Без блокады Донбасса не будет Украины: Мир зависит от уровня контрабанды
Сейчас стоит иная дилемма - какой вариант выберет наша страна для оккупированного Донбасса: приднестровский или абхазско-южноосетинский. То есть - как будет действовать Украина: как Молдова или же как Грузия. От этого напрямую зависит дальнейшая судьба ДНР и ЛНР.
Контрабандные скрепы
Как Приднестровье, так и Абхазия и Южная Осетия живут благодаря контрабанде, без которой их постиг бы экономический коллапс. Однако модели контрабандного базиса у них разные.
Молдова поддерживает официальные торгово-экономические связи со своим отколовшимся регионом. Около половины приднестровского экспорта направляется в Молдову и Евросоюз. Приднестровские предприятия активно торгуют с ЕС, регистрируясь в Молдове с целью получения документов для ведения экспортно-импортных операций. Товары идут в ЕС под маркировкой made in Moldova. Вторая половина экспорта из При-днестровья поступает главным образом в Россию и Украину. Одновременно с официальными торговыми потоками идут и контрабандные: сигареты, спирт, водка, коньяк, лом черных и цветных металлов. Идут как на правый берег Днестра, так и через границу с Украиной. Конечно, пограничники и таможенники что-то задерживают, но на порядок большие объемы нелегальных грузов успешно провозятся через пункты пропуска.
Иной вариант избрала Грузия. После войны 2008 г. она полностью перекрыла административную границу с Абхазией и Южной Осетией для ввоза товаров и приняла закон "Об оккупированных территориях", запретивший гражданам Грузии экономическую деятельность в Абхазии и Южной Осетии. Правда, небольшие партии товаров доставляют "челноки" - как правило, жители приграничных территорий, которым разрешено пересекать границу в обоих направлениях и иметь при себе до 50 кг багажа, который редко досматривается. Но и на такой нелегальной торговле зарабатывают больше грузины, чем абхазцы и осетины. А основные потоки товаров из отколовшихся от Грузии регионов идут в Россию. По большей части это именно контрабанда: цитрусы, фундук, а также конопля, мак, наркотики из Абхазии, технический спирт из Южной Осетии (поступает в российскую Северную Осетию, где из него делают известную по всей России паленую водку).
РФ хочет навязать Украине приднестровскую модель для Донбасса и пытается во что бы то ни стало избежать там абхазско-южноосетинской модели. В первом случае контрабанда из ДНР и ЛНР будет украинской головной болью, а во втором - она станет проблемой для России. Причем проблемой очень серьезной, поскольку для нескольких миллионов человек, которые останутся жить в оккупированном Донбассе, нелегальный бизнес будет едва ли не единственным источником средств к существованию. В отличие от Абхазии там практически нет сельского хозяйства, и хотя есть уголь, но он России не нужен, да и дотировать его добычу она не собирается.
Почти визовый режим
Еще одно принципиально важное отличие: за войну с Грузией в 2008 г. РФ не понесла никакого наказания, но за нынешнюю кремлевскую авантюру на востоке Украины российской экономике приходится расплачиваться ежемесячными потерями десятков миллиардов долларов из-за санкций и падения цен на нефть и газ. Для снятия санкций Россия должна продемонстрировать прогресс в урегулировании конфликта, и поэтому Кремль пытается как можно скорее принудить Киев к официальным контактам с Донецком и Луганском по приднестровской модели. Наоборот, замораживание конфликта по абхазско-южноосетинской модели чревато продлением или даже ужесточением санкций. То есть в этом случае время играет против Кремля.
Пока еще нельзя утверждать, что Украина перекрыла неконтролируемое перемещение людей и грузов через линию размежевания с ДНР и ЛНР. Хотя за последние дни предприняты некоторые шаги в этом направлении, необходимо посмотреть, как они заработают на практике. В частности, с 21 января пересечение линии размежевания в зоне АТО будет разрешено только по пропускам и лишь в семи пунктах пропуска: четыре пункта определены для людей и три - для грузов. Пропуска выдаются только в четырех штабах: в Мариуполе, Дебальцево, Великой Новоселке на Донетчине и в Старобельске на Луганщине. Для получения пропуска нужно подать пакет документов, срок выдачи - до десяти дней. Если эта сложная, почти как при визовом режиме процедура будет соблюдаться, то можно надеяться, что она действительно даст результаты: поставит под контроль перевозки на оккупированную территорию грузов (значительная их часть до сих пор фактически обеспечивала потребности террористов и оккупантов), сдержит просачивание из ДНР и ЛНР контрабанды и террористов, предотвратит гибель наших военных и теракты в украинских городах.
Все эти меры можно расценить как ответ Путину на его попытки навязать Украине приднестровскую модель для Донбасса. Поэтому в ближайшие недели нас ждет новый вал истерики из Кремля.
Железную дорогу разделили
После рождественских праздников обнародованы два документа Кабмина, принятые 29 декабря, - распоряжение №1284 и постановление №720. Распоряжение говорит о разделе Донецкой железной дороги на три части. Объекты и участки на территории, контролируемой Украиной, передаются Приднепровской и Южной железным дорогам (их управления расположены соответственно в Днепропетровске и Харькове).
Управление Донецкой железной дороги, остающееся в Донецке (но по-прежнему подчиняющееся "Укрзалізниці"), будет заведовать только тем хозяйством, которое находится на оккупированной территории. Таким образом, линия размежевания теперь формально проведена и по железной дороге. А постановление определило решение финансовых вопросов. В частности, на период проведения АТО плата за перевозки грузов со станций отправления на Донецкой железной дороге должна вноситься на станциях назначения других железных дорог страны, то есть на территории, контролируемой властями Украины.
О том, к чему приведут экономические проблемы в ДНР и ЛНР, читайте здесь