словами, может возникнуть ситуация, когда нам придется выбирать: либо быть уничтоженными рашистами поголовно, либо выйти в своих действиях за конвенционные рамки. Пока что, в отличие от наших врагов, мы держимся в них очень строго. Но за два года войны наши союзники не наладили в достаточном количестве даже производства артиллерийских снарядов — не самого сложного вида вооружений. Не решились на передачу Украине уже имеющихся у них на складах запасов вооружения в достаточном количестве и ассортименте. Не смогли понять, что они тоже находятся в состоянии войны, хотя пока и отсроченной, и отучить своих военных выбалтывать секреты случайным собеседникам в открытых чатах.
Так вот, если ситуация, вопреки нашим надеждам на лучшее, всё-таки будет ухудшаться, и нам придется рассматривать такой выбор, мы, естественно, предупредим об этом наших союзников. Заверив их, что попытаемся избежать таких шагов, но, к сожалению, вынуждены начать подготовку к ним. Потому, что вот объективная ситуация: вот мы, вот Россия, вот вы и ваша помощью, такая, какая она есть по факту.
И если такой секретный доклад появится на свет, и будет отослан в западные столицы, он, с большой долей вероятности, через непродолжительное время всплывет в российских СМИ через очередной открытый чат. Во всяком случае, если ситуация на Западе не изменится кардинально. И Украина вполне может использовать это как инструмент информационной войны.