Берлин жертвует Юнкером, чтобы насолить евроскептикам

Или зачем нужна кампания по отставке главы ЕК
euractiv.com

В ответ на Brexit Германия намерена провести гамбит, принеся в жертву главу исполнительного органа ЕС - Еврокомиссии - Жан-Клода Юнкера ради дальнейшего переформатирования интеграционной политики с очевидной целью недопущения развала Союза. Британская газета The Sunday Times накануне опубликовала материал со ссылкой на министра в правительстве ФРГ, пожелавшего остаться неназванным, в котором говорится, что госпожа Меркель в следующем году может начать кампанию по смещению люксембуржца с поста руководителя ЕК.

Официально, хоть и анонимно, объясняется такое намерение тем, что Юнкер "позлорадствовал" по поводу результатов британского референдума 23 июня, настояв на скорейшем завершении процесса выхода Британии из ЕС. После он выступал с интервью различным изданиям и каналам, где повторял свои язвительные комментарии в адрес Лондона.

Однако, напомним, что не один Юнкер реагировал подобным образом на следующий день после референдума на его результаты. Тогда с совместным заявлением, которое было опубликовано на сайте Евросовета, выступили лидеры ЕС - главы ЕК Жан-Клод Юнкер, Евросовета Дональд Туск и Европарламента Мартин Шульц. "В рамках свободного и демократического процесса британский народ выразил желание покинуть Европейский Союз. Мы сожалеем об этом решении, но уважаем его", - заявили они. И далее призвали британцев не тянуть кота за хвост и как можно быстрее покончить с Brexit. Правда, Юнкер еще и отдельно подчеркивал свое недовольство, требуя от Лондона не затягивать вопрос выхода до октября, когда в отставку пообещал уйти премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Да, безусловно, Юнкер в плане медийного присутствия наследил больше коллег. Но, с другой стороны, это совместное заявление прозвучало намного громче. Так почему все шишки посыпались на главу ЕК, а не на всех троих? На самом деле особой тайны здесь нет. Туск - бывший премьер Польши. Он, во-первых, новый участник европейских политических процессов и за ним не было замечено каких-либо промахов. Во-вторых, Туск показал себя гибким и умелым руководителем. В-третьих, нельзя забывать о непростых отношениях Варшавы с Брюсселем и Берлином на данном этапе. Несмотря на то, что консервативная партия "Право и справедливость" Качиньского критически настроена по отношению к бывшему премьеру, однако, очевидно, что они бы реагировали очень остро, защищая "своего" - и воспользовавшись попыткой его смещения в качестве очередного доказательства "германского диктата" и дискриминации Польши (что стало своего рода пунктиком нынешней политики Варшавы).  

Что касается Шульца, то он, как известно, является немецким политиком и соратником главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. А с партнерами-эсдеками Меркель ругаться накануне выборов 2017 года вообще не нужно. К тому же, Шульц по сравнению с Юнкером имеет более чистую репутацию. Выдвижение Юнкера лоббировали немцы, и Меркель в частности, а против открыто выступали британцы. Кэмерон еще в 2014 году грозил выходом из ЕС, если его назначат, назвав его "лицом из 80-х, которое не может решить проблемы ближайших пяти лет".

Тогда Британия не вышла: Кэмерону предложили новое, по сути, соглашение об участии в Союзе - ныне, впрочем, утратившее силу в связи с итогами референдума. Впрочем, трудно не усмотреть иронию в том, что продвигали Юнкера именно в Берлине, и именно в Берлине теперь намереваются отправить его на политическое кладбище.

И Германия - не единственная европейская страна, которая ратует за отставку Юнкера. После его заявлений, глава ЕК подвергся критике со стороны Венгрии, Словакии, Эстонии, Чехии и Польши.

Любопытный винегрет, кстати, получается. Неформальный альянс еврофилов и евроскептиков. Взять тех же поляков. 28 июня министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил: "Мы спрашиваем, имеет ли это руководство Европейской комиссии право продолжать функционировать, объединять Европу. По нашему мнению, оно этого не делает. Новые политики, новые члены комиссии должны взять на себя эту задачу, и в первую очередь мы должны дать новые прерогативы Совету Европы, так как он состоит из политиков, у которых есть демократический мандат". Слова Ващиковского объясняются перманентной враждой Варшавы с Еврокомиссией и Юнкером в частности, после прихода к власти ПиС, которая увлеклась масштабной перекройкой политико-правового поля в стране и подгонкой его под собственные интересы.

Чехия? Благодаря пророссийскому президенту Милошу Земану, некоторые относят чехов к лагерю противников ЕС. Но Земан - не все чехи. И довольно часто за его скандальные заявления отдуваться приходится проевропейскому правительству - и премьеру, и министру иностранных дел. Но все же последний - Любомир Зоаралек - также сказал, что Юнкеру нечего делать на посту главы ЕК. Министр подчеркнул, что Юнкер - не тот человек, который должен возглавлять исполнительный орган власти ЕС и отметил, что он также несет ответственность за Brexit.

Впрочем, за таким единством в "ненависти" к Юнкеру стоят различные предпосылки. Евроскептики пользуются возможностью ударить по Еврокомиссии и ЕС в целом, а еврофилы намерены добиться сохранения единства. Фактически Германия пытается обыграть критиков ЕС на их же поле. Евроскептики сосредоточенно жалят Еврокомиссию и пока они будут критиковать ее, ЕК в нынешнем виде уничтожат как раз еврофилы. А значит обанкротят саму идею exit.

Причем после статьи Шульца для газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung о том, что Еврокомиссию следует переформатировать и создать на ее базе "настоящее европейское правительство", становится ясно - одним Юнкером дело не обойдется. По мнению главы Европарламента, новое правительство должно будет "подчиняться парламентскому контролю со стороны Европарламента и еще одной палаты, состоящей из представителей стран-членов". Это, говорит Шульц, обеспечит более прозрачную политическую ответственность на уровне Евросоюза. При этом не стоит упускать из виду главную, пусть и лежащую на поверхности, деталь: само словосочетание "европейское правительство" указывает на то, что Берлин отнюдь не намерен отказываться от дальнейшего осуществления проекта конфедеративной модели надгосударственного политического объединения

Таким образом Берлин, на самом деле, играет на опережение, стремясь нивелировать успех евроскептиков в Британии, с некоторой  театральностью принося в жертву ненужного политика с небезупречным имиджем, который жестко раскритиковал Brexit. Юнкер напортачил и потому уйдет, а Берлин тем временем расчищает место для новых фигур - более гибких и успешных. Они станут фундаментом обновленного ЕС. Причем позиции Германии, по всей очевидности, могут усилиться как в случае все менее вероятного выхода Британии из Союза, так и в случае, если она все же останется в нем.